68 тысяч рублей собрано в Карачаево-Черкесии для репатриантов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Средства, полученные в рамках благотворительного сбора, организованного черкесскими активистами, будут направлены для помощи 37 репатриантам из Сирии, проживающим в Карачаево-Черкесии. Сбор средств продлится до 1 августа. Материальное положение сирийских черкесов в республике очень тяжелое, а помощи от государства они не получают, сообщили активисты.
Кавказская война (1763-1864 гг.) поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и депортации адыгов на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. В Сирии в ходе вооруженного конфликта подвергались бомбардировкам поселения черкесов. Сирийские черкесы неоднократно обращались к властям и общественности России с призывом о помощи.
Сирийские черкесы не могут найти хорошую работу в республике
Молодежная организация "Адыгэ Хасэ" Карачаево-Черкесии с 28 июня ведет сбор средств для черкесов, вернувшихся из Сирии. Акция продлится до 1 августа – Дня репатрианта, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель организации Тимур Жужуев.
"Сирийские черкесы, как беженцы, нуждаются в помощи. У них много сложностей – бытовых, социальных. По мере сил мы, как черкесы, проживающие здесь, хотим им помочь. Плюс уже скоро 1 августа, День репатрианта – мы воспринимаем это как день возрождения народа", – пояснил он.
Он подчеркнул, что у многих репатриантов нет собственного жилья и полноценной работы, поэтому материальная помощь им необходима.
Часть средств пойдет на покупку школьных принадлежностей детям из семей репатриантов, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" черкесский активист и общественный деятель Амар Жужуев.
"Сбор средств был объявлен, так как черкесы, которые приехали из Сирии, нуждаются во многих вещах, у многих из них есть дети, которым необходимо приобрести те же самые школьные принадлежности", – сказал он.
Кроме того, репатриантам нужно помочь с покупкой продуктов питания, продолжил Амар Жужуев.
"Почти все они более-менее обустроились в нашей республике, то есть уже где-то работают. Но обычно, насколько я знаю, они выполняют какие-то срочные работы, хотя они очень образованные, многие из них владеют иностранными языками, в том числе английским, французским. Но, тем не менее, в нашей республике они находят только низкоквалифицированную работу – на стройке, например, или на заводе. И так как они получают маленькие зарплаты, даже покупка продуктов питания им поможет", – сказал он.
Репатриантам нужна помощь в изучении русского языка
Поиску постоянной работы мешает незнание русского языка, пояснила корреспонденту "Кавказского узла" участница сбора, черкесская активистка Апчар.
"У сирийских черкесов в КЧР нет жилья, у них есть вид на жительство, но нет гражданства, то есть у них есть проблемы с документами. У части оформлен статус как временное убежище. У них есть материальные трудности – из-за документов их не принимают на хорошую работу, плюс есть языковой барьер – плохо говорят на русском", – пояснила она.
В настоящее время в Карачаево-Черкесии живут 37 репатриантов из Сирии, включая детей, но только у двоих из них есть гражданство, сообщила Апчар.
"Все они расселены по аулам в домах, которые пустуют по тем или иным причинам. Просто жители предоставили на безвозмездной основе при условии, что те будут оплачивать коммунальные платежи", – сказала она.
Курсы русского языка для репатриантов не организуются. Раньше в одном из аулов при школе действовали такие курсы, но только для детей, сообщила Апчар.
"Медпомощь репатриантам оказывается в случае необходимости. "Адыгэ Хасэ" им помогает оплачивать коммунальные услуги или по хозяйству", – добавила она.
Часть детей сирийских черкесов посещает школу. Есть те, кто учится в лицее, но они живут не в общежитии, а на съемной квартире, сказала активистка.
Распределение средств от акции зависит от собранной суммы
Участники сбора считают, что хотя на данный момент им удалось собрать лишь небольшую сумму, 68 тысяч рублей, она может значительно увеличиться.
"Уверен, что получится больше собрать. Мы разослали письма всем черкесским бизнесменам и людям, которые находятся во власти. Поэтому ждем еще ответной реакции", – отметил Тимур Жужуев.
Информация об акции распространялась в виде листовок, флаеров, которые раздаются на улице, а также на страницах "Адыгэ Хасэ" в социальных сетях, рассказала активистка Апчар. В сообществе организации во "ВКонтакте" сейчас 3805 пользователей, а в группе на Facebook – 1326 подписчиков.
"Нашей задачей сейчас является обеспечить им место жительства – чтобы не снимали, а чтобы было свое. Если у нас получится собрать около 500 тысяч, мы планировали купить хотя бы одной многодетной семье дом в ауле – там дешевле, и можно добраться до города. А если сумма будет около 150-200 тысяч, мы решили поделить ее между 37 репатриантами. Но все равно получается не слишком большая помощь", – считает активистка.
По итогам благотворительного сбора пройдет концерт, на который будут приглашены семьи репатриантов, сообщил Тимур Жужуев.
"Средства, которые мы соберем, будут направлены на решение их проблем, хотя бы их части", – подчеркнул он.
"Если мы соберем большую сумму, то можно будет средства направить и в другие регионы", – добавил Амар Жужуев.
В Карачаево-Черкесии не разработаны механизмы поддержки репатриантов
Участники благотворительной акции рассказали также, что государственная помощь репатриантам в республике фактически не оказывается.
"С государственной стороны нет ни помощи, ни содействия, никакой программы поддержки. То есть вот так: есть и есть. У них даже нет статуса репатриантов, у них просто вид на жительство, временное убежище", – сказала активистка Апчар.
Глава республики Рашид Темрезов обещал черкесским активистам оказать репатриантам помощь, рассказал Тимур Жужуев.
"Недавно у нас была встреча с главой республики, и есть комиссия по проблемам репатриантов. Она не работала до сих пор. Глава пообещал, что она начнет работу. И пообещал, что в рамках российского законодательства будет оказывать помощь. С федеральными властями мы по этому вопросу не контактировали", – отметил он.
По его словам, в Карачаево-Черкесии не созданы механизмы по работе с репатриантами подобные тем, что есть в Кабардино-Балкарии и в Адыгее.
"В Карачаево-Черкесии всего 37 человек, и все говорят, что это очень мало. Но до этого их и не было никогда. Было пару человек, которые приехали еще давно, в начале 90-х. Для нас 37 человек – это непросто. В Кабардино-Балкарии и Адыгее у них есть огромный опыт работы с репатриантами – много людей приезжало учиться, они там оставались. Мы знаем, что для них там специально строился поселок. Для нас это сложнее", – сказал Жужуев.
В целом процесс репатриации, по оценке Жужуева, сейчас на спаде из-за социально-политической ситуации в стране в целом, однако желающих приехать все равно достаточно.
"Я думаю, что если бы со стороны федеральных властей было больше понимания по этому вопросу, то количество репатриантов было бы в разы больше. Желающих приехать даже в сегодняшние дни, несмотря на спад, все равно много", – подчеркнул активист.
"Кавказский узел" освещает ситуацию с положением черкесов-репатриантов в регионах Кавказа на тематической странице "Черкесский вопрос".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
14 декабря 2024, 03:12
-
13 декабря 2024, 17:28
-
13 декабря 2024, 13:45
Родители подростка на Кубани оказались под угрозой депортации после поножовщины в школе
-
13 декабря 2024, 11:13
1 -
13 декабря 2024, 10:52
-
13 декабря 2024, 08:38