Правозащитники Азербайджана представили в ПАСЕ список из 81 политзаключенного
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Делегация от неправительственных организаций Азербайджана представила сегодня в рамках Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге список политзаключенных в стране. В список вошло 81 имя.
Как сообщал "Кавказский узел", бюро ПАСЕ 23 июня одобрило проект резолюции "Председательство Азербайджана в Совете Европы: какие шаги принимаются с точки зрения уважения прав человека?". На основе этого решения был принят документ "Предложение по резолюции о политзаключенных в Азербайджане". Вопрос о политзаключенных в стране передан на рассмотрение Комитета ПАСЕ по правам человека.
Список, согласованный 11 неправительственными организациями Азербайджана, занимающимися вопросами защиты прав человека и изучением дел политзаключенных, а также оказанием правовой помощи и общественной адвокатуры, распространен сегодня в кулуарах сессии ПАСЕ, а также представлен в руководящие органы ПАСЕ и Совета Европы и Комитет ассамблеи по правовым вопросам и правам человека, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" один из авторов документа, глава Общества правовой защиты и прав человека Расул Джафаров.
"Список составлен и обнародован с целью привлечения международного внимания к проблеме политзаключенных в Азербайджане. Для достижения решения проблемы в рамках международных обязательств правительства в области прав человека мы, будучи представителями гражданского общества Азербайджана, готовы к обсуждению со всеми сторонами, которые могут способствовать освобождению политзаключенных, и, конечно же, в первую очередь с правительством страны", - сказал Джафаров.
По его словам, список подготовлен на основе критериев, установленных резолюцией ПАСЕ №1900 от 3 октября 2012 года для определения понятия "политзаключенный".
3 октября 2012 года ПАСЕ приняла резолюцию относительно понятия "политзаключенный". В ней определены пять критериев понятия "политзаключенный": a) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением; c) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению; d) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами; e) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.
Для 29 заключенных правозащитники требуют немедленного освобождения
Как пояснил Джафаров в списке политзаключенные классифицируются на две категории – "подлежащие немедленному и безусловному освобождению" и "дела которых должны быть пересмотрены".
"В первую категорию мы включили 29 человек, невиновность которых абсолютно не вызывает сомнений. Они однозначно арестованы за реализацию свободы выражения, собраний и объединений. В этой же группе есть три человека, которые были осуждены за конкретные уголовные деяния, однако отбыли срок сверх установленного наказания и по этим причинам должны быть освобождены", - сказал Джафаров.
В числе подлежащих, по мнению делегатов, к немедленному и безусловному освобождению, главный редактор газеты "Хурал" Аваз Зейналов, главред газеты P.S. Nota Сардар Алибейли, глава сайта Мoderator.az Парвиз Гашимли, главред газеты "Толыши садо" Гилал Мамедов, журналист газеты "Зеркало" Рауф Миркадыров, блогеры Омар Мамедов, Абдул Абилов, Рашад Рамазанов (Агааддин), зампред партии "Мусават" Тофиг Ягублу. Четверо заключенных из этой категории - правозащитники: руководители НПО "Центр мониторинга выборов и обучения демократии" Анар Мамедли и Башир Сулейманлы, член Национального совета демократических сил Гурбан Мамедов и глава НПО "Содействие демократии" Эмиль Мамедов.
Также в этой категории есть восемь молодых политически активных людей, в том числе семь членов движения Nida и активист партии "Мусават" Орхан Эюбзаде, и политики: лидер движения "Республиканская альтернатива" Ильгар Мамедов, лидер Партии национальной государственности Немат Панахлы и советник главы партии "Мусават" Ядигяр Садыгов. Под эту категорию попал и общественный активист и теолог Талех Багирзаде.
"Еще три человека – это Эльчин Амирсланов, Ариф Казымов и Сафа Поладов, которые были осуждены в связи с мятежом бывшего отряда полиции особого назначения в марте 1995 года. Эти процессы проводились с нарушением закона. С другой стороны, этих людей приговорили к смертной казни. Впоследствии, когда смертную казнь отменили, вместо того, чтобы назначить альтернативную на момент вынесения им приговора максимальную меру наказания - 15 лет лишения свободы, им автоматически заменили расстрел на пожизненное заключение. Они отбыли уже почти по 20 лет тюремного наказания, то есть больше 15 лет. Эти лица уже ранее были признаны Советом Европы политзаключенными", - пояснил Джафаров.
Авторы списка: дела верующих, участвовавших в протестных акциях, должны быть пересмотрены
Дела еще 52 человек, как считают правозащитники, должны быть пересмотрены. Это лица, в делах которых присутствуют политические мотивы, рассказал другой автор документа, координатор Альянса защиты политических свобод Самир Казымлы.
"Мы не проводили мониторингов судебных процессов поэтому однозначно не можем давать оценку объективности судебных разбирательств. Однако с учетом изъянов нашей судебной системы, а также связи обвинения с политической, журналистской или религиозной деятельностью этих лиц или их родственников, мы настаиваем на проведении повторных прозрачных и объективны судебных процессов над ними", - пояснил он.
Во вторую часть списка включены руководители религиозных сайтов Ниджат Алиев и Араз Гулиев, а также несколько групп верующих, в том числе 10 человек, осужденные по делу "группы Саида Дадашбейли". В 2007 году они были приговорены к длительным срокам тюремного заключения по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Ирана и свержении конституционного строя. Однако авторы списка считают, что следствие и суд проводились "с настолько грубыми нарушениями, что молодых людей признали виновными даже не в попытке, а в захвате власти, то есть в несуществующем событии".
Далее в списке указаны пятеро фигурантов дела руководства Исламской партии и ее лидера Мовсума Самедова, а также две группы так называемых "узников хиджаба": девять осужденных после акции против запрета на ношение хиджабов ученицами в школах 6 мая 2011 года и еще 13 осужденных за участие в аналогичной акции 5 октября 2012 года.
Еще шестеро верующих были арестованы в сентября 2012 года в городе Масаллы на юге страны за протесты против выступления полуобнаженных танцовщиц на местном фольклорном фестивале.
"Возможно, эти лица и совершили какие-либо противоправные действия, однако их арестовали за незаконное хранение оружия, которое "оперативно" было найдено у них в домах. Осужденные заявляют, что оружие им подбросили", - сказал Казымлы.
Во вторую часть списка также вошли теолог Абгюль Сулейманов, экс-министры здравоохранения и внешнеэкономических связей Али Инсанов и Ниджат Гулиев, бывший управделами президента Акиф Мурадвердиев и бывший сотрудник Особой службы госохраны Асиф Лятифов.
Кроме того, в список попали двое осужденных по "исмаиллинскому делу": местный активист Васиф Ибрагимов и брат местного журналиста Эльчина Исмайыллы Эльшан. Наконец, в список включен шурин лидера Партии Народного фронта Азербайджана Али Керимли Эльнур Сеидов.
"Эльнур Сеидов являлся банковским служащим, но его осудили по сомнительным обвинениям за мошенничество и другие преступления", - пояснил Самир Казымлы.
Представленный список может быть использован в комитете ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" автор документа, директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов.
"По каждому политзаключенному мы представили подробную справку. Там содержится информация как об обвинении, так и политических мотивах уголовного преследования", - пояснил он.
Список составлен с участием представителей Общества правового просвещения, Ресурсного центра демократии и прав человека, Альянса защиты политических свобод, Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи, Центра мониторинга выборов и обучения демократии, Общества правовой защиты и просвещения, Института свободы и безопасности репортеров, организации "Демократический мониторинг", Института права медиа, Ассоциации юристов Азербайджана и Центра национальных и международных исследований.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
04 ноября 2024, 20:00
Армянские журналисты раскритиковали законопроект "Об общественной информации"
-
04 ноября 2024, 16:54
-
04 ноября 2024, 14:03
Голубев объявил об отставке с должности губернатора Ростовской области
-
04 ноября 2024, 11:10
-
04 ноября 2024, 09:20
6Муфтият опроверг информацию об обязательном ношении хиджаба в Чечне
-
04 ноября 2024, 08:26