Таинственный "Янардаг" - уникальное природное явление на Апшероне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В преддверии летнего туристического сезона в Азербайджане местные компании пытаются привлечь посетителей на уникальные достопримечательности страны. Среди предлагаемых экскурсий особый интерес туристов вызывает так называемая "горящая гора" - Янардаг.
УНИКАЛЬНОСТЬ, СОЗДАННАЯ ПРИРОДОЙ
Это уникальное природное явление располагается на Апшеронском полуострове в 25 км северо-восточнее столицы Азербайджана у села Мехеммеди.
Постоянный огонь здесь поддерживается выходящими наружу из-под земли газами. Несколько языков пламени на расстоянии 10-15 метров поднимаются над землей у подножия горы, высота которой составляет 116 метров. Постоянный ветер на Апшероне придает возвышающемуся на 3-5 (а иногда и больше) метров пламени причудливые формы и усиливает таинственность и красоту этого природного явления. Особенно красив Янардаг в сумерках, когда красно-желтые цветы пламени переливаются с темно-синими тонами неба.
«В древности таких мест естественного извержения огня из-под земли на Апшероне было много. Поэтому Апшерон был местом паломничества огнепоклонников из Индии и Ирана. Именно с тех времен три языка пламени и синева Каспийского моря и стали символами Баку», - говорит директор историко-культурного и природного заповедника «Янардаг» Малик Фатуллаев.
ЧУДЕСА ИСЦЕЛЕНИЯ И СИЛА ВРАЧЕВАНИЯ
Янардаг и сегодня привлекает многочисленных туристов и паломников - сюда приезжают буддисты, верящие в святость этой горы и медитирующие у ее подножия. Янардаг рассматривают как культовое место, святилище и некоторые местные жители.
«Этот огонь горит при любых погодных условиях - и в дождь, и при ветре. Это место считается святым. Сюда приезжают люди даже из отдаленных регионов Азербайджана, как бы на паломничество. Многие больные видят эту гору в своих снах, а когда приезжают сюда, то обретают исцеление, мы сами не раз были свидетелями подобного чуда. А у тех, кто приходит сюда в нетрезвом состоянии, резко ухудшается самочувствие», - говорит местный житель по имени Валех.
В 200 метрах от выхода на поверхность земли огня на Янардаге есть очень слабый действующий грязевой вулкан. Там извергается смесь грязи и сернистой воды, которая обладает лечебными свойствами, и в частности очень хорошо помогает в исцелении от болезней кожи. От этого и название вулкана «Готур булаг» («Чесоточный родник»). Однако вулканическая смесь выходит наружу не всегда.
По словам директора заповедника Малика Фатуллаева, место, на котором находится горящая часть горы, относится к лощине «Кирмяки», где в древности из-под земли на поверхность выходил кир (смолистое вещество). От этого и произошло слово «кирмяки» - «кир» и «мякан» - «пространство кира».
ЛЕГЕНДЫ ПРОТИВ ИСТОРИКОВ
С Янардагом связаны и ряд легенд. Одна из них касается пещеры, расположенной на самой вершине горы. Ее называют по-разному - «Вольчими воротам», «Волчьим гнездом», «Волчьим переходом». Согласно легенде, которую рассказывают местные жители, когда-то в этой пещере жила стая волков. Однако по мнению ученых, узоры на стенах пещеры дают основания полагать, что в этой пещере находилась одна из древних стоянок первобытных людей.
С 2007 года Янардаг взят под охрану государства, и его территория объявлена Государственным историко-культурным и природным заповедником. В последние годы, по словам Малика Фатуллаева, проводятся археологические исследования. В частности, сотрудниками Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана на горе были обнаружены два кургана – древних могильника. В настоящее время раскопки продолжаются.
"ВЕЧНЫЕ ОГНИ" УСТАМИ ПИСАТЕЛЕЙ И ЛЕТОПИСЦЕВ
Как отмечает азербайджанский ученый-культуролог Тогрул Джуварлы, исторически территория Баку и его окрестностей была насыщена «вечными огнями», что связано насыщенностью этих мест запасами углеводородов. «Нефть и газ залегали настолько неглубоко, что в ряде мест они выплескивались наружу в виде вечного пламени. Буквально до середины 19 века на Апшероне были места, где от зажженного фитиля земля начинала факелом гореть. Интересно, что такие места были и на море у побережья», - говорит ученый.
По его словам, в честь французского писателя Александра Дюма, посетившего Азербайджан в конце 1850-х годов, был устроен фейерверк из таких пламеней. В частности, во время плавания в Бакинской бухте в воде в разных местах были зажжены огни, и писатель был потрясен увиденным и описал это в своей книге «Кавказ».
"Вечные огни" описывал и побывавший в Азербайджане в середине 19 века русский ученый, путешественник, востоковед, профессор Казанского университета Илья Березин. Он рассказал об увиденном уникальном явлении природы в книге «Путешествие на Апшероне».
«Вечные огни» Баку, упоминаются уже в письменных источниках раннего средневековья. Одним из первых сообщает о них в начале V века византийский дипломат и историк Приск Панийский, который упоминал местность, где "пламя поднимается из-под скалы". Об этом же впоследствии писали многие арабские летописцы. Упоминания о чудо-горе близ Баку есть даже в записях великого путешественника Марко Поло.
СТРАНА ОГНЕЙ
Как полагает Тогрул Джуварлы, «угасанию вечных огней» способствовало начало промышленной разработки нефтяных месторождений Азербайджана во второй половине 19 века, когда, образно говоря, «скапливаемая под землей, энергия стала уходить вместе с добываемой нефтью через скважины».
По мнению ученого, обилие «вечных огней» дает основания полагать, что Азербайджан был местом широкого распространения зорастризма. Даже несмотря на принятие в последующем в Азербайджане мусульманства традиции почтенного отношения к огню сохранились в быту, культуре, фольклоре азербайджанского народа. Не случайно и в древних письменных источниках Азербайджан упоминается и как «Страна огней».
Огонь остается одним из главных атрибутов отмечаемого у многих восточных народов, в том числе азербайджанцев, весеннего праздника Новруз, наступающего в день весеннего равноденствия. По мнению Джуварлы, это тоже исходит от зорастризма, в котором огонь является очищающей святыней, символизирующей триединую чистоту - мысли, слова и действия.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43