Круглый стол НУПИ. Ислам и молодежь в СКФО одна тема и 2 сообщения
дек. 22, 2013 10:11
Victor
|
Добрый день! Сегодня в 17 часов в этой теме состоится круглый стол участников проекта «Диалог и обучение поверх барьеров: Северный Кавказ-Россия». Доклады: Елена Камышева: Ислам для дагестанской молодежи. Джа Гериев: Ислама и молодежь Чеченской республики. Андрей Лукиенко: Стереотипы о северокавказской молодежи.
Регламент выступления: Вводное слово модератора (Лебедев Виктор). Выступление докладчика. Комментарий эксперта. Вопросы участников. Сл. доклад и т.д.
С уважением, Виктор Лебедев. |
дек. 22, 2013 17:01
Victor
|
В качестве эксперта, на нашем крглом столе выступит Руслан Маликович Гиреев: эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа. Регламент выше изложен. Тема, которую мы собираемся обсудить сегодня, становится все более и более актуальной. В средствах массовой информации все чаще звучат сообщения о распространении "радикального ислама", не происходит значительного сокращения числа террактов на территории СКФО и России в целом. Существующие в российском социуме мигрантофобия и кавказофобия медленно но верно разрастаются: по данным Левада-Центра 61% жителей России негативно относятся к мигрантам, а 62% россиян разделяют лозунг - "хватит кормить Кавказ". При этом наиболее негативные чувства испытываются, прежде всего, к представителям народов Кавказа1. Мигрантофобия и кавказофобия в свою очередь формируют исламофобию - боязнь ислама, при котором в сознании обывателя отождствляются такие понятия, как ислам, терроризм и экстремизм. Сознание россиянина наполнено мифами о хиджабах и "шахидах", "джихаде" и "мусульманской агрессии". В условиях кризиса российской национальной политики и роста межэтнической и межконфессиональной напряженности очень важно услышать голос трезвого рассудка. Нам всем важно понять "что же такое кавказская молодежь". Каков ее реальный уровень религиозности? Насколько соответствуют истинне сложившиеся стереотипы? Часть работы по нахождению ответов на эти и другие вопросы мы постараемся проделать сегодня. Слово предоставляется Камышевой Елене. |
дек. 22, 2013 17:02
Victor
|
Сейчас у Елены проблемы с подключением, если они не будут в течении 5 минут разрешены - передаем слово Джа Гериеву. |
дек. 22, 2013 17:10
Victor
|
Вот поступили первые результаты. Я наплодил мифов. Наш эксперт Гереев Руслан Маликович, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа. Прошу простить за ошибку. Ждем доклад по чеченском молодежи. Надеемся, на успешное разрешение интернет-проблем у Елены. В противном случае вместо Елены выступлю я сам. |
дек. 22, 2013 17:12
Dzh Geri
|
Всем доброго дня!
Ислам и чеченская молодежь.
Религия в Чечне всегда занимала особое место. Традиционно в Чечне получил распространение суфизм и 2 суфийских братства: Кадария (зикристы), к которым, по данным ДУМ Чечни относятся больше 60% чеченцев и Накшбандия. В годы жесточайших репрессий и атеизма, когда верующие подвергались преследованиям, мусульманские обряды здесь продолжали соблюдаться. Сегодня же официальными властями республики проводится политика по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и соблюдению норм ислама в повседневной жизни. Если в субъектах РФ, например в Ставрополье, идет неприкрытая борьба против ношения платков ученицами и местные власти всячески противоборствуют строительству мусульманского храма, а исторические мечети либо закрываются, а то и вовсе отводятся под непопулярные галереи, то в Чечне совершенно иная ситуация: здесь все женщины и девушки в стенах госучреждений должны быть в платках. Дресс-код обязателен как для женщин, так и для мужчин. Мужчины-сотрудники государственных учреждений в пятницу (день джума-намаза) должны быть одеты в т.н. мюридскую одежду (одежда свободного покроя). Согласно результатам исследования проведенного ИА CaucasusTimes в Чечне, 81% респондентов отметили, что ислам играет значительную роль в их жизни и только 1% указали на небольшую роль религии в их жизни. Высокую степень религиозности, как мне кажется, можно объяснить тем, что основные адаты чеченцев (нормы, регулирующие общественную жизнь) совпадают с суфийскими традициями. «С принятием ислама мы стали совершать 5-ти кратный намаз и соблюдать пост, а остальные законы – это практически наши адаты» - говорят иногда чеченские старики. Все ключевые вопросы, возникающие в жизни чеченцев решаются, в первую очередь, согласно исламу и адатам, будь то заключение брака, примирение враждующих сторон, обряд прощения кровника или другие важные вопросы. Степень религиозности находит свое выражение в частом и регулярном совершении молитв. Так 82% опрошенных жителей Грозного, согласно исследованию вышеупомянутого агентства, отметили, что регулярно совершают 5 молитв и 13% время от времени. На территории Чечни сейчас нет ни одного населенного пункта, где нет мечети. Всего их в республике не менее 1200 включая маленькие мечети на 30-50 человек, есть также молельные комнаты, где не проводится проповедь и коллективный пятничный намаз, во всех госучреждениях, учреждениях высшего и среднего образования и даже в школах. Тем не менее, число регулярно посещающих мечети существенно ниже числа верующих и совершающих ежедневно 5 намазов. Согласно вышеупомянутому исследованию, только 8% опрошенных регулярно посещают мечети и 24% делают это от случая к случаю. Основным контингентом, заполняющим мечети, является молодежь. Однако стоит отметить тот факт, что на фоне мощной поддержки и пропаганды норм «традиционного» ислама, практически любые проявления инакомыслия, других взглядов на религию считаются чуть ли не радикализмом а то и экстремизмом вкупе с терроризмом. В отличие от соседнего Дагестана, в Чечне нет ни одной мечети, где проповедовался бы «нетрадиционный» для Чечни Ислам. Ситуация с религиозностью молодежи Чечни, на мой взгляд, такова: есть т.н. «этнические мусульмане», которые знают поверхностно о религии, но часто позволяют себе их нарушение, девушки не носят хиджабы, а часть тех кто носит, может делать карьеру певицы или танцовщицы. И есть «новые» (с 1990-х гг.) для Чечни мусульмане – приверженцы других взглядов на религию, в большинстве своем саляфистких воззрений. Как правило, это молодые юноши и девушки, которые пришли к своим взглядам сами, изучая ислам, интересуясь им. Они строго соблюдают религиозные предписания, изучают арабский язык и читают Коран. Во всех делах они ссылаются на Коран и Сунну пророка. Юноши с бородами и в скромных одеждах, девушки в хиджабах (в хиджабах девушек первой категории и этих существенная разница). О таких молодых людях говорят «ударились в религию» и их очень часто называют вахабистами, вообще все что противопоставляется суфизму привыкли называть вахабизмом. Сами же они любят называть себя Ахлю Сунна валь Джамаа ( приверженцы сунны и единства). Есть некоторое непонимание и боязнь родителей, что их дети будут придерживаться нетрадиционных взглядов. Родители хотят, чтобы их дети были как все, искренне беспокоясь за них и не понимая их, так как не имеют религиозного образования. На мой взгляд, поддержка и пропаганда одной идеологии и угнетение другой властями светского государства могут быть опасными в плане радикализации молодежи.
|
дек. 22, 2013 17:14
Victor
|
Напоминаю регламент. Сейчас читаем, затем мнение о проблеме - со стороны эксперта и потом вопросы, в порядке очередности. |
дек. 22, 2013 17:27
Victor
|
Пока мы ждем, дам немного статистики для размышления: 62% россиян считают, что в россии сейчас возможны, крупные межэтнические столкновения, это на 19% больше, чем в прошлом году! 25% - считают что такой конфликт может произойти там, где они живут. Рост - 3%. |
дек. 22, 2013 17:36
Victor
|
У эксперта схожие проблемы. Пока задаем вопросы. Большое спасибо Джа, все эти данные бузусловно интернесны. У меня такой вопрос, можно ли говорить о существовании сегодня какого-то конфликта отцов и детей на почве религии в Чечне? |
дек. 22, 2013 17:37
Aslahan
|
Добрый вечер! А как ещё иначе могут "считать" россияне, если им каждый день говорят о кавказцах только в отрицательном плане, если в умах этих россиян кавказские республики уже считаются отрезанным ломтем? |
дек. 22, 2013 17:40
Aslahan
|
Джа, вы пишете "Все ключевые вопросы, возникающие в жизни чеченцев решаются, в первую очередь, согласно исламу и адатам, будь то заключение брака, примирение враждующих сторон, обряд прощения кровника или другие важные вопросы." Разве требования ислама и адата одинаковы? Брак заключается, например, вовсе не по адату. |