RSSПолитическая география Южного Кавказа

30 лет независимости постсоветских стран. Обобщающая оценка в индексе ООН

02:54, 13 января 2022

 ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

 

Распад СССР и оценка тенденций перед распадом

8 декабря 1991 года состоялось подписание Беловежских соглашений («О создании СНГ»), где тогдашние руководители трех республик подписали договор о роспуске СССР. Четвертая республика из учредителей СССР – Закавказская Федерация – прекратила свое существование в 1936 году и была разделена на 3 республики Южного Кавказа, поэтому обошлись без них, а также Казахстана, существенно нарастившего свою территорию, население и политический вес, по сравнению с периодом учреждения СССР.

25 декабря 1991 года роспуск СССР был официально признан и его тогдашним руководителем Михаилом Горбачевым, снявшим с себя полномочия и записавшим короткий и всем хорошо известный ролик. С тех пор СССР прекратил свое существование. Условно именно с этого момента, а точнее, с января 1992 года, можно отсчитывать независимость республик, а 1991 год все еще можно считать советским наследством, полученным республиками на старте.

Я решил рассмотреть, кто и как смог справиться с «советским наследием», и где республики оказались. Для этого я взял Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) ООН, который издается с 1990 года поныне и дает возможность проследить эволюцию этого интегрального показателя по всем странам. Отмечу, что в реальности Индекс, вышедший в 1990 году построен на данных 1987 года, в 1992 – на данных 1989-90 гг., а индекс 1993 года – на данных 1991.

К сожалению, ООН часто меняет методологию, пересматривая и уточняя ее. В конечном счете это призвано сбалансировать, уточнить и улучшить рейтинг, но не всегда работает на короткой дистанции. Например, последний рейтинг был издан в 2020 году на основании данных 2019 года, но опять, ввиду изменений методологии, позиции многих стран резко изменились. Во избежание этого эффекта, я взял крайними индекс 1993 (когда впервые появились республики в рейтинге) и 2019 годов. Также, во избежание влияния изменений методологии и данных, изменяемых стат.агентствами задним числом, я каждый раз рассматривал ИРЧП на основе доклада, изданного в соответствующий период.

Стоит учитывать, что уже в 1991 году, а в отдельных республиках и вовсе с 1985 или 1988 гг. начался экономический спад, так что проследить эволюцию качества жизни и развития человеческого потенциала в предтрансформационный период не представляется возможным. Взамен можно рассмотреть следующие показатели. В 1990 году (1987) СССР занимал 26 место из 130 стран, в 1991 (1985-90) СССР занял 31 место из 160 стран, а в 1992 (1989-90) СССР занял уже 33 место из 160 стран. В первом рейтинге, где появилась Российская Федерация, она заняла 37 место из 173 стран. Россия имела несколько более высокие показатели, чем в среднем по Союзу, в то же время, в 1993 году в рейтинге появились три прибалтийские страны, причем все три выше России, так что с исключением их Россия бы заняла 34 место, а вот весь Союз, скорее всего был бы близок к 37-42 местам.

 

Рейтинг и его изменения

Интересно, что в 1993 году Армения занимала 47 место, а в 2019 – 81 место, упав на 34 позиции. Похожие трансформации испытали и другие республики. Наибольший спад испытали Молдова, Украина и Туркменистан, и было лишь две республики, улучшившие свою позицию в рейтинге за период независимости – Эстония и Казахстан. Стоит учитывать, мы специально рассматривали именно место в рейтинге, а не показатель развития человеческого потенциала, чтобы также исключить влияние методологии, а кроме того, чтобы понять, где оказались постсоветские страны относительно других стран.

Итак, если смотреть кратко, то рейтинг выглядит так:

ИРЧП 1993

ИРЧП 2019

Изменение

29

Литва

30

Эстония

+4

34

Эстония

34

Литва

-5

35

Латвия

39

Латвия

-9

37

Россия

49

Россия

-12

38

Белоруссия

50-1

Казахстан

+4

45

Украина

50-1

Беларусь

-12

47

Армения

70

Грузия

-21

49

Грузия

81

Армения

-34

54

Казахстан

87

Азербайджан

-25

62

Азербайджан

88

Украина

-43

64

Молдавия

107

Молдова

-45

66

Туркмения

108-9

Узбекистан

-28

80

Узбекистан

108-9

Туркменистан

-42

83

Киргизия

122

Кыргызстан

-39

88

Таджикистан

125

Таджикистан

-37

Всего стран: 173

Всего стран: 189

+16

 

Как мы видим, большая часть республик уступили свои позиции за период независимости. При этом, на момент обретения независимости ожидался скорее рост; многие жители бывшего СССР думали, что после реформ и избавления от советской номенклатуры их уровень жизни вырастет. Даже в абсолютном выражении это произошло не везде, а уж в относительном, как мы видим, только две страны могут похвастаться таким успехом.

На самом деле были определенные причины ожидать роста уровня жизни: несмотря на сравнительно неплохие позиции, бывший СССР отставал в развитии от Западной Европы и как развивающийся регион должен был расти быстрее. С другой стороны, были и причины, почему этим надеждам изначально не суждено было сбыться. В первую очередь это инерция распада СССР и падения советской экономики. Эта инерция не могла быть быстро преодолена. Также, надежды на быстрое замещение межреспубликанской кооперации сотрудничеством с развитыми странами были тщетными изначально, эти рынки для 12 из 15 республик закрыты и поныне.

 

Постсоветская динамика и ее причины

Но бросается в глаза также и то, что, хотя позиции постсоветских стран в общем рейтинге изменились, они очень незначительно изменились в сравнении друг с другом. Это уже само по себе показывает, что нынешнее положение республик является скорее объективным, чем субъективным. Существует пропаганда о том, что во всем виноваты элиты, которые должны были просто внимательно читать Робинсона и Аджемоглу, и следовать их указаниям, ну а поскольку они не построили адекватную рыночную экономику, положение стран оказалось незавидным. Для того, чтобы понять, что, как и почему происходило с точки зрения политической экономии, недостаточно говорить лозунгами; необходимо действительно понимать эволюцию институтов, общественных отношений, экономических тенденций, включая как интенсивное (предпринимательство, технологии), так и экстенсивное (ресурсно-рентный компонент экономики) развитие и наложить все это на внешние обстоятельства и социально-демографические тенденции, которые везде были разными.

См. также:

В России есть еще одна тенденция – объяснять все тренды развития после 1991 года отсутствием дотаций из России. Мол, высокое положение республик в 1991 году вызвано дотациями из союзного центра, а по сути, из России, и отключение республик от дотаций неизбежно привело к их нынешнему положению. Это было бы верно, если бы условия республик не изменились, за исключением фискального процесса. Но ведь было не так: кое-где были войны, а кое-где их не было, кое-где были гражданские войны, а кое-где была бесконечная стабильность. Кто-то получал дотации Европейского союза, а кто-то потерял даже постсоветские связи и оказался в полной блокаде. Каким образом могут быть в таких условиях одинаковые результаты? Не говоря уже о том, что в общественном восприятии эти дотации тоже преувеличены. Хотя, надо сказать, определенные механизмы поддержки постсоветских экономик Россией сохранены – общий рынок (ЗСТ СНГ), субсидируемая цена на газ и др.

Говоря о в целом объективных тенденциях, мы, конечно, не можем говорить ни о географическом, ни об историческом детерменизме – многое зависело от принимаемых решений. В первую очередь это касается консолидированных авторитарных режимов, особенно Туркменистана. В других случаях причиной провала как раз стала неспособность выстроить сколько-либо консолидированную власть и элиту, что в первую очередь относится к Молдове и Украине. Наконец, от статистики населения и в целом исходного качества статистики во многом зависят результаты, отражаемые рейтингом, а это в случае постсоветских стран почти всегда – проблема.

Взглянем на успешные страны – Эстонию и Казахстан. Обе имели хорошее соотношение доступных для развития ресурсов и населения. Также, обе сталкивались с вызовом в виде этнической конкуренции со стороны крупных русскоязычных общин. Они с ними справлялись, причем далеко не без массовых нарушений прав человека, особенно в Эстонии, но с исторической точки зрения важнее то, что элиты консолидировались вокруг общих целей. Понятны и различия: Эстония близка к Финляндии, имеет хороший доступ к морям и мировому океану и стала членом ЕС, а также получила оттуда серьезные дотации. Казахстан – петро-государство, находящееся в глубине материка, но с имеющимися ресурсами в Казахстане смогли распорядиться далеко не худшим образом (хотя в последнюю неделю стали очевидны и обратные стороны социально-экономической политики в этой стране, см. Казахский бунт совсем не случаен: социальные и политические причины кризиса, 9 января 2022).

 

Тенденции в графическом виде

Ниже представлены графики тенденций постсоветских республик в рейтинге для большей наглядности.

График 1. Позиции республик друг относительно друга


Здесь мы, опять же, видим, что позиции республик друг относительно друга за последние 30 лет сильно не изменились. Не исключено, что распределение было бы таким же и без распада СССР. Рассмотрим тенденции позиции в самом рейтинге относительно всех стран мира.

График 2. Трансформационный спад республик бСССР в первые годы независимости


Как мы видим из графика, упали все республики, причем довольно резко. Хотя все же были те, кому удалось сохранить больше, а были и те, кто имел большие потери по сравнению с другими республиками. Изначально заметно как проваливаются Молдова, Армения, Украина, Туркменистан. А вот дальше большая часть республик более или менее стабилизировались. Кто-то позже подрос, кто-то даже продолжил падение. Но нынешние позиции были заданы более-менее к началу 2000-ых гг., таким образом шоковые реформы и трансформация по сути не начали процесс процветания, а просто провели коррекцию для постсоветских стран, причем зачастую эта коррекция выглядела как «жесткая посадка». А на следующем графике мы видим то, как выглядел весь процесс постсоветской экономической и социальной трансформации республик.

График 3. Динамика ИРЧП союзных республик по докладам ООН, 1993-2019

 

По ссылке вы сможете изучить всю динамику в анимации и с различными опциями.

***

Касательно СССР, его истории и социально-экономических тенденций можно ознакомиться со следующими материалами.