Фото
10:54, 12 января 2025

Прогноз режиссера Звягинцева


НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

В воскресенье хочется говорить об искусстве.  Политика очень грязна, вся в крови. Мужчины обожают рассуждать о политике, а меня эта тема за неделю донимает, и я сознаю, что вне политических катаклизмов обычная жизнь продолжается не прекращаясь. Что бы не происходило в мире, но внутрисемейные страсти остаются, и для многих они важнее геополитических разломов.

Вчера ютуб, который в Азербайджане работает как ни в чем не бывало,  предложил мне смотреть фильм Андрея Звягинцева "Елена". Видел, дважды, его следующий фильм "Левиафан", тогда еще писал здесь мой восторженный отзыв. А "Елену", снятую в 2011 году, когда все в России и в мире было внешнее нормальным и спокойствие даже угнетало, не смотрел.  Если бы не режиссерство Звянинцева, эмигрировавшего в 2022 году во Францию,  я бы "Еленой"  не заинтересовался.

"Левиафан" с другой стороны

Мощный талант виден с первым кадров. Долго, наверное, до середины фильма ничего заинтриговывающего не происходит, я даже прекратил смотреть, но потом понимая, что не может продолжаться "ничего", возобновил просмотр.  Понимал, что в первой половине режиссер раскидывал информационные метки, которые раскроются, когда наступит коллизия. Так и случилось.

фото Андрей Звягинцев

Не буду пересказывать сюжет, каждый может смотреть сам.  Вновь скажу о режиссерском таланте. Он не указывая пальцем, без дикторского текста, не акцентируя, медленно, но на фоне угнетающей музыки (здесь точная аналогия с "Левиафаном"), показывает российский городской быт, в котором не осталось места нравственности. То есть она есть в формах, в привычке пить утренний кофе, в модерновости внутреннего убранства дорогой квартиры, в чистоте подъезда и встающем на ноги при появлении жилицы консьерже. В дорогом Audi мужа Елены, которого она потом отравит, чтобы отдать его богатство своему сыну от первого брака и его семье.

Сын и его семья - это уже другая Россия, в которой не желающие работать мужчины плюют с балкона вниз, юный отпрыск безработного лодыря пьет пиво с друзьями во дворе, и они отправляются кого-то бить, и скорее всего этот кто-то - среднеазиатский рабочий, которых режиссер неслучайно показывает в первой половине фильма. 

Каждая фраза, а герои фильма говорят мало, отрывисто и резкими фразами на грани оскорбления,  имеет свое значение, раскрывая пласты общественной жизни.  Невестка Нины - тоже безработная жена ее лодыря-сына,  в тревоге за своего сына, внука Елены,  объясняет необходимость найти деньги, чтобы спасти сыночка от армии:  "ты же знаешь,  его отправят прямиком в какую-нибудь Осетию", - говорит она. В этой короткой фразе раскрываются внутрироссийские реальности, которых не было в СССР, а теперь это неизбывная правда. 

Звягинцев снял фильм о нравах в российском народе в 2011 году, как будто показывая тогда свой прогноз о будущем  России, которое формируется этими же нравами.  

Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
11:12, 18 декабря 2024
Апти Алаудинов
Выбор редактора
Все блоги