Муфтият Дагестана. Фото: пресс-служба муфтията Дагестана

09 июля 2024, 19:07

Упразднение отдела фетв продемонстрировало раскол в муфтияте Дагестана

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Плюрализм мнений типичен для ислама, но упразднение отдела фетв в муфтияте Дагестана стало свидетельством нетерпимости муфтия к инакомыслию и раскола по вопросу никаба, считают религиоведы и журналисты. Они предположили, что муфтият создаст орган с аналогичными функциями из лояльных муфтию сотрудников.

Как писал "Кавказский узел", 1 июля муфтий Дагестана Ахмад-Афанди Абдуллаев анонсировал фетву о запрете никаба. 2 июля руководитель отдела фетв муфтията Дагестана заявил, что оснований для всеобщего запрета никаба нет, но может быть введен временный запрет из соображений безопасности. 3 июля муфтият Дагестана объявил о временном запрете никабов до нового богословского заключения. 8 июля муфтий Дагестана объявил об упразднении отдела фетв и примирения муфтията Дагестана. Свое решение муфтий обосновал тем, что отдел "не отвечает своевременно на вызовы времени". 

Заявления представителей исламского духовенства по вопросу фетвы о никабе вызвали дискуссию о наличии в Дагестане "радикальных" мечетей и, напротив, лояльных муфтияту. Возникли споры и о том, является ли исполнение запрета обязательным или он носит рекомендательный характер. В справке "Кавказского узла” "Фетва о запрете никаба – закон или рекомендация" собраны мнения экспертов о том, будет ли исполняться запрет муфтията Дагестана.

Плюрализм мнений в исламе всегда был нормой, но не в ДУМ Дагестана, считает профессор НИУ ВШЭ, специалист по сравнительному правоведению и исламскому праву Леонид Сюкияйнен.

"По большей части вопросов, касающихся фикха (исламской юриспруденции, - прим. "Кавказского узла"), в исламской мысли всегда существовали разные позиции. Так было всегда, и плюрализм мнений всегда являлся отличительной чертой ислама. С учетом этого не должно быть удивления в связи с тем, что в ДУМ Дагестана есть разные мнения по одному и тому же вопросу. Это раскол из-за запрета никаба. Но очевидно, что муфтий Дагестана не потерпел иную точку зрения и упразднил отдел фетв", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, вопрос вынесения фетв после упразднения отдела, ответственного за это, остается открытым. "Лично у меня возникает вопрос, а кто же будет теперь выносить фетвы в ДУМ Дагестана? Сам муфтий? Или совет при муфтии? Я могу предположить, что временно сам муфтий будет принимать необходимые фетвы, а потом будет создан другой аналогичный отдел, который больше не будет противоречить позиции муфтия. На самом деле, это прецедент, и я не помню что-то подобное в истории", - указал он.

Формулировка "не отвечает своевременно на вызовы времени" означает, что отделу фетв следовало поддержать мнение муфтия по запрету никаба и не выражать другую позицию

С этим мнением согласен кандидат исторических наук, заведующий Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Владимир Бобровников.

"Будет создан иной орган, который займется вынесением фетв. Не думаю, что ДУМ может долго функционировать без отдела фетв. Каждое решение муфтия проходит обсуждение в подобном отделе, проверяется, не противоречит ли шариату, и потом только выносится решение. Поэтому, думаю, будет создан какой-то аналогичный орган с лояльными специалистами", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Упразднение отдела фетв показало, что в ДУМ Дагестана не все придерживаются одного мнения. "Запрет никаба в Дагестане стал таким сложным вопросом, что расколол ДУМ. Упразднение этого отдела говорит о внутреннем конфликте из-за этого вопроса. Это очевидно. Формулировка "не отвечает своевременно на вызовы времени" означает, что отделу фетв следовало поддержать мнение муфтия по запрету никаба и не выражать другую позицию", - отметил он.  

Решение ДУМ Дагестана о запрете никаба не является обязательным, следовать ему будут лишь те, для кого муфтият является авторитетом, а это далеко не все жители республики, указали опрошенные "Кавказским узлом" религиоведы.

Бывший имам дагестанской мечети Надирийя Ахмад Анчихский также считает, что упразднение отдела фетв говорит о большом расколе в ДУМ Дагестана.

"Убежден, что ДУМ Дагестана в принципе орган декоративный, за всеми решения этой организации нет никакой силы. Они могут лишь рекомендовать. Что касается упразднения отдела, то это не ново. Там часто убирают несогласных. Вспомните Саадуева, Атаева. Думаю, это из той же серии", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".  

Руководитель отдела примирения в муфтияте Дагестана уволен из-за самовольных и громких заявлений по палестинскому вопросу, заявил 1 ноября 2023 года муфтият. По этой же причине был уволен и еще один сотрудник  муфтията Дагестана Зайнулла Атаев.

По его мнению, муфтий Дагестана пошел на такой шаг, чтобы укрепить свой авторитет. "Накануне перед объявлением официального решения вышла фетва отдела фетв и, как я полагаю, настоящая фетва. В ней было четко сказано о том, что никаких оснований запрещать никаб отдел не видит. Затем спустя короткое время отдел распустили. Думаю, для любого понимающего в этих делах человека все станет более чем очевидным, если он сложит цепочку событий. Событийно это выглядело так. Муфтий, выступая на брифинге, не спросив мнения богословов, анонсировал принятие ими фетвы о запрете никаба, а когда отдел его не поддержал, некто в кулуарах подсказал ему, что так будет подорван его и без того шаткий в слоях мусульман авторитет и надо продавить решение", - объяснил он.

Про отдел фетв муфтият обычно вспоминал при сложных для себя ситуациях, констатирует дагестанский журналист Милрад Фатуллаев.

"Это структурное подразделение муфтията республики, оно подчинено непосредственно муфтию. Мы помним, когда имам махачкалинской мечети в итоге пятничного намаза позволили себе чуть больше поддержки Палестине и в скором времени его отправили в отставку. В Духовном управлении есть один единственный авторитет – это сам муфтий, то есть руководитель этой структуры. Есть специалисты по разным вопросам, но решает там один человек.  Есть еще отдельные имамы, которые пользуются авторитетом в религиозной среде. На этом все. Муфтият вспоминает про отдел фетв, когда надо высказать не совсем удобные и желательные для муфтия решения. В таких ситуациях отделу приходится находить причины, легитимирующие позицию муфтия. В этот раз этого не произошло", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".  

По его мнению, это не первый скандал, связанный с отделом фетв.

"В 2022 году уже была смена руководителя этого отдела из-за того, что позиция отличалась от официальной позиции муфтията. В этот раз решено вообще упразднить этот отдел. Это показывает серьезность разногласий по вопросу никаба. Объяснение - "не отвечает своевременно на вызовы времени" -  мне кажется нелогичным. Это вопрос и к руководителю муфтията, которому подчиняется этот отдел. В этом есть и ответственность муфтия, поскольку его подчиненные отреагировали несвоевременно. Это внутренний раскол. Мы это видели на примере заявлений муфтия о необходимости запретить никаб и заявлении отдела фетв об отсутствии необходимости такого решения. Муфтий в присутствии главы Дагестана говорит о том, что ДУМ запретит никабы, а потом отдел фетв принимает иное решение. Конечно, это большой раскол", - указал он.

В августе 2022 года в рамках собрания глава муфтията Дагестана озвучил решение о смене руководства отдела фетв. Так, на место Мухаммадрамазана Раджабова был назначен Ахмад Исаев (Годоберинский), сообщал 6 августа 2022 года исламский образовательный портал "Исламдаг".

В разделе "Документы организаций" на "Кавказском узле" опубликовано "Разъяснение отдела фетв муфтията Дагестана относительно запрета никабов". 

Напомним, 3 июля Координационный центр мусульман Северного Кавказа заявил, что ношение никаба и паранджи в современных условиях наносит практический вред мусульманам и угрожает раздором в межрелигиозных и межнациональных отношениях. 4 июля Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии ввело временный запрет на ношение никабов в республике. 7 июля муфтият Кабардино-Балкарии заявил, сославшись на мнения исламских ученых, что ношение никаба является обычаем, а не обязанностью мусульманок. 8 июля духовное управление мусульман Северной Осетии рекомендовало отказаться от ношения никабов, при этом заместитель муфтия республики, подчеркнул, что полный запрет никабов противоречил бы российским законам.

 Муфтий Дагестана Ахмад-Афанди Абдулаев анонсировал фетву о запрете никаба после того, как против ношения никабов выступил глава региона Сергей Меликов после атак боевиков в Дербенте и Махачкале. ДУМ Дагестана как религиозная организация может издать фетву о запрете никаба, но это лишь рекомендация, а ее нарушителям грозит максимум порицание, указали исламоведы.

23 июня в Дербенте и Махачкале боевики совершили нападения на синагогу и православные храмы. В результате погибли 22 человека, 46 - получили ранения. Среди участников атак оказались сыновья и племянник главы Сергокалинского района. "Кавказский узел" подготовил справки "Главное об участниках атак в Махачкале и Дербенте" и "Нападения на церковь, синагоги и силовиков в Дагестане".

Помимо главы Дагестана, за запрет никабов высказался председатель СКР Александр Бастрыкин. "Надо срочно всё это запретить", - сказал он. Бастрыкин также заявил, что нападения в Дагестане осуществили "исламисты". За эти слова Бастрыкина раскритиковал Рамзан Кадыров, призвав "быть предельно аккуратным" в высказываниях о религии.

Ранее, 28 мая, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков предложил наделить законодательные и муниципальные собрания полномочиями вводить запрет на ношение религиозной одежды в общественных местах. Депутаты Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев и Сергей Обухов также подготовили законопроект, который предполагает введение штрафов за ношение в общественных местах скрывающей лицо одежды.

В Кремле тема запрета никабов в республиках СКФО не обсуждается, заявил 4 июля пресс-секретарь президента. В профильных комитетах Госдумы также не ведутся дискуссии об этом, а вопросы религиозной одежды относятся к компетенции духовенства, указали депутаты.

Кто выступил против хиджабов и никабов, почему это не понравилось окружению Рамзана Кадырова и какие ранее предпринимались попытки введения запрета на ношение религиозной одежды в школах и вузах, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Главное о новой попытке запретить хиджабы в России".

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор: Роман Кужев источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

16 июля 2024, 06:17

16 июля 2024, 05:22

16 июля 2024, 04:29

16 июля 2024, 03:32

16 июля 2024, 02:33

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей