Дело астраханских силовиков продемонстрировало практику подбрасывания наркотиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Фабрикация уголовных дел о хранении наркотиков практикуется силовиками в связи с доступностью дикорастущей конопли в Астраханской области и возможностью продвинуться по службе, прокомментировали активист и юрист дело трех бывших полицейских.
Как писал "Кавказский узел", 19 декабря Следком отчитался о передаче в суд дела трех бывших полицейских и жителя Астрахани, обвиненных в связи с фабрикацией уголовного дела о хранении наркотиков. Они обвинены по части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество), статье 33 и части 3 статьи 159 (пособничество в мошенничестве) и части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
По версии следствия, в августе два инспектора ДПС решили улучшить показатели своей работы и обратились к знакомому бывшему полицейскому с просьбой подыскать человека, чтобы привлечь его к уголовной ответственности за оборот наркотиков. Тот нашел двух жителей Астрахани, вывез их на участок в Советском районе и "под давлением и применением физической силы" заставил одного из них собрать дикорастущую коноплю, а затем идти по дороге навстречу сотрудникам ДПС. Инспекторы задержали астраханца, и в отношении него было возбуждено уголовное дело, которое уже прекращено по реабилитирующим основаниям.
Фальсификация уголовных дел о наркотиках – "довольно частое явление в полиции" в Астраханской области, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" астраханский политолог, председатель реготделения ПАРНАС Михаил Долиев.
"Во-первых, подкинуть небольшой пакетик пострадавшему довольно просто. Во-вторых, наркотики у работников полиции всегда под рукой, потому что они часто изымают [наркотики]. В-третьих, очень многие люди в Астраханской области используют коноплю, например, для рыболовных снастей, прикармливают рыбу (уж не знаю, почему рыба охотнее клюет на это). У некоторых дачников конопля может случайно вырасти на садовом участке. Две недели не ходил на дачу - вот тебе и уголовное дело. Дело в том, что в Астраханской области конопля испокон веку произрастает в диком состоянии", - рассказал Михаил Долиев.
По его сведениям, начальство в региональных управлениях МВД всегда требует повышенную раскрываемость, "а здесь всегда и материал, и "подозреваемые" под рукой".
Долиев отметил, что не располагает сведениями о динамике подобных фальсификаций в Астраханской области, так как не работал с подследственными по подобным преступлениям.
"Но еще недавно, лет пять назад, беспредела было больше. Я знаю как минимум три случая, когда знакомым молодым людям подкидывали наркоту. И могу сказать точно, что эти уголовные дела не доходили до судов. Родители этих ребят находили "крышу" выше или решали проблему "на месте". То есть фальсификация уголовных дел – это не только новые звания [для силовиков], но и неплохой доход. В настоящее время о таких случаях мне почти неизвестно. Видимо, сверху было дано указание навести порядок в данном вопросе. Да и зарплата сотрудникам внутренних дел была заметно повышена... Хотя, возможно, полиция стала более закрытым учреждением, чем раньше, поэтому о случаях фальсификаций стало не так слышно", – сказал он.
В 2021 году участковый в Астраханской области был обвинен в том, что инсценировал раскрытие преступления о хранении наркотиков, чтобы повысить показатели своей работы. По версии следствия, для этого он убедил невиновного признаться в сборе и хранении марихуаны. Суд признал полицейского виновным в превышении полномочий и оштрафовал на 80 тысяч рублей.
В качестве примера Михаил Долиев привел случай, когда около пяти лет назад в одном доме в Астрахани не могли закрыть действующий наркопритон. "Куда мы только ни писали. Поговаривали, что "крышевал" бизнес [сотрудник силовой структуры]. И вдруг настал момент, и заведение само закрылось", - сказал он.
Для решения проблемы фальсификаций уголовных дел по наркотикам и иным преступлениям "необходимо пойти по пути цивилизованных стран мира", убежден он. "То есть легализовать употребление марихуаны в лечебных целях, как это делают в странах Европы и Америки. Нужно, чтобы полиция была действительно открыта для общественного контроля, а не для липовых "общественных советов", куда входят родственники работников полиции", - сказал Михаил Долиев.
На сайте Советского райсуда Астрахани размещена карточка дела четырех человек, обвиняемых по тем же статьям УК РФ, которые перечислил Следственный комитет. Так, Гали Аубикеров и Нуржан Картбалаев обвинены по части 3 статьи 286 УК РФ (превышение полномочий с применением насилия или угрозой насилия группой лиц по предварительному сговору из корыстной заинтересованности), Исмаил Элесханов - по части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения), а Алексей Санджи-Гаряев обвинен в пособничестве этим преступлениям. Дело поступило в суд 25 ноября, заседание было назначено на 5 декабря.
"Из графика суда непонятно, состоялось ли судебное заседание, назначенное на 5 декабря. Нет и информации о дате следующего заседания. Возможно, оно проходит в закрытом режиме. На сайте суда не указаны и имена адвокатов. Что странно", - прокомментировал информацию суда юрист Сергей Иващенко, не участвующий в деле.
Элесханову грозит наказание либо в виде крупного штрафа (от 100 тысяч рублей), либо в виде принудительных работ на срок до пяти лет, либо до шести лет лишения свободы, сказал юрист корреспонденту "Кавказского узла".
"Трем другим фигурантам дела в случае, если на суде будет доказана их вина, грозит реальный срок лишения свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет", - сообщил Сергей Иващенко.
Напомним, в октябре 2019 года три сотрудника отдела по контролю за оборотом наркотиков горотдела МВД в Астрахани были задержаны и арестованы по обвинению в фальсификации результатов оперативно-разыскной деятельности. По версии следователей, полицейские указали в оперативных документах, что одну из квартир в городе посещают люди, принимающие там наркотики. Однако уголовное дело о создании наркопритона было заведено на человека, причастность которого к этому преступлению ничем не была доказана.
В августе того же года три сотрудника Астраханского линейного отдела МВД на транспорте были заподозрены в том, что намеревались через посредника продать наркотики и задержать покупателя для улучшения показателей своей работы. По версии следствия, они договорились со знакомым, что он найдет покупателя и продаст наркотики, а они задержат покупателя и привлекут его к уголовной ответственности. Но сотрудники УФСБ при проведении оперативно-разыскных мероприятий нашли сверток с наркотиками и установили, что он принадлежит полицейским.
В августе 2015 года сотрудник уголовного розыска в Астрахани был обвинен в том, что в декабре 2014 года для повышения показателей своей работы подбросил в карман наркозависимому местному жителю пакет с наркотиками и заставил признаться в их хранении. Во время расследования дела полицейского следователи выявили ещё три аналогичных эпизода, сообщило 18 августа 2015 года ИА "Волга-Каспий".
Скачай приложение "Кавказского узла" - работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.
источник: корреспондент "Кавказского узла"