Юрист объяснил подоплеку задержания Янгулбаева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обыск и задержание для допроса в качестве свидетеля сотрудника "Комитета против пыток"* Абубакара Янгулбаева укладываются в обычные рамки расследования уголовного дела и не означают, что у следствия есть претензии к нему, разъяснил юрист Тимофей Широков. Сам Янгулбаев сообщил, что не получил от пятигорских силовиков копии документов о проведении обыска.
Как писал "Кавказский узел", 28 декабря 2021 года у юриста северокавказского отделения "Комитета против пыток" Абубакара Янгулбаева в Пятигорске сотрудники ЦПЭ провели обыск. Затем Янгулбаева отвезли в полицию, где допросили как свидетеля по делу об оправдании терроризма из-за публикации в Telegram-канале 1Adat*, а также взяли объяснения по поводу доноса о том, что Янгулбаев модерировал канал или писал для него тексты. После этого Янгулбаева отпустили. Правозащитник отверг сведения о своей причастности к оппозиционному по отношению к властям Чечни Telegram-каналу.
Для проведения обыска у человека не обязательно, чтобы он был в статусе подозреваемого или обвиняемого, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Тимофей Широков. "И необязательно, что после обыска человек станет обвиняемым. Достаточно предположения следствия, что у некоего человека может быть что-нибудь - какие-то документы, вещи и другие объекты, которые могут послужить доказательствами по делу. Если даже что-то нужное следствию найдут – это не означает, что человек станет обвиняемым. Допустим, у вас в квартире жил квартирант или ваш близкий родственник, которого подозревают в совершении какого-либо преступления. Это есть основание для обыска, и если что-то найдут, то необязательно, что привлекут к ответственности хозяина квартиры или членов семьи подозреваемого", - рассказал адвокат.
У силовиков, по его мнению, "вероятно, не было оснований задерживать" Абубакара Янгулбаева, так как дело, скорее всего, возбуждено не в отношении него. "Часто обыски проводятся для проформы, для галочки. Например, у брата или другого родственника подозреваемого, с которым тот поддерживал отношения. К нему могут прийти с обыском", - сказал Тимофей Широков.
Ресурсы силовиков "далеко не безграничны", добавил адвокат. "И возможности на всех на свете иметь оперативные данные и всех на свете посадить нет. Поэтому, если человек отказывается брать на себя вину, то и оснований задерживать нет", - сказал он.
Схожее мнение высказал руководитель северокавказского отделения "Комитета против пыток" Магомед Аламов. "Если бы было за что задерживать Абубакара, его бы задержали. Возможно, его на «всякий случай», для проформы допросили, так как он брат [Ибрагима Янгулбаева]", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Видео, на котором брат Абубакара Ибрагим Янгулбаев говорит о своей причастности к движению "Адат"*, было опубликовано в поддерживающем власти Чечни паблике pro_chechnya в Instagram. "Я создатель и главный администратор народного движения "Адат"*. Как видите, я не нахожусь в Европе, а в России", - говорит он. Дата съемок не указана администратором паблика в аннотации к видео. Сам Ибрагим Янгулбаев сообщил в конце декабря 2021 года "Кавказскому узлу", что не будет пока комментировать видео из чеченского паблика.
Сам Абубакар Янгулбаев сообщил сегодня корреспонденту "Кавказского узла", что ему не вручили ни копию постановления об обыске, ни протокол обыска и последующего допроса в качестве свидетеля, хотя подтребовали расписаться в получении копий.
"Что именно послужило основанием, мне не ясно, кроме того, что по чьему-то донесению была информация, что я якобы пишу тексты Адату*. В ходе обыска ничего из запрещённого не нашли. Изъяли телефон и ноутбук. Ноутбук был и так пустой, а телефон я сразу дистанционно деактивировал", - рассказал Янгулбаев.
На допросе его расспрашивали в том числе "про "Адат", про "Комитет против пыток", про корреспондента "Новой газеты" Елену Милашину и прочее", добавил юрист правозащитной организации. "Потребовали дать пароли от телефона и ноутбука. В случае отказа давать показания предупредили, что меня отвезут на допрос в Чечню. В ходе допроса меня много снимали и фотографировали без моего разрешения", - рассказал Янгулбаев.
Напомним, 25 декабря 2021 года Абубакар Янгулбаев рассказал о похищении 37 его родственников в Чечне. На следующий день стало известно, что некоторые из них вернулись домой. Сообщение Янгулбаева стало в декабре лишь одним из серии сообщений о массовых похищениях людей в республике: с 22 по 24 декабря о похищении родственников в Чечне сообщили критики Кадырова Тумсо Абдурахманов, Минкаил Мализаев и Хасан Халитов, также сообщалось о похищении близких основателя "Вайфонда" Мансура Садулаева и директора правозащитной организации Human Rights Center Ichkeria Аслана Арцуева.
Почему новая волна массовых похищений в Чечне является частью системного преследования людей, которых власти республики объявили своими противниками, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Родственники как заложники: новая волна похищений в Чечне".
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
* Заводской районный суд Грозного принял решение о признании запрещенными интернет-ресурсов движения 1ADAT по ходатайству прокуратуры 12 июля 2021 года.
** Комитет против пыток был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо — "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.
источник: корреспондент "Кавказского узла"