Власти Бердзора решили повременить с восстановлением инфраструктуры
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Бердзоре есть свет и вода, работают магазины, вопросы о дальнейшем восстановлении инфраструктуры следует решать после того, как появится определенность со статусом города, сказал мэр. Создание нормальных условий для жизни станет стимулом для возращения в город его жителей, считают армянские аналитики.
Как писал "Кавказский узел", 1 декабря азербайджанская армия взяла под контроль Лачинский район (армянское название – Кашатагский район), за исключением коридора, обеспечивающего связь между Нагорным Карабахом и Арменией. Некоторые жители контролируемых российскими миротворцами города Бердзор (азербайджанское название – Лачин) и сел Агавно (азербайджанское название – Забух) и Сус приняли решение остаться там, но они не чувствуют себя в безопасности. Бердзорцы не доверяют местной полиции и потребовали гарантий безопасности, а также социальных гарантий, возобновления работы школ и детсада. Работу школ и детсада в этих населенных пунктах возобновлять планируется после возвращения местных жителей, заявили в Минобразования Нагорного Карабаха.
Какие территории Азербайджан получает по условиям мирного соглашения, можно посмотреть на подготовленной "Кавказским узлом" карте. Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения военных из России в Нагорном Карабахе. Подробности о новом обострении карабахского конфликта можно узнать из справки "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хроники боевых действий.
Население не торопиться возвращаться в город, в общине по-прежнему живет не более 100 человек, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" мэр Бердзора Нарек Алексанян. По его словам, в Бердзоре есть свет и вода.
Электричество в городе есть, однако недавно из-за обрыва проводов света не было полдня, сказал мэр. "В общине выпал снег. Дома отапливают электрическими обогревателями или дровяными печками", – сказал он.
Алексанян рассказал, что водоснабжение в городе обеспечивается с помощью глубинных насосов. "До войны воду подавали раз в два дня. Теперь, так как населения мало, воду подают ежедневно по два-три часа", – сказал он.
В Бердзоре работают три магазина, которые закупают продукцию либо в Степанакерте, либо в Горисе, рассказал Алексанян. "Хлеб привозят из Гориса. До войны было две пекарни. Одна закрылась после отправки хозяина на фронт. Вторая пекарня до середины войны обеспечивала хлебом и город, и войска, но потом ее перевезли из соображений безопасности в Горис. Все три городские аптеки закрылись с началом войны", – рассказал мэр.
В Сусе есть электричество, но есть проблема с водой, рассказал он. Сейчас в общине почти никого не осталось, живет около 10 человек, отметил он. "Там (в селе) и до войны не было магазинов. Люди приезжали (за покупками) в Бердзор, община граничит с городом", – пояснил Алексанян.
По его словам, в городе остались семь сотрудников полиции, которые не носят формы и оружия. "Скорее всего, из соображений безопасности", – предположил мэр.
Восстанавливать инфраструктуру в городе можно будет после внесения определенности в отношении статуса города, считает мэр. "После того как будет утвержден бюджет на 2021 год, станет понятно, какая структура будет расформирована или сокращена. Пока в этом вопросе есть неопределенность", – сказал Алексанян.
Владелец магазина в Бердзоре Карен Саакян рассказал, что в городе остается не более 30 мужчин. По его словам, в магазинах отовариваются российские миротворцы. "Для себя привозим лаваш из Гориса. Нас тут несколько мужчин, мы пытаемся пресечь мародерство. Полиции нет. А те, кто остаися, ходят в гражданской одежде. Одно из помещений я превратил в казарму. Живем вшестером, еще кто-то один из нас дежурит 24 часа в магазине", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Город опустел из-за безответственности властей, которые распустили слухи, что город будет передан Азербайджану, считает он. "В населенных пунктах, которые остались в Лачинском коридоре, можно было бы разместить пять-шесть тысяч переселенцев из населенных пунктов Кашатагского района, которые отдали Азербайджану. Можно было бы организовать компактное проживание, было бы отделение полиции из 10-12 сотрудников, МЧС и пожарных, столько же работников электросети и водоснабжения. А теперь надо восстановить дома, чтобы вернуться, так как у многих домов украли крыши, и их подтапливают дождь и снег", – рассказал Саакян.
Электричество отключается по несколько раз в день, а дрова, которые население для себя заготовило, разворовали, сказал он. "Даже лес в городе срубили. Впечатление, что город возвращают Азербайджану, хотя это не так", – посетовал горожанин.
Он считает, что сейчас, даже если жители захотят вернуться, то в Бердзоре смогут разместить не более 300 человек. "Не смогут быстро восстановить окна в домах, чтобы люди смогли вернуться", – полагает местный житель.
Восстановление инфраструктуры названо условием возвращения людей
Научный сотрудник Института Кавказа, эксперт в вопросах миграции Грант Микаелян считает, что возвращение жителей зависит от условий, в которых им предстоит жить.
"В средние века люди переезжали и со временем осваивались, развивали инфраструктуру. Современный же человек не может без школьного образования – это обязательное условие для репатриации. Чтобы интеграция проходила без проблем, обычно предварительно восстанавливают часть инфраструктуры", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Жителям населенных пунктов Лачинского коридора, статус которых еще не урегулирован, необходимы гарантии, понимание политики властей, считает Микаелян. "Люди должны видеть, что будет с инфраструктурой. Ее наличие покажет, что власти настроены восстанавливать нормальную жизнь в регионе", – пояснил он.
Микаелян считает неверным ждать инициативы от населения, так как люди дезорганизованы и дезориентированы. Отсутствие же инфраструктуры отпугнет их или приведет к желанию уехать обратно, считает он.
Глава "Центра общинной мобилизации и содействия" Олег Дулгарян считает, что, если стоит цель вернуть людей, необходимы гарантии, что им не придется уезжать во второй раз. "Если инфраструктура была, нужны гарантии, что она будет работать", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Восстановление инфраструктуры повысит доверие к политике властей по возвращению граждан, добавил Дулгарян. "Складывается впечатление, что [...] власти сами не знают, будут восстанавливать инфраструктуру или нет. В такой ситуации, конечно, некоторые люди вернутся, особенно те, кому некуда больше уехать. Но массового возвращения не произойдет. Людей надо мотивировать восстановлением инфраструктуры", - подчеркнул глава центра.
Подробности о новом обострении карабахского конфликта можно узнать из справки "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хроники боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Карабах: худой мир или война?".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 21:22
Более 2000 машин ожидают открытия проезда через КПП "Верхний Ларс"
-
22 декабря 2024, 19:32
-
22 декабря 2024, 18:34
Дипломаты призвали наказать убийц уроженца Дагестана в Иране
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26