Власти Азербайджана признали голодовку Икрама Рагимова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Пенитенциарная служба Азербайджана подтвердила, что журналист Икрам Рагимов ведет голодовку. При этом представитель ведомства отметил, что со здоровьем у Рагимова нет никаких проблем, но он находится под наблюдением врачей. Близкие же Рагимова заявляют о его истощении. Правозащитники считают, что журналиста преследуют по сфабрикованному обвинению.
Как писал "Кавказский узел", 12 июня суд в Баку признал главного редактора сайта Realliq.info Икрама Рагимова виновным в вымогательстве и назначил 5,5 года заключения. Приговор был обжалован, Бакинский апелляционный суд назначил рассмотрение жалобы по существу на 21 августа. Рагимов, объявив 7 августа голодовку, потребовал объективного рассмотрения его апелляционной жалобы в суде.
Дело в отношении Рагимова возбуждено по многочисленным жалобам граждан, утверждает Служба госбезопасности Азербайджана. Главреду предъявлены обвинения в неоднократном вымогательстве путем шантажа. Рагимов заявил, что спецслужбы начали за ним слежку после публикации открытого письма с критикой в адрес помощника президента по общественно-политическим вопросам Али Гасанова. 6 декабря 2018 года "Союз за свободу политзаключенных Азербайджана" включил Рагимова в список политзаключенных.
Двоюродный брат Рагимова Галиб Гасанов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" сказал, что журналист сегодня звонил и сообщил, что продолжает голодовку.
"Мы вчера в конце рабочего дня были в СИЗО. Начальник изолятора принял нас, создал условия для встречи с Икрамом. Его привели прямо в кабинет начальника. Он не мог сам ходить - его под руки привели. Цвет лица у него был желто-белым. В конце июля мы встречались с ним, тогда он весил примерно 75-80 кг. Сейчас же он, наверное, похудел до 50 кг. Икрам говорил тихим, охрипшим голосом. Мы просили Икрама прекратить голодовку. Но он был непреклонен и сказал, что либо над ним будет объективный процесс и его освободят, либо он будет голодать до смерти", - отметил Гасанов.
На вопрос проводит ли Рагимов сухую голодовку или он принимает воду, Гасанов ответил так: "Икрам сказал, что он проводит сухую голодовку".
Он отметил, что родственники попытаются до конца дня 15 августа добиться еще одной встречи с журналистом.
Адвокат Эльчин Садыгов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" сообщил, что уже вернулся в Баку и также планирует до конца дня встретиться с Рагимовым.
В отделе общественных связей пенитенциарной службы 15 августа подтвердили корреспонденту "Кавказского узла" проведение Рагимовым голодовки.
Однако, по словам представителя ведомства, Рагимов проводит не сухую голодовку, а принимает воду.
"Икрам Рагимов несколько дней проводит голодовку. Это его право, и он использует его. Он не проводит сухую голодовку, он принимает воду. Его перевели в медицинско-санитарную часть (Бакинского СИЗО-1), находится под наблюдением врачей. В настоящее время, у него никаких проблем со здоровьем", - сказал представитель ведомства.
Он также опроверг информацию местных СМИ о том, что на Рагимова оказывается давление с целью приема пищи.
"Икрам Рагимов полностью использует все права, предоставленные законодательством, встречается с близкими, поддерживает телефонную связь с семьей", - добавил собеседник.
Правозащитники усомнились в достоверности обвинений против Рагимова
Координатор Комитета против репрессий и пыток Огтай Гюльалыев убежден, что Икрама Рагимова преследуют по сфабрикованному обвинению.
"Икрам Рагимов писал о фактах нарушения прав человека, коррупции чиновников. Его однажды уже осуждали по весьма сомнительному диффамационному обвинению. В последние годы Рагимов особо критиковал кураторов политики государства в области медиа из администрации президента. Он указывал на распределение бюджетных денег выделяемых через госфонд поддержки СМИ газетам, подконтрольным помощнику президента по общественно-политическим вопросам Али Гасанову. Также Рагимов приводил конкретные факты, когда квартиры в двух зданиях, построенных за счет государства для журналистов, раздавались родственникам окружения Гасанова", - сказал Гюльалыев.
"Кавказский узел" писал, что 25 ноября 2016 года Сумгаитский городской суд приговорил главного редактора информационного портала realliq.info Икрама Рагимова к одному году лишения свободы по делу о клевете из-за публикации на сайте бакинской газеты "Хуррийет", в которой говорилось о сокрытии налогов сетью торговых центров "Уджуз маркет". На такой же срок был приговорен местный житель Рахман Новрузов, который информировал журналиста о нарушениях. На приговор была подана апелляционная жалоба, 1 марта 2017 года Сумгаитский апелляционный суд удовлетворил ее частично, назначив обоим девять месяцев исправительных работ. При этом суд погасил это наказание трехмесячным сроком, который Рагимов и Новрузов провели в заключении, осужденные были освобождены в зале суда.
"После его сайт был заблокирован еще год назад. Незадолго до ареста сайт Рагимова разблокировали. По его словам, ему было предложено сотрудничество и доступ к финансовой помощи государства. Но он отверг предложение. Утром в день задержания журналист опубликовал открытое письмо к Гасанову, в котором вновь подверг критике его политику. И к концу рабочего дня его задержали", - напомнил Гюльалыев.
В открытом письме помощнику президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанову, опубликованном 26 октября 2018 г. в 12.25 по местному времени (11.25 мск), Икрам Рагимов утверждает, что средства, выделяемые на финансирование медиа Госфондом поддержки СМИ, были использованы Гасановым для создания подконтрольной лично ему прессы, а получатели помощи утратили свою редакционную независимость. Рагимов утверждает, что Гасанов предоставил часть квартир в домах, построенных для журналистов, своим приближенным, их родственникам и знакомым.
Гюльалыев подверг сомнению достоверность обвинения журналисту.
"Обвинения в вымогательстве путем угроз вызывают сомнения. Против журналиста свидетелями выставили его же знакомых, которые в суде отказались от показаний. У нас предприниматели опасаются поддержки медиа. Но порой они негласно помогают своим знакомым журналистам, которые осмеливаются объективно писать о проблемах. Однако люди бизнеса уязвимы перед государственным аппаратом и под давлением могут оговорить журналистов. К примеру, подобное имело место в деле главного редактора газеты "Хурал" Аваза Зейналова. Однако в суде давшие против него показания лица отказались от своих слов", - отметил Гюльалыев.
В марте 2012 года Аваз Зейналов был признан судом виновным в уклонении от уплаты налогов, неисполнении приговора суда, получении взятки в крупном размере и вымогательстве и приговорен к девяти годам заключения. Зейналов вину не признал. 29 декабря 2014 года он был помилован.
На вопрос может ли голодовка иметь результаты, правозащитник сказал, что в прошлом такие акции в Азербайджане были безуспешны.
"Однако в последнее время мы были свидетелями результативности голодовок. В конце прошлого года против блогера Мехмана Гусейнова в тюрьме за два месяца до окончания срока наказания завели новое дело, грозящее 8-летним заключением. Он объявил сначала сухую голодовку, а потом продолжил с приемом жидкости. Его акция продолжалась более трех недель, и за это время дело вызвало большой резонанс внутри и за пределами страны. В конечном итоге власти вынуждены были прекратить новое дело против Гусейнова, и он вышел на свободу по окончании срока. Частично достиг своей цели и активист партии "Мусават" Азад Гасанов. Его обвиняли в незаконном обороте наркотиков. Но судебное следствия тянулось более полгода, потому что сторона обвинения не могла представить достоверных доказательств вины, а полиция не отвечала на запросы суда. Азад Гасанов требовал прекращения уголовного дела. В конечном итоге суд вынес хотя и обвинительный приговор, но назначил всего 10 месяцев реального срока, который активист уже отбыл, и он был освобожден", - отметил Гюльалыев.
Юрист Института права медиа Халид Агалиев также подверг сомнению достоверность обвинений против Рагимова.
"Следствие утверждало, что Икрам Рагимов вымогал деньги у ряда предпринимателей, угрожая публикацией порочащих их сведений. Рагимов же говорил, что на самом деле предприниматели оказывали ему материальную помощь для издания сайта, а потом на них оказывали давление, чтобы они дали против него показания. Сами «потерпевшие», если они действительно были «жертвами», то должны были публично говорить об этом СМИ. Однако все это время они избегали контактов с прессой. По данным защиты, на судебном процессе они отказались от своих показаний. С другой стороны, вокруг дела Рагимова был и политический контекст. Он длительное время критиковал власти за несправедливое распределение государственной финансовой помощи СМИ, и в частности, обвинял кураторов СМИ в администрации президента в присвоении денег, выделяемых СМИ путем откатов. Прямых доказательств он, конечно, не предоставлял, но указывал на то, что финансовая помощь газетам, месячные продажи которых едва составляли десятки экземпляров, а квартиры в журналистском доме раздавали не известным для медийной общественности людям. Предшествующее аресту время в ряде провластных СМИ против него велась кампания и он представлялся как «журналист-рэкетир»", - сказал Агалиев корреспонденту "Кавказского узла".
Он напомнил, что Рагимов и ранее подвергался гонениям за журналистскую работу. "Он был осужден по диффамационному иску. Наш институт проводил мониторинг этого дела. Тогда у Рагимова были реальные доказательства. Просто он не стал раскрывать и подставлять источник, и потому был арестован", - отметил Агалиев.
Агалиев затруднился ответить на вопрос, повлияет ли голодовка Рагимова на удовлетворение требований.
"Трудно сказать, какие будут результаты. В этом году у нас уже две голодовки политзаключенных привели к их освобождению. Речь идет о блогере Мехмане Гусейнове и оппозиционере Азаде Гасанове. Но примечательно, что сегодня пенитенциарная служба признала факт голодовки. На моей памяти это, пожалуй, первый случай официального признания голодовки в Азербайджане. Возможно, в конечном итоге апелляционный суд может освободить его, заменив реальный срок на условное наказание", - полагает Агалиев.
Директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов также считает, что Рагимова преследуют по сфабрикованным обвинениям.
"Наш институт уже выступал с заявлением по делу Рагимова. Сам факт того, что Рагимова по обвинению в вымогательстве арестовала не полиция, а спецслужба Азербайджана, уже вызывает много вопросов. Ведь служба госбезопасности должна вести борьбу с преступлениями, нацеленными против национальной безопасности, а не ловить журналистов", - сказал Гусейнов корреспонденту "Кавказского узла".
Напомним, что Институт свободы и безопасности репортеров и находящийся в Нью-Йорке "Комитет защиты журналистов" осудили власти Азербайджана за политически мотивированные аресты журналистов Икрама Рагимова и Полада Асланова. Они потребовали от властей страны прекратить давление на свободу слова и освободить всех находящихся в заключении представителей СМИ.
Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, "Кавказским узлом" подготовлена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08