Обвинение запросило 20 лет колонии для Якуба Хашагульгова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Гособвинитель запросила для обвиняемого в подготовке покушений на судей и силовиков жителя Ингушетии Якуба Хашагульгова 20 лет колонии строгого режима. Для проходящего с Хашагульговым по эпизоду о мошенничестве жителя Чечни Магомеда Аушева прокурор запросил пять лет колонии. Адвокат Хашагульгова попросила его оправдать.
Как сообщал "Кавказский узел", Якуб Хашагульгов был задержан 8 февраля 2013 года в ингушском селении Яндаре, он подозревался в причастности к группе боевиков "Вилайят Галгайче"** и ряду терактов, в том числе к теракту 9 сентября 2010 года на Центральном рынке во Владикавказе. В августе 2014 года следствие было завершено, а 6 апреля 2015 года присяжные оправдали Якуба Хашагульгова. Он был освобожден из зала суда, а спустя два дня вновь задержан и арестован по обвинению в мошенничестве. Прокуратура добилась нового рассмотрения дела, слушания начались в Северо-Кавказском окружном военном суде в апреле 2018 года.
Якуб Хашагульгов приходится младшим братом убитому силовиками бывшему заместителю главы Минстроя Ингушетии, члену "Мехк-Кхел" Султан-Гирею Хашагульгову, в доме которого, по данным следователей, были обнаружены списки судей Верховного суда Северной Осетии и сотрудников правоохранительных органов. Также Якуб Хашагульгов приходится братом Иссе Хашагульгову, осужденному на пожизненное заключение по делу о теракте 9 сентября 2010 года во Владикавказе. Родственники Хашагульговых заявляли об их невиновности.
Якуб Хашагульгов обвиняется по ч. 2 ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе), ч. 2 ст. 209 УК РФ (участие в банде), ч. 1 ст. 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования), ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности), ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывных устройств в составе организованной группы), ч. 1 ст. 30, ст. 295 УК РФ (подготовка к посягательству на жизнь судей), ч. 1 ст. 30, ст. 317 УК РФ (подготовка к посягательству на жизнь сотрудников правоохранительных органов), ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное с использованием служебного положения организованной группой в особо крупном размере). Проходящий по этому же делу уроженец Чеченской Республики Магомед Аушев обвиняется по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество). Оба вину отрицают.
Заседание 25 февраля началось с заявления Якуба Хашагульгова с просьбой закрыть процесс, так как в зале присутствовал мужчина в пиджаке, по утверждению подсудимого, - сотрудник спецслужб, оказывающий давление на свидетелей. В частности, ранее этот мужчина "написал что-то в телефоне", после чего видеосвязь со свидетелем пропала, а свидетель потом "кардинально изменил показания". Закрыть процесс суд отказался, после чего перешёл к прениям.
По версии обвинителя, Хашагульгов принял активное участие в созданном в 2007 году на территории Ингушетия сообществе "Вилайат Галгайче"**, а также в деятельности одной из входящих в него устойчивой вооруженной группы "Магас", действовавшей на территории Назрановского района Ингушетии. Хашагульгов "незаконно приобретал, хранил и перевозил огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства", - зачитал прокурор.
Как полагает обвинение, в сентябре 2008 года Хашагульгов создал незаконное вооруженное формирование, в которое вовлек в качестве участников и вооружил жителей села Яндаре Назрановского района Ингушетии Магомеда Латырова, Ваху Хашагульгова, Микаила Хашагульгова и Ислама Хашагульгова, а также руководил этим вооруженным формированием.
С ноября 2012 года по февраль 2013 года Хашагульгов, имея в наличии огнестрельное оружие, боеприпасы к нему и самодельное взрывное устройство, готовил нападение на судей республик Северная Осетия – Алания и Ингушетия, а также сотрудников правоохранительных органов для освобождения других участников сообщества "Вилайат Галгайче", в частности, своего брата Иссы, заявила гособвинитель.
Кроме того, Хашагульгов и Аушев "в составе организованной группы, используя свое служебное положение руководителей строительных организаций, при производстве работ по государственным контрактам похитили в 2009-2010 годах более 6,8 миллиона рублей бюджетных средств, выделенных для строительства домов для переселенцев из оползневой зоны в Малгобеке (Ингушетия)", указал прокурор.
По мнению гособвинителя, виновность обоих подсудимых "доказана совокупностью исследованных доказательств", в частности, показаниями свидетелей обвинения, потерпевших, протоколами обысков, осмотров предметов, результатами экспертиз.
Вместе с этим прокурор отказалась от обвинения Хашагульгова по 205-й и 208-й статьям УК РФ ввиду истечения сроков давности.
Она попросила приговорить Хашагульгова к 20 годам колонии строгого режима, 5 лет из которых надлежит отбыть в тюрьме, и штрафу в 500 тысяч рублей. Для находящегося под подпиской о невыезде Магомеда Аушева гособвинитель попросила пять лет колонии общего режима и штраф в 300 тысяч рублей. Гражданский иск прокурора о взыскании с подсудимых похищенных денежных средств (6,8 млн рублей) прокурор попросила удовлетворить в полном объёме.
"Я и так семь лет в тюрьме сижу!" - эмоционально отреагировал из клетки-"аквариума" Якуб Хашагульгов.
Адвокат Якуба Хашагульгова Наталья Барбар заявила, что защита считает обвинение необоснованным и надуманным.
"Не установлено, что Хашагульгов был руководителем преступного сообщества: нет подтверждающих документов о том, где и когда он стал активным участником, дал присягу и принял на себя такие обязательства", - высказалась адвокат.
Она также отметила, что "Вилайат Галгайче" являлось подразделением "Имарата Кавказ"*, который только 8 февраля 2010 года был признан террористической организацией и запрещён решением Верховного суда РФ.
"Защита не может согласиться и с обвинением в бандитизме: в республике происходили события, к которым Хашагульгов не причастен. В нападении на граждан и посты силовиков он участия не принимал, не состоял в банде, не призывал в неё вступать, ему просто незачем было этим заниматься. С 2002 года Хашагульгов занимался предпринимательской деятельностью, у него был бизнес в сфере строительства, в частности, он вместе с братьями строил объекты для силовых структур", - сказала Наталья Барбар.
Адвокат подчеркнула, что Якуб Хашагульгов заявил о пытках при задержании и содержании в СИЗО с целью склонения к даче признательных показаний, к отказу в возбуждении уголовного дела в отношении силовиков стоит отнестись критически.
По данным защиты, с заявлениями о физическом и психологическом давлении в прокуратуру, аппарат омбудсмена и Правозащитный центр "Мемориал" обращались и свидетели обвинения по данному делу. В частности, Ваха Хашагульгов давал показания в пользу Якуба Хашагульгова, однако после разрыва видеосвязи на следующий день "полностью поменял показания", поэтому защита предполагает оказание на него давления в колонии.
"Ссылки обвинения на то, что задержание Якуба Хашагульгова было законным и обоснованным, не соответствуют действительности, в частности, между началом обыска и появлением понятых был временной разрыв… При проведении обыска в дом заходили лица в чёрной форме, после которых и нашли пояс шахида, карту и листы с данными судей", - обратилась к суду адвокат Якуба Хашагульгова.
Бессмысленным Наталья Барбар назвала и обвинение в подготовке насильственного освобождения Иссы Хашагульгова.
Глава ФСБ России объявил Иссу Хашагульгова "ближайшим соратником" Доку Умарова.
"Известно, что на тот момент в Верховный суд Северной Осетии Исса Хашагульгов не доставлялся, и его дело там не рассматривалось, поэтому дата слежки бессмысленна", - отметила адвокат.
Видеозапись с улиц Владикавказа с конвойной машиной в кадре, по словам Барбар, сделана с пассажирского сидения автомобиля, однако, кто находился в автомобиле, следствие не установило. Адвокат Барбар обратила внимание, что данное подразделение конвойной службы осуществляло доставку уже осужденных судом заключённых к зданию железнодорожного вокзала Владикавказа, поэтому доводы о планах освобождения Иссы Хашагульгова при доставке в суд надуманны.
Обвинение пытается связать звонки о ложном минировании судов с подготовкой покушения на судей, однако потерпевшие в суде рассказали, что звонки поступали гораздо раньше. Листы с именами и фамилиями судей ему не принадлежат и, скорее всего, изготовлены на печатно-множительном аппарате. Показания засекреченного свидетеля под псевдонимом "Плиев", заявившего о причастности Хашагульгова к поджогу кафе "Тушоли" в Яндаре, являются противоречивыми.
Наталья Барбар попросила оправдать Якуба Хашагульгова, добавив, что его младшая дочь является инвалидом детства и ей необходим уход.
Рассмотрение дела продолжится 26 февраля в 10.00 мск. Ожидается, что в прениях выступят сам Якуб Хашагульгов и его второй адвокат, а также Магомед Аушев со своим защитником, после чего Хашагульгов выступит с последним словом.
* - ИГ ("Исламское государство", ранее ИГИЛ) - организация признана террористической и запрещена в России судом.
** "Вилайят Галгайче" - структурное подразделение "Имарата Кавказ", чья деятельность признана террористической и запрещена в России по решению суда.
источник: корреспондент "Кавказского узла"