Отношение России к строительству трубопровода "Баку-Джейхан"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мировая пресса продолжает комментировать состоявшуюся 18 сентября церемонию начала строительства Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку - Тбилиси - Джейхан. Особый интерес в этой связи вызывают высказывания московских политиков и аналитиков, считающих, что ОЭТ направлен против российских интересов. Иногда, правда, в дружном хоре таких заявлений раздаются и трезвые голоса.
Как пишет аналитик Виктор Сомов в статье "Босфор, который мы сохранили", опубликованной на сайте RusEnergy, Россия упорно не замечает своей выгоды от строительства ОЭТ. Она не хотела упускать как плату за транзит каспийских углеводородов по своей территории, так и политическое влияние, которое дает управление потоками нефти из этого региона на мировые рынки.
Сообщение о церемонии начала строительства ОЭТ, пишет В.Сомов, не вызвало энтузиазма в российской прессе. Чего стоят одни заголовки: "Россию обходят", "Нефть, которую мы потеряли" и т.д. По мнению вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, строительство ОЭТ говорит о том, что "некоторые страны, в том числе США, стремятся создать альтернативные маршруты транспортировки энергоресурсов и ослабить позиции России". А как считает представитель Минэнерго, "с помощью ОЭТ США намерены ослабить позиции Каспийского трубопроводного консорциума".
Скептическое отношение к перспективам ОЭТ высказал даже глава МИД России. Словом, строительство трубопровода Баку-Джейхан воспринимается Москвой, как некий заговор, направленный против России. Отсюда и сомнения в его экономической эффективности. В российском правительстве и "Транснефти" говорят, что в Азербайджане недостаточно нефти для наполнения этого трубопровода, что его рентабельность чрезвычайно низка, и что без лоббирования со стороны США проект никогда не был бы осуществлен.
Исходя из логики "Транснефти", для России было бы лучше, если бы производители нефти в Азербайджане воспользовались трубопроводом Баку-Новороссийск. Этот маршрут был проложен в 1998 году российской стороной в расчете на то, что иностранные компании, работающие на шельфе Азербайджана, вместо того, чтобы тратить миллиарды долларов на экономически спорный (по мнению России) Баку-Джейхан, воспользуются имеющимся вариантом. Тем более что по стоимости доставки нефти Баку-Новороссийск конкурентоспособен с ОЭТ: в первом случае тариф составляет 15,67 долл. за тонну (2,1 долл. за баррель), во втором - не менее 24,09 долл. за тонну (3,3 долл. за баррель).
Но инвесторы во главе с BP сначала в 1999 году проложили к Черному морю трубопровод Баку-Супса мощностью 6 млн. тонн в год (120 тыс. барр. в сутки), а затем решили вложить более 3 млрд. долл. в трубопровод Баку-Джейхан. Что же касается трубопровода Баку-Новороссийск, то в настоящее время он загружен примерно на две трети. В то время как его пропускная способность составляет 5 млн. тонн в год, но может быть доведена, по заверению "Транснефти", до 15 млн.
Тем не менее, "Транснефть" никак не может смириться с поражением. Накануне торжественной церемонии в Баку она объявила о том, что готова пойти на снижение тарифов на транзит азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск, в случае гарантированной прокачки 5 млн. сырья в год. Похоже, в "Транснефти" все еще верят, что иностранные инвесторы, "неосмотрительно" отдавшие предпочтение дорогостоящему проекту с неполной загрузкой и туманными перспективами окупаемости, все же одумаются и предпочтут российский вариант.
При этом мало кто в этот момент вспомнил предостережения некоторых российских же аналитиков и "нефтяных генералов" о том, что пора изменить взгляд на Баку-Джейхан, как на конкурента российских трубопроводов, более того, при желании и трезвом расчете можно увидеть в нем некое спасение для российской нефти.
Так, по мнению российского аналитика Михаила Крутихина, вполне вероятно, что единственным реальным каналом экспорта российской нефти в США окажется именно тот, против которого так долго возражала официальная Москва - трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан. После событий 11 сентября, когда американо-российские отношения заметно потеплели, стали все больше говорить о возможности экспорта российской нефти в США. Анализируя маршруты доставки нефти в США, М.Крутихин приходит к выводу: "Единственный экономически приемлемый вариант экспорта нашей нефти в Америку связан с трубопроводом Баку - Тбилиси - Джейхан. Есть трубопровод Баку-Новороссийск, куда после реверсирования можно сливать российскую нефть и гнать ее до Баку и далее - до Джейхана. Если учесть, что у сторонников выхода на Джейхан главной заботой остается наполняемость трубы, то Россия могла бы им помочь своими объемами, предназначенными для американцев".
Следуя логике, надо предположить, что, обещая превратить Россию в альтернативный источник нефти для США, Москва имеет в виду именно свое участие в проекте Баку - Тбилиси - Джейхан. Другого реального нефтяного пути в Америку нет, и скоро не предвидится. Если же российские руководители по-прежнему отвергают данный маршрут, то адресованные американцам заверения в готовность помочь нефтью - не более чем пустой звук, резюмирует Михаил Крутихин.
Еще раньше вице-президент самой крупной российской нефтяной компании "ЛУКойл" Леонид Федун высказал мнение, что ОЭТ Баку - Джейхан - это благо для России. И вот почему: "Россия должна соединить свои нефтепроводы с трубопроводом Баку-Джейхан. Это позволит направить в Средиземное море огромные потоки каспийской нефти, иначе российскую экономику ждет коллапс". По оценкам Федуна, каспийская нефть вытеснит российскую с традиционных рынков, так как ее качество выше. Сейчас российская нефть торгуется со скидкой 1-1,5 доллара к котировкам Brent, а будет скидка в 2-4 доллара, а может, и больше. Это угроза всем российским нефтяникам, а значит, всей экономике страны", - сказал вице-президент "ЛУКойла".
Напомним еще об одном немаловажном аспекте: до сих пор почти вся российская нефть идет на Запад через пролив Босфор. А его пропускная способность на пределе, и Турция всячески стремится не допустить увеличения через него грузопотока, в первую очередь нефтяного, резонно опасаясь экологической катастрофы на берегах 12-миллионного Стамбула. Поэтому рано или поздно Россия, которая в скором времени добавит к своему нефтяному потоку через пролив еще 67 млн. тонн тенгизской нефти, идущей по КТК (трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума из Казахстана), столкнется с проблемой Босфора.
Как заявил на днях вице-премьер Виктор Христенко, "в правительстве России спокойно относятся к началу реализации проекта ОЭТ". При этом он подчеркнул, что "от церемонии, посвященной началу реализации проекта, до его завершения большая дистанция". По словам Христенко, этот проект лишь укрепляет решимость РФ развивать трубопроводный транспорт. Главным здесь являются не громкие заявления, а выполнение планов. Среди крупных проектов вице-премьер выделил долгосрочное соглашение между Россией и Казахстаном по сотрудничеству в нефтяной сфере.
Между тем, в самом Казахстане уже однозначно заявляют, что отдают предпочтение иранскому маршруту экспорта своей нефти. "Трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан без казахстанской нефти экономически невыгоден. С экономической точки зрения, заявил на днях казахстанский премьер Имангали Тасмагамбетов, иранское направление транспортировки "намного предпочтительней", чем транспортировка по этому трубопроводу. "Не намного, но, однозначно, предпочтительней", - уточнил И.Тасмагамбетов.
Напомним, что в апреле этого года президент Нурсултан Назарбаев заявил, что "существующие магистрали в состоянии обеспечить транспортировку растущих объемов добычи углеводородов в Казахстане лишь до 2010 года". В связи с этим Казахстан ищет многовариантные пути выхода в Европу, одним из которых может быть прокладка трубопровода к Персидскому заливу через Иран. "Все, включая нефтяников, признают экономическую выгодность этого маршрута", - заявил он.
В свою очередь, США продолжают "подталкивать" Астану к участию в ОЭТ Баку- Тбилиси - Джейхан. Как заявил 19 сентября в Баку спецпредставитель президента США по энергетической политике на Каспии Стивен Манн, использование ОЭТ для экспорта казахстанской нефти - это хорошая идея. По его словам, этот трубопровод "коммерчески оправдан" и без казахстанской нефти. "Но это хороший вариант для Казахстана, и мы призываем его обстоятельно изучить такую возможность", - сказал С.Манн. Он также подчеркнул, что США будут поощрять все страны Каспийского региона в экспорте своей нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.
С.Манн не считает, что Россия выступает против проекта Баку-Тбилиси-Джейхан. "Я знаю, что в России есть скептицизм относительно этого нефтепровода, но его нельзя назвать противодействием", - отметил дипломат.
Перерастет ли этот "скептицизм" в трезвый расчет, покажет только время. А оно работает на Баку-Джейхан, тем более, что Азербайджан в своей энергетической политике рассчитывает не только на "Азери - Чираг -Гюнешли", но и на другие свои перспективные структуры на Каспии.
источник: ИА "Media-Press" (Азербайджан)