Лорткипанидзе: Рассчитываю на голоса тех, кто находится за чертой бедности, живет в нищете
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дмитрий Лорткипанидзе, кандидат на пост мэра Тбилиси, выдвинутый коалицией "Нино Бурджанадзе – Единая оппозиция", в интервью «Кавказскому узлу» подверг резкой критике мэрию Тбилиси, обвинив ее в многомиллионных злоупотреблениях при содействии «сомнительных фондов». Своим основным конкурентом он назвал кандидата от «Грузинской мечты» и отметил, что рассчитывает на голоса самых бедных слоев населения. По словам Лорткипанидзе, «реинкарнация» ЕНД во власти недопустима и если во второй тур выйдут Д.Нармания и Н.Мелия, то выдвиженец блока Бурджанадзе поддержит кандидата от «Грузинской мечты».
Предвыборная программа
«Кавказский узел» («КУ»): Какие главные проблемы предстоит решить новому градоначальнику столицы Грузии?
Дмитрий Лорткипанидзе (ДЛ): В первую очередь, я собираюсь провести ревизию. Дело в том, что в течение последних девяти лет городская мэрия жила при развитии сомнительных фондов, таких, как, например, Фонд развития Тбилиси, освоив примерно 650 миллионов лари (371 млн. 43 тыс. долларов - прим. "Кавказского узла"). В итоге столица получила проспект Агмашенебели, фасады зданий которого сделали из гипсокартона, а остальная часть этих конструкций осталась в бедственном состоянии. Взять, к примеру, инвентаризацию земель, отведенных под кооперативное строительство еще с 90-х годов. 550 тысяч квадратных метров площади не было выдано людям, это значится внутренним долгом государства этим людям – 30 тысячам человек. Местное самоуправление города провело инвентаризацию в 2004 году, после чего эти земли продали на публичных аукционах, вместо того, чтоб передать людям.
Я этим хочу сказать, что те масштаб злоупотреблений, которыми занимался первый мэр «розового» правительства Зураб Чиабершвили и второй, избранный мэр – Георгий Угулава, – огромен. Это несколько сот миллионов долларов ущерба, нанесенного городу. И я не смогу работать мэром без поведения ревизии. Каким образом планировался бюджет? В какую сторону он развивался?
Во-вторых, я планирую упразднить структуру мэрии. В бюджет Тбилиси на 2014 год включена статья, которая предусматривает 1 миллион лари (571 тыс. долларов США - прим. "Кавказского узла") на обслуживание сайта мэрии. Фонд зарплат повышен на 64%.
Бюджет города был принят до 14 марта, а в апреле была изъята статья, предусматривающая финансирование дорог города. Эти 4 миллиона лари (2 млн. 286 тыс. долларов - прим. "Кавказского узла") распределили для выдачи зарплат сакребуло (орган местного самоуправления) и мэрии. Эти примеры наглядно демонстрируют, что коабитированные силы «Единого национального движения» и «Грузинской мечты» находятся в плену у своей власти и их необходимо сейчас же освободить.
Народ понимает, что власть портит человека. Наша коалиция сейчас, как никогда, имеет большой шанс, чтобы прорвать этот «заколдованный круг» - монополизированную систему, которую создали «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение». Надеемся, что возьмем эту цитадель тбилисской мэрии.
Проведенные социологические исследования выявили, что кандидат в мэры от «Грузинской мечты» Давид Нармания не может преодолеть 50 процентный избирательный барьер. Надеемся, что наша программа, которая детально рассматривает вопросы социальной политики, инфраструктуры, городского планирования города, сохранения культурного наследия, будет поддержана избирателями.
«КУ»: Какие вопросы вы планируете сделать центральными в своей программе?
ДЛ: В первую очередь, это корректирование подходов в планировании местного бюджета. Я не планирую управлять Тбилиси при помощи существующих фондов, таких как Фонд развития Тбилиси, Фонд реконструкции Старого Тбилиси или государственное ООО «Тбилисское освещение», у которого имеется даже свой совет наблюдателей.
Также намерен поставить вопрос управления «Тбилисской водой» - вернуть ее мэрии, поскольку эта компания не проводит должным образом ремонт водопроводных сетей. Я думаю, что этот вопрос можно осуществить по модели мэрии Лондона. В 2000 году там отдали в частные руки водопроводную инфраструктуру, а через два года вернули ее и выиграли на этом. Аналогично будет и в нашем случае.
Планируем выручить примерно 55 миллионов лари (31,4 млн. долларов - прим. "Кавказского узла") за счет реструктуризации - упразднения автопарка Тбилисской мэрии. У руководителей муниципальных предприятий и их заместителей больше не будет персональных машин. В автопарке останется около 5 – 6 машин, которые будут обслуживать несколько высокопоставленных чиновников мэрии. На вырученные средства будет создан не приносящий прибыли фонд, который будет оказывать помощь, в первую очередь, многодетным семьям. У них появится возможность приобретать жилплощадь в 1/3 от рыночной стоимости, оставшуюся часть оплатит фонд.
Также планируем создать Фонд коммунальных квартир, средства в котором будут восполняться от девелоперских компаний-застройщиков. На эти средства в Тбилиси будут построены социальные приюты для бездомных, семей, ожидающих своего выселения из домов (таковых сегодняшний день 314 тысяч). Еще есть 12 тысяч семей без крова. У 132 тысяч вялотекущая ипотека. Это может вылиться в тяжелую социальную катастрофу.
Также планируем сделать проезд в муниципальном транспорте бесплатным для социально незащищенных и пенсионеров всех категорий (228 тысяч чел.), что составляет приблизительно 3 миллиона лари (1 млн. 75 тыс. долларов - прим. "Кавказского узла") в год. Также планируем полностью оплачивать плановые операции, а не от 70 до 90 процентов, как это предусматривает государственная страховка.
«КУ»: У вас была возможность ознакомиться с программами ваших оппонентов? Чем, в сравнении с ними, отличается план, который предлагаете вы?
ДЛ: Дело в том, что вопросы самоуправления на институциональном уровне теоретически решены, и тут велосипед уже не выдумать. Но меня есть идеи инноваций, которые не представлены у наших оппонентов. Например, подходы к трудоустройству населения. Также у меня приоритетом стоит дошкольное воспитание. Эти программы разработаны и финансируются Фондом Сороса и нуждаются в серьезном пересмотре, поскольку нам нужна своя, национальная политика по всем вопросам. И свое дошкольное образование, так как именно оно – фундамент образования в целом.
«КУ»: Кого вы считаете своим главным оппонентом на этих выборах? Способны ли Вы составить реальную конкуренцию кандидату от «Грузинской мечты»?
ДЛ: Своим главным оппонентом считаю административные ресурсы, многомиллионные фонды. Именно они сегодня мой конкурент, а не люди.
Если говорить формально, то, конечно же, кандидат от «Грузинской мечты» Давид Нармания мой единственный соперник. Я считаю, что кандидат от «Единого национального движения» не имеет права баллотироваться на этих выборах, так как эта партия совершила преступление против международного гуманитарного права и безнравственно сейчас делать ставку на их кандидата. Что касается Нармания, то те дебаты и презентации, которые проводились по центральным телеканалах и в которых я участвовал, доказали, что на самом деле мы являемся той силой, с которой должен считаться наш политический оппонент. Я думаю, что после проведения этих дебатов рейтинг кандидата от «Грузинской мечты» значительно снизился.
«КУ»: В чем ваше основное преимущество по сравнению с оппонентами?
ДЛ: Независимость, принципиальность и защита своих позиций.
«КУ»: Какую роль на этих выборах сыграет, на ваш взгляд, кандидат Никанор Мелия, выдвинутый «ЕНД»? Готовы ли вы к каким-то совместным действиям против Нармания?
ДЛ: Бороться за то, чтобы сохранить тот рейтинг, который получил кандидат от ЕНД Давид Бакрадзе на президентских выборах, показать всему миру и Западу, что они легитимны, что народ их признает. Вот это единственная главная цель ЕНД, они борются не за победу, они борются за стабильное второе место. В отличие от них, мы боремся за победу. Вместе с ними идти против Нармания — ни в коем случае! Я могу заверить, если произойдет так, что во второй тур выборов выйдут Нармания и Мелия, я обязательно буду выступать в пользу Нармания. Я нравственно не могу допустить, чтобы Мелия набрал хоть на 0,1 процент голосов, и имел шанс реинкарнироваться во власть – это будет национальным бедствием!
«КУ»: Вы являетесь членом Ассоциации адвокатов Грузии. Расскажите подробнее о своем опыте в этой сфере.
ДЛ: Я состою в Коллегии адвокатов, а потом уже в Ассоциации адвокатов. В 2008 году я стал депутатом парламента, где бы заместителем председателя комитета по правам человека и гражданской интеграции, также участвовал и в международном проекте межпарламентской ассамблее ОБСЕ, где я участвовал в составе грузинской делегации. Благодаря этому я приобрел опыт. Адвокатская практика связана с ежедневной коммуникацией с людьми, кроме того я выступал как на судебных заседаниях, так и на предсудебном следствии.
Прогнозы и оценки
«КУ»: Как вы оцениваете свои шансы на победу? Сколько голосов избирателей вы рассчитываете получить?
ДЛ: Я рассчитываю на участие во втором туре с кандидатом Нармания. Кроме того, во втором туре все те кандидаты, которые представляют оппозицию, конечно же, должны выступать в мою пользу, это логично. В первом туре я планирую получить процентов 36-38 процентов голосов. Во втором уже будет разница полученных голосов минимум 20 процентов. Второй тур – это уже сплочение всех ресурсов для достижения цели и там уже что-то заранее планировать просто невозможно.
«КУ»: На поддержку каких слоев населения вы рассчитываете в первую очередь?
ДЛ: В первую очередь, я рассчитываю получить голоса той части населения, которая находится за чертой бедности, живет в нищете. В течение этих лет они понесли существенный урон, они были дискриминированы по политическим или по социальным мотивам. По данным NDI (Американский Национал-демократический институт (NDI) - прим. "Кавказского узла"), в Грузии 73 процента безработных, и это, к сожалению, близко к реальной цифре. Я думаю, что из этих 73 процентов абсолютное большинство - мои избиратели.
«КУ»: Насколько честными и прозрачными будут, по вашим ожиданиям, предстоящие выборы? Ожидаете ли вы нарушений и фальсификаций?
ДЛ: У меня нет иллюзий, что выборы будут прозрачными. Списки избирателей не уточнены, к сожалению, и на сегодняшний день в Грузии значится 3,5 миллионов избирателей. Я хочу пояснить, что сейчас в Грузии 73 избирательных округа. В 1990 году, когда избирали правительство Гамсахурдиа, было 84 округа, включая Абхазию и Южную Осетию, и тогда общее количество избирателей было 3 миллиона 362 тысячи. У нас снизилось количество округов, каждый год уезжают из Грузии трудовые мигранты (до 80 тысяч). А фигурирует то же самое количество избирателей. Я думаю, что власти примут во внимание те апробированные методы, которыми всегда пользовалось Единое национальное движение.
Общее число избирателей, зарегистрированных Центральной избирательной комиссией Грузии для участия в выборах, составляет 3 429 748 человек. Всего для проведения муниципальных выборов ЦИК Грузии организовала 3617 избирательных участков. Подробные данные о выборах — в справке «Кавказского Узла».
Но наша коалиция готова защитить свои голоса. На каждом участке у нас будут около 4 официальных представителей – наблюдателей. Будем контролировать действия Центральной избирательной комиссии, сверяя окончательный баланс с протоколами, которые будут на руках у наших наблюдателей. Если что-то не будет совпадать, тогда обязательно выйдем на улицу. Первое и второе место – «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение» - таков заказ Запада, и коабитированные силы будут всячески стараться проставить тот итог, который ожидается на Западе. Я не исключаю, что они сообща будут фальсифицировать итоги выборов. Мы, фактически, единственная оппозиционная сила, которая будет опираться на народ.
«КУ»: В случае вашего избрания на пост мэра Тбилиси вам придется выстраивать отношения с центральной властью. Как вы планируете преодолевать разногласия с людьми из «Грузинской мечты»?
ДЛ: Если мы придем во власть на муниципальных выборах, центральная власть должна будет считаться с нами, конкурировать. Это та конкуренция, на которой выигрывает народ. И я, исходя из нужд народа, я буду тогда ставить перед центральной властью вопросы по законодательным инициативам, по корректировке бюджета, по траншам из центрального бюджета. Сотрудничать с властью - это наша обязанность, но мы будем это делать аргументировано и с умом.
Отношение к прежней администрации
«КУ»: Вопрос к Вам, как к адвокату. Пленум Конституционного суда Грузии 23 мая признал неконституционным отстранение его от должности прежнего мэра. После решения Конституционного суда Гиви Угулава заявил, что намерен добиваться своего восстановления в должности градоначальника. Каково ваше отношение к этому процессу?
ДЛ: Решение принятое Конституционным судом абсолютно справедливо. В отношении Угулавы было возбуждено дело, чуть ли не в два часа ночи, использовали принудительные процессуальные мероприятия. Было совершенно необязательно отстранять его от занимаемой должности, тем более, от должности на которую он был избран с большой легитимацией. И соответственно, не было никакой необходимости принимать такое решение без устного слушания. Я подозреваю, что судья, а в этом случае и вся судебная система, действовала по сговору с политической командой самого Георгия Угулавы, чтобы это впоследствии вызвало определенный резонанс. И в итоге Конституционный суд принял то решение, которое восстанавливало его моральное право. И попытка была бы удачной, если бы не появился новый компромат на него, который выявил, что миллионы он присвоил в результате террора, бизнеса и рэкета. Можно сказать, что моральная правота не взяла вверх, потому что было так задумано. В этом случае судебная власть и «Единое национальное движение» следовали одной цели, они были в сговоре. Но формально решение Конституционного суда было легитимным.
«КУ»: В случае вашего избрания, как вы намерены решать кадровый вопрос в мэрии Тбилиси? Там останутся люди, работавшие при прежнем мэре?
ДЛ: Я думаю, что мы должны беречь все те трудовые ресурсы, которые долгое время работали и работают. Они очень ценны на своих должностях. Но с другой стороны, надо начинать процесс ранжирования административных ресурсов и это нужно провести через законодательную инициативу. Чтобы никакая политическая конъюнктура не воздействовала на их перемещение. Можно провести также тестирование старых кадров и дать дорогу новым. Нужно сплотить коллектив и заверить, что их никто не тронет, если их карьера будет прогрессировать в сторону совершенствования.
Сегодня в мэрии 75 процентов людей фактически обсуживают «Единое национальное движение», разумеется, это надо учесть. Но я не хочу никого дискриминировать. Я надеюсь, что умные и опытные кадры могут за себя постоять. Атестационная комиссия будет проводить оценку прозрачно.
Кампания
«КУ»: Как устроено финансирование вашей предвыборной кампании? Каков, как вы ожидаете, будет ее бюджет?
ДЛ: Я точно сейчас не владею этой информацией. Это небольшой бюджет, я думаю около 400 тысяч лари (228,5 тыс. долларов). Это сказывается и на проведении моей предвыборной кампании, у меня нет даже баннеров. (На «Кавказском Узле» опубликовано видео о наглядной агитации в Тбилиси - прим. "Кавказского узла") Для рекламы мы пользуемся лишь бесплатным эфирным временем.
«КУ»: Какие бизнесмены поддержали вас в борьбе за пост главы города?
ДЛ: Я полностью завишу от коалиции и от тех пожертвований, которые получает коалиция. Своих источников финансирования я не имею.
С Дмитрием Лорткипанидзе беседовала корреспондент "Кавказского узла" Инна Кукуджанова.
12 июня 2014 года
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38