03:43, 6 марта 2014

В Кабардино-Балкарии вышла книга о депортации балкарского народа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Кабардино-Балкарии к 70-летию депортации балкарского народа в издательстве Марии и Виктора Котляровых вышла их книга "Балкария: депортация. Свидетельствуют очевидцы".

Массовая депортация балкарцев произошла 8 марта 1944 года. К местам поселения в Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено не менее 37 713 балкарцев. Из общего числа высланных 52% составляли дети, 30% - женщины, 18% - мужчины. В 1957 году после 13 лет изгнания балкарцам было разрешено вернуться на родину. 28 марта 1957 года государственными органами было принято решение о восстановлении государственности балкарского народа. 

Чтобы написать книгу, пришлось объехать практически все балкарские селения, встретиться с десятками людей, записать их воспоминания, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Виктор Котляров.

В книгу вошло более 100 частных историй, передающих трагедию маленького человека, попавшего в жернова сталинских репрессий. В приложении публикуются разделы "Исполнение проводить на месте" и "Трагедия репрессированного интеллекта", рассказывающие о том, как происходило восстановление истины о событиях, имевших место в Черекском ущелье в 1942 году, и какой трагедией нереализованных творческих возможностей обернулась депортация для многих молодых людей из числа спецпереселенцев.

В книге на конкретных примерах, реальных судьбах показано, как много потерял этнос от того, что людям приходилось выживать, а не творить.

По словам Котлярова, книга была написана в 2003 году, однако по разным причинам, в основном материального характера, она издана только сейчас, спустя десятилетие, и в значительно сокращенном виде. Из нее, в частности, исключены редкие архивные материалы, полная библиография статей и книг по депортации за прошедшие годы. Не вошла в сборник и поэтическая антология выселения, а также редкие фотографии тех лет.

"Пепел марта 1944 года всегда будет стучать в сердца балкарцев, сколько бы воды не унесла река времени. Эту печаль возможно понять любому, кто даст себе труд прочесть бесхитростные автобиографические воспоминания людей, прошедших испытание выселения и жизни на чужбине", - говорится в предисловии к книге.

Как сообщил Виктор Котляров, данное издание - второе из серии о депортации балкарцев. В 2003 году в издательстве вышла "Книга о мудром кузнеце Кязиме Мечиеве".

Напомним, что в 1957 году балкарский народ был реабилитирован и возвращен в места исконного проживания.

По данным, опубликованным Международным обществом "Мемориал", в СССР за период с 1937 по 1944 годы общее число высланных представителей разных народов составило до 2,5 млн человек. Среди них около 800 тысяч жителей Северного и Южного Кавказа - 101 тысяча калмыков, 70 тысяч  карачаевцев, 485 тысяч чеченцев и ингушей, 37 тысяч балкарцев и 100 тысяч турок-месхетинцев и представителей других народностей Закавказья.

Автор: Людмила Маратова

источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать через Telegram, выбрав функцию «Файл», либо через WhatsApp - выбрав функцию «Документ». Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.

11

18

Оценить:
06.03.14 в 07:29 } nice.konan (Участник) #

Балкарцы вернулись домой , а куда вернулись месхетинцы? Реабилитировали все, кроме казаков! И как забыть роту советских солдат , вырезанных в Булунгу во время великой Отечественной ? кто о них напишет книгу? Как можно переписать Память народа? Они письменность получили от русских оккупантов всего сто лет назад и уже дважды переписывают свою историю.

15

13

Оценить:
06.03.14 в 09:25 } arznevmuskia (Опытный) #

Кто виноват в том, что казаков не реабилитировали - балкарцы?

Про роту солдат, вырезанную в Булунгу, расскажите подробнее, желательно со ссылками на источники. 

Кто получил письменность от "русских окупантов"?  Балкарцы до революции имели письменность на основе арабского алфавита. На нем писал стихи К.Мечиев. Далее был латинский алфавит. Ну а потом кириллица.

Про переписывание истории - без комментариев. Вы наверно лучше знаете.

7

6

Оценить:
07.03.14 в 21:36 } Amnistiya (Опытный) #

+)

9

11

Оценить:
06.03.14 в 09:54 } Адиб... (Продвинутый) #

ряженные и так себя нормально чувствуют.

7

12

Оценить:
06.03.14 в 11:31 } vano1929 (Дебошир) #

ты с бодуна пишешь?

9

13

Оценить:
06.03.14 в 13:12 } Адиб... (Продвинутый) #

Ряженые это те люди которомые себя называют казаками.

И при чем тут бодун, это состоянием ряженым больше знакомо.

10

4

Оценить:
06.03.14 в 17:23 } vano1929 (Дебошир) #

ты сперва внимательно посмотри, под чьим комментарием я отписался.

13

12

Оценить:
06.03.14 в 09:40 } cheas (Участник) #

кто историю переписал.знают ВСЕ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! очень несвоевременная реплика, особенно, если учесть последнии события !!!!!!!!!!!!!!! или все перечислить !!!!!!!!!!!! пусть с глотков потомков повылазиит у тех, кто СОЖРАЛ балкарское, непосильным трудом нажитое, и оставленное полуголодным лентяям !!!!!!!!!!!!!!!!! и что рота солдат делала в Булунгу?,, численность населения Булунгу в те годы вместе со всеми детьми, женщинами по численности не превышало роту солдат ((((((((((( поосторожней с такими высказываниями, рота солдат в двух населенных пунктах повырезало все живое население, не знал ???? знай !!!!

10

11

Оценить:
06.03.14 в 12:27 } TOP (Нарушитель) #

У меня в родственниках много балкацев, также коллег и  друзей. Очень уважаю этот многострадальный народ. Но мне очень сильно жалко и кабардинцев - заюковчан, которым пришлось из-за переселении балкацев с с. Кенделен, понести огромные потери. Это к тому , что ктото СОЖРАЛ нажитое. Когда жителей Кенделена переселяли , заставили заюковчан бросить все свое имущество (нажитое непосильным трудом) и переехать в уже пустовавшие дома , хозяйства балкарцев , дабы сохранить и приумножить эти имущества. А когда балкарцы вернулись, оратно заюковчан вернули на прежние , но уже запущенные места. Пришлось вновь начать с начало. А Кенделенцы вернулись на  олагороженные, по крайней мере сохраненные хозяйства. 

7

14

Оценить:
06.03.14 в 13:19 } exist (Опытный) #

Вспомнились слова Высоцкого "Я не люблю насилье и бессилье,...Досадно мне, когда невинных бьют". У меня много друзей и хороших знакомых балкарцев, с которыми поддерживаю дружеские отношения.  Знаю каково это - терять близких... Я искренне сочувствую балкарскому народу пережившему все эти ужасы и лишения... вот только жаль, что они не испытывают тоже по отношению к нашим черкесам столько лет живущим в изгнании...(имхо)

11

13

Оценить:
06.03.14 в 16:04 } No creyente (Нарушитель) #

Они 100 летнюю войну называют междуусобицей местных князьков

6

14

Оценить:
06.03.14 в 16:06 } No creyente (Нарушитель) #

и рождаются они со знанием правдивой истории...

8

7

Оценить:
07.03.14 в 20:59 } silver707 (Гость) #

А как на счёт того, что в одной статье, в частности "литературная балкария и карачай" и  кажется" вестник балкарского народа" пишут , что вся территория КБР испокон веков принадлежала балкарцам, а кабардинцы , это вообще цигане, у которых не было ни своей земли, ни территории,  ни , тем более  государственности. Это пишет ССБН, представители  БРАТСКОГО народа. И ни один представитель интеллигенции от балкарцев, ни один балкарский политик , никто не возмутился такой провокационной лжи. И после такого, мы "боремся за звание дома образцового содержания" Им всё сходит с рук. А кабардинцы всё должны хавать.

6

7

Оценить:
07.03.14 в 21:39 } Amnistiya (Опытный) #

Сильвер, выразите свои патриотические чувства в теме относительно сирийских черкесов...

не случайно Петрович задал правомерный вопрос: кому понравилось решение суда?

4

8

Оценить:
07.03.14 в 23:50 } silver707 (Гость) #

Амнистия. Любой человек, независимо от национальности, должен соблюдать закон.Будь он в форме или просто прохожий. Кто там прав и кто виноват ни я, ни скорее всего Вы не знаем.Другой вопрос что каждый дожен иметь право высказывать своё мнение по тому или иному поводу. В частности об олимпиаде. Она не обязательно должна всем нравиться. И депортироваь человека только потому,что он выразил своё отношение к данному событию-это не правильно. Тем более, что он утверждает что не принимал в этих акциях участия. А наказывать человека только за то что он оказался не в том месте и не в то время - это не хорошо. На его месте мог оказаться любой прохожий.

3

10

Оценить:
08.03.14 в 18:29 } KATY (Хулиган) #

Как же ты прав silver +++++

5

10

Оценить:
06.03.14 в 13:22 } karachaev (Знаток) #
ЭКС-МИНИСТР ОБОРОНЫ АНАТОЛИЙ СЕРДЮКОВ АМНИСТИРОВАН 06 марта 2014 | 13:10

Об этом сообщил источник, знакомый с ситуацией...

4

13

Оценить:
06.03.14 в 13:41 } Адиб... (Продвинутый) #

А в.в.путин на хохлв пух тянет, у самого в "доме" бардак и шатанья.

7

11

Оценить:
06.03.14 в 14:29 } ..БэнДжойс.. (Эксперт) #
14:00 Парламент Крыма попросил Путина принять полуостров в состав РФ Парламент Крыма обратился к руководству России с предложением «о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации». Об этом говорится в постановлении, принятом местными депутатами 6 марта. Свое обращение крымские депутаты адресовали президенту РФ Владимиру Путину, а также российскому парламенту.

4

14

Оценить:
06.03.14 в 17:06 } АуДи1 (Хулиган) #

А кто их отпускал то,Бэн?(( С таким же успехом,Сев.Кавказ можно включать в состав Турции!!! И сама рф что-то уже позабыла,как относительно недавно подавила волеизъявление целого народа на самоопределение...

8

11

Оценить:
06.03.14 в 17:12 } ..БэнДжойс.. (Эксперт) #

А если что,будешь Турции помогать?)Да уж...Чувствуется(по комментам)помощников будет хоть отбавляй...

8

9

Оценить:
06.03.14 в 17:17 } ..БэнДжойс.. (Эксперт) #

По некоторым комментам.Куба не в счет...)

4

13

Оценить:
07.03.14 в 01:13 } АуДи1 (Хулиган) #

Бэн,ты ведь хорошо понимаешь,что рф не за русских переживает,а за...територрию,причём чужую!Иначе,приютили бы всех антимайдановцев на своих просторах...А насчёт Турции,ты прав...

6

9

Оценить:
07.03.14 в 08:52 } ..БэнДжойс.. (Эксперт) #

А с каког испугу она чужая?)[...],в рубахе вышиванке,подарки делал,дабыполучить поддержкуУкраины на царство...)Украина?Нет такого государства,и никогда не было в истории,им хоть всю Западную Сибирь с нефтью и газом отдай,все равно будут ходить и клянчить с протянутой рукой,и винить во всем Росиию...)Это я не обо всем народе,а именно о бандерлогах,влияние которых очень сильно,и которые живут только за счет юго-восточных областей Украины и Крыма,а у самих руки из попы растут,а мозгов хватает только только кричать "Героям Слава"и"Заграница нам поможет",впрочем как и у Кубы,нашел братьев по разуму...))

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Не переходите на личности.]

2

7

Оценить:
08.03.14 в 13:03 } АуДи1 (Хулиган) #

Следуя твоей логике,вернув Крым,рф обязана отпустить все захваченные земли,тот час же!Что скажешь на это,или и дальше будешь тупо тролить?

3

7

Оценить:
08.03.14 в 17:45 } ..БэнДжойс.. (Эксперт) #

АуДи,похоже что троллишь ты...)Если ты считаешь,что все кавказцы думают как ты,то ты глубоко ошибаешься)Возможно твоего мнения придерживается каждый пятый-шестой житель Кавказа,не более,народ в большей массе грамотный,а в Крыму,как минимум,две трети жителей за присоединение к России,считаю сравнение просто неуместным.

1

7

Оценить:
09.03.14 в 03:31 } АуДи1 (Хулиган) #

Не договариваешь,Бэн,что за присоединение к рф-жители русской национальности,это больше походит на самопроизвол,чем самоопределение!Кавказцам значит на своих землях надо жить по рос.законам,в то время как [...] в Украине,могут и самоопределиться!(( Лицемерие властей,и им подтявкивающих...

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Пропаганда национальной неприязни запрещена Правилами.]

8

13

Оценить:
06.03.14 в 15:47 } Realistka (Гость) #

"Когда жителей Кенделена переселяли , заставили заюковчан бросить все свое имущество (нажитое непосильным трудом) и переехать в уже пустовавшие дома , хозяйства балкарцев , дабы сохранить и приумножить эти имущества. А когда балкарцы вернулись, оратно заюковчан вернули на прежние , но уже запущенные места. Пришлось вновь начать с начало. А Кенделенцы вернулись на  олагороженные, по крайней мере сохраненные хозяйства."

Когда уезжали семьи моих родителей с разных сел, из нажитого имущества не разрешили взять практически НИЧЕГО. то есть все осталось в домах . А когда вернулись, им бесплатно НИКТО и НИЧЕГО не дал. Мамина семья СВОЙ дом выкупала за свои же , заработанные деньги в Азии. Папиной пришлось купить другой дом, потому что их дом уже выкупила другая балкарская семья. Никто из кабардинских семей, которые выезжали из этих домов, НИЧЕГО из своего имущества не оставлял, все забирали с собой. А про роту советских солдат, которых якобы вырезали в Булунгу, хотелось бы узнать поподробнее со ссылкой на документальные источники.

 

 

16

11

Оценить:
06.03.14 в 17:38 } vano1929 (Дебошир) #

Читаю все это и появляется невольно улыбка на устах....)) У всех видите-ли есть и друзья балкарцы, и родственники, и все прекрасно, но все-таки постоянно существует хоть одно, но "но....". Вот этим самым "но" те, кто отписался тут , показывают, что у них за нутро на самом деле. Вы постоянно тут заявляете, что вы всегда так радуетесь за балкарцев, а балкарцы якобы, наоборот, постоянно пытаются задеть кабардинцев. Может уже будем смотреть правде в глаза? У балкарцев практически отсутствует такая черта в характере, как национализм(который, кстати, так присущ кабардинцам), да, у балкарцев любят свой народ, горды своим происхождением(как и все), но выпячивания нет. Вы просто по городу прогуляйтесь - везде адыгские флаги (при том ,что республика у нас Кабардино-Балкария), от наклейки флага на задрыпанной жигули до больших флагов в частных компаниях. И это повсеместно. Что ни свадьба - походы-поездки с флагами, лошадьми и т.д. Балкарцы себе такое позволяют? Балкарцы позволяют себе такое один раз в году 28 марта, и то вы это нам простить не можете. Вывод- сперва думайте, потом говорите(пишите). А лучше вообще молчать(чтобы казаться умным)

10

16

Оценить:
06.03.14 в 19:04 } KATY (Хулиган) #

vano19 ,а что ты хотел?Хозяин барин,как говорится,и не надо тут нести чушь,сами же ни одну черкесскую тему не оставляете без внимания(в плохом смысле).

14

9

Оценить:
06.03.14 в 21:39 } vano1929 (Дебошир) #

уважаемая, несущая глубокомысленные повествования, хозяин где??? ты себя считаешь тут хозяином? границы уточни пожалуйста, ну чтобы я знал, где себя гостем чувствовать.

7

6

Оценить:
07.03.14 в 15:10 } exist (Опытный) #

 "Вот этим самым "но" те, кто отписался тут , показывают, что у них за нутро на самом деле" Причём здесь моё нутро??? И что Вам в нём так не понравилось?  Я высказал своё исреннее сочувствие и объяснил свою позицию. Если Вы даже это воспринимаете так остро, то Вам лучше совсем не участвовать в обсуждениях, так как Вы не готовы даже слышать чью-то точку зрения (не похожую на Вашу) не говоря уже о каком либо диалоге.  Да будет Вам известно - мои родственники также пострадали от репрессий и не все из них вернулись домой. А отца моего двоюродного дяди просто расстреляли на месте без всякого суда и следствия, только по подозрению в связи с "врагом народа"(как тогда говорили)  Н. Катхановым. Когда я пишу, что мне жаль я опираюсь на свой жизненный (немалый) опыт и неоднократное общение на эту тему. К сожалению при всём моём уважении к Вашим соплеменникам, подчёркиваю ПРИ ВСЁМ МОЁМ УВАЖЕНИИ я никогда не слышал слов сочувствия по отношению к черкесам, кроме каких-то общих фраз о том что мы живём не в том государстве... или во всём виноваты цари, их окружение...и прочие общие фразы. Так что, перед тем как затыкать кому-то рот и делать субъективные выводы повторю Важу-же фразу "сперва думайте, потом говорите (пишите)".  Приношу свои извинения если кого-то обидел, я только высказал своё мнение.

9

7

Оценить:
07.03.14 в 21:46 } Amnistiya (Опытный) #

ни один уважающий себя кабардинец не будет оперировать терминами "соплеменник"...кабардинцы и балкарцы не только проживают на одной территории, они кровно перемешаны и связаны...отдельные изыски (публичные словесные извержения) ультранационалистов брать во внимание не стоит...

4

6

Оценить:
08.03.14 в 16:55 } exist (Опытный) #

Хорошо, что обратили внимание. Честно говоря меня и самого это покоробило. Надеюсь тот кому был адресован мой месседж тоже понял почему я использовал это слово именно по отношению к нему. Да простят меня люди (и в частности балкарцы), но более корректно составить предложение не было возможности. Подобные персоны  представляются мне не частью народа,  а всего лишь как соплеменники по факту своего происхождения.

3

9

Оценить:
07.03.14 в 21:41 } Amnistiya (Опытный) #

+)

16

9

Оценить:
07.03.14 в 01:34 } Truth of life (Гость) #

Вы вообще о чём тут базар подняли? Ну выпустили балкарцы книгу ну и что теперь? Народ пострадал, скорбит о своём прошлом. Ну что сделаешь? Что было то было, ни чего уже не изменишь.  Жить надо сегодняшним дём и думать как сделать нашу жизнь лучше дружнее, чтоб наша Республика процветала, и Люди живущие сдесь относились друг к другу как братья! Кому чего не хватает!? Может хватит дурью мается? Почемуто когда мы встречаемся не в КБР а в другом городе или стране, мы становимся самыми родными, и так рады и горды что мы из одной республики. А дома грызёмся как дурачки, читатать тошно! Кому что не нравится идите к правительству нашей республики и говорите об этом им! Нехрен их боятся, мы им за это дньги платим. Кабардинцы Балкарцы, да все мы Люди! И все хотим жить в Мире. Укого то языки чешутся вот и моросят тут,  показывая свою тупость и дикость.      

6

14

Оценить:
07.03.14 в 09:18 } aniskin555 (Конфликтный) #

Книгу выпустили не балкарцы а сказочники гансы Котляровы. Внимательней читайте!

13

6

Оценить:
07.03.14 в 13:24 } ..БэнДжойс.. (Эксперт) #

А почему Котляровы гансы?)О сказочниках вообще непонятно...Замечательные люди,дай Бог чтобы кто нибудь из любящих свой край,написал хоть часть того,что написали они.

6

6

Оценить:
07.03.14 в 11:04 } Pravo (Опытный) #

Truth of life, плюсуюсь к каждому слову!

6

6

Оценить:
07.03.14 в 20:20 } BOGNER (Опытный) #

+1

6

8

Оценить:
07.03.14 в 21:48 } Amnistiya (Опытный) #

доходчиво, эмоционально и жизненно...

+)

9

6

Оценить:
07.03.14 в 20:20 } BOGNER (Опытный) #

упс ))

я к этому долго шел ) теперь я дебошир )

7

7

Оценить:
07.03.14 в 21:47 } Amnistiya (Опытный) #

Богнер, сочувствую)))

меня тоже понизили в статусе))

5

6

Оценить:
08.03.14 в 00:17 } BOGNER (Опытный) #

нууу...как сказать...сегодня днём Вы были гостьей )) теперь вот...участник ))

Комментирование через кавказский узел

Выбор редактора
17:19, 15 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
5
Лариса Барагунова освободилась из заключения и будет добиваться оправдания
13:05, 14 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
13
Мошенничество как примета времени
18:47, 11 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
16
Беременные школьницы. Вывих или уже норма?
Все блоги
Блогеры
17:19, 15 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
5
Лариса Барагунова освободилась из заключения и будет добиваться оправдания
13:05, 14 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
13
Мошенничество как примета времени
18:47, 11 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
16
Беременные школьницы. Вывих или уже норма?
11:50, 9 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
26
Детей будут возвращать в школы методом убеждения
10:52, 7 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
6
Где ты, Юрам? В Нальчике ищут бездомного