Хаджимба: парламент Абхазии должен был снять неприкосновенность с Квицинии либо запросить материалы в генпрокуратуре
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Отказ парламента Абхазии удовлетворить представление генпрокурора о лишении неприкосновенности депутата Нодика Квицинии и привлечении его в качестве обвиняемого по делу об убийстве бизнесмена Сергея Клемантовича и его знакомой Оксаны Скаредновой стал примером беспринципного решения, считает депутат Рауль Хаджимба. Сам Нодик Квициния настаивает на своей невиновности.
Как сообщал "Кавказский узел", 1 ноября генпрокурор Сафарбей Миканба направил в парламент представление о даче согласия на лишение депутатской неприкосновенности Нодика Квицинии и привлечение его в качестве обвиняемого по делу об убийстве Клемантовича и Скаредновой. Перед этим, 19 октября, генпрокуратура Абхазии попросила Верховный суд республики проверить признаки преступлений в действиях Квицинии, подозреваемого в умышленном убийстве Сергея Клемантовича и Оксаны Скаредновой, и 23 октября коллегия Верховного суда Абхазии удовлетворила представление генерального прокурора.
7 ноября парламент отказал генпрокурору. На заседании присутствовали 27 из 35 депутатов. Из них в голосовании по представлению прокурора приняли участие 22 депутата. 16 проголосовали за лишение Нодика Квицинии депутатской неприкосновенности, четверо воздержались, двое высказались против.
Депутат Рауль Хаджимба охарактеризовал итоги заседания как "беспринципные".
«Принимается решение либо снять неприкосновенность, либо о необходимости представления генеральной прокуратурой дополнительных материалов. Если ни того, ни другого не принято, значит парламент вообще не способен ничего принять», - заявил журналистам по окончании голосования Хаджимба.
Депутат Аслан Кобахия считает, что необходимо вообще снять неприкосновенность со всех депутатов, чтоб они не могли прикрываться мандатами, и чтобы парламент лишь принимал решение об аресте депутата, чтоб у следствия была возможность проводить расследование.
«Чем я – депутат, лучше любого другого гражданина? Если совершил преступление, надо нести ответственность», - заявил Кобахия журналистам.
При этом часть ответственности за решение парламента он переложил на генпрокуратуру. "В сегодняшней ситуации в парламенте вина не только депутатов, но и генпрокурора. Материалов было мало", - сказал депутат.
Напомним, по подозрению в убийстве Клемантовича и Скаредновой были задержаны жители Абхазии Рамин Хмаил, Ахра Гопия, Джумбер Бигвава и Аслан Цвижба. Сухумский городской суд принял решение об их аресте.
Миканба: участие депутата в деле об убийстве Клемантовича и Скаредновой доказано
В ходе рассмотрения вопроса о лишении депутатской неприкосновенности Нодика Квицинии генпрокурор Сафарбей Миканба озвучил подготовленное ведомством представление в парламент.
«11 октября 2013 года по подозрению в причастности к похищению и умышленному убийству Клемантовича и Скаредновой задержаны, а 13 октября арестованы Рамин Хмаил, Ахра Гопия, Джумбер Бигвава, Аслан Цвижба. 21 октября 2013 им предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 119; пунктами «а», «в», «ж», «з» и «к» части 2 статьи 99 и частью 3 статьи 217 Уголовного кодекса Республики Абхазия», - сообщил генпрокурор.
По его словам, в ходе предварительного расследования установлено, что данные деяния Хмаил, Гопия, Бигвава и Цвижба совершили при соучастии Нодика Квицинии.
По показаниям самого депутата, данным 8 октября 2012 в качестве свидетеля, после непродолжительной встречи в его доме Клемантович и Скареднова уехали в неизвестном направлении. Квициния также пояснил, что 26 июля 2008 года он продал Клемантовичу ООО «Бухта Радости-2», на балансе которого находился земельный участок площадью 3,5 га в селе Псахара Гагрского района за 2 млн. долларов США, отметил генпрокурор.
Однако, по данным генпрокуратуры, в договоре купли-продажи была указана сумма в размере 1 500 рублей. Таким образом, по словам Сафарбея Миканба, Сергей Клемантович должен был Квицинии 2 млн долларов США, из которых он получил всего 580 тыс. долларов США.
Генпрокурор также сослался на данные сотового оператора «Аквафон», которые говорят о том, что телефоны Сергея Клемантовича и Оксаны Скаредновой 10 сентября 2012 года находились в зоне позиционирования базовых станций, покрывающих место жительства Нодика Квицинии, и последний раз были зарегистрированы в сети в 16 ч. 04 мин.14 сек.
Как заявил генпрокурор, Ахра Гопия и Рамин Хмаил показали на допросах, что 10 сентября 2012 года они вместе с Джумбером Бигвавой и Асланом Цвижбой по договоренности с Нодиком Квицинией похитили Клемантовича и Скареднову из дома Квициния.
"Около двух суток похищенных удерживали в одном из заброшенных домов в районе Маяка в Сухуме, куда приезжал и Квициния. После общения с Клемантовичем по каким-то финансовым вопросам Квициния дал указание похитителям вывезти похищенных из города и в безлюдном месте убить, за что обещал им денежное вознаграждение в размере 15 млн. рублей. Убийство произошло в ночь на 12 сентября 2012 года, тела с целью сокрытия сбросили в колодец. На месте преступления в селе Адзюбжа Очамчырского района изъяты гильзы калибра 7,62 мм», - рассказал Сафарбей Миканба.
По словам генпрокурора, Бигвава, Хмаил, Гопия и Цвижба неоднократно обсуждали по телефону между собой и с Нодиком Квицинией вопросы, связанные с выплатой обещанного вознаграждения за совершенное преступление, о чем свидетельствуют прослушанные в рамках оперативно-розыскных мероприятий телефонные переговоры.
Генпрокуратура представила недостаточно доказательств, заявили депутаты
«К депутату Квицинии можно относиться по-разному, но в материалах, представленных прокурором, я не увидел мотива преступления – с какой целью Квициния и его товарищи могли убить Клемантовича и Скареднову», - сказал депутат Аслан Кобахия.
По оценке депутата Даура Аршбы, обвинение строится на показаниях предполагаемых участников похищения и убийства и на основании записи телефонных переговоров. Он выразил пожелание, чтобы и у депутатов была возможность просмотреть распечатку телефонных переговоров и записи протоколов следствия.
Депутат Ахра Бжания спросил Генпрокурора, есть ли данные о других членах семьи Квициния или его соседей, которые могли бы подтвердить озвученные показания, а также найдена ли машина Клемантовича?
Сафарбей Миканба ответил, что автомобиль Клемантовича еще не найден, а что касается допросов домочадцев, то это возможно только после лишения депутата неприкосновенности. «До этого входить в его дом и общаться с домочадцами мы не имеем право», - сказал генпрокурор.
Нодик Квициния отрицает свою причастность к убийству
Сам Нодик Квициния категорически отрицает свою причастность к преступлению.
«Я вырос в традиционной абхазской семье. То, в чем вы меня подозреваете, не имеет никаких оснований. Я никогда себе такое не позволю. Тот, кто совершил такое преступление, заслуживает самого сурового наказания, а мое имя не надо пятнать», - сказал на заседании парламентарий.
Он рассказал о том, что 10 сентября 2012 года, находясь на заседании парламента, он получил от Клемантовича смс-сообщение о том, что тот хочет встретиться с ним в доме Квициния в 15.00. "Я приехал домой, спустя 20-30 минут он подъехал. Я его встретил, посидели дома, поговорили. А до этого я звонил и говорил ему, что у меня отец больной, я нуждаюсь в деньгах. Я попросил дать мне какую-то часть денег, потому что он выплачивал мне частично. Он назначил мне встречу на завтра (11 сентября 2012 г) в Сбербанке и мы разошлись", - сказал Квициния.
"Зачем я должен был его убивать, если завтра он обещал мне дать деньги? Есть мотив? Когда возбудили уголовное дело по пропаже Клемантовича и Скаредновой, я сам пришел и сказал следствию, что они пропали не по дороге Псоу–Сухум, а ушли из моего дома", - заявил депутат.
«Найдите грамотного следователя, пусть проведет до конца следствие, я буду помогать, чем смогу, и сотрудничать Но не надо вешать на меня это убийство», - сказал Квициния.
Он считает, что Ахра Гопия и Рамин Хмаил дали показания, указанные в определении генпрокурора, под пытками.
Генпрокурор не представил парламенту ни одного достоверного доказательства о его причастности к данному преступлению, резюмировал депутат.
Генпрокурор в связи с высказываниями Квициния о пытках арестованных заявил, что до сих пор никаких жалоб ни к следователю, ни к надзирающему прокурору, ни от адвокатов, ни от них самих не поступало.
Депутаты предложили Нодику Квициния самому сложить с себя полномочия
Несколько депутатов высказали пожелание более тщательно изучить представленные Генпрокуратурой материалы, более того, потребовали представить дополнительную информацию.
Нодик Квициния должен иметь мужество самому сложить с себя неприкосновенность, а не ждать, пока это сделает парламент, заявил депутат Аслан Кобахия.
«Я считаю, что преступление имеет место быть, мы должны показать и обществу, нашим друзьям и недругам, что в этой стране бандитизм не пройдет, что право должно восторжествовать», - заявил Кобахия, добавив, что Нодик Квициния должен "вплотную работать с правоохранительной системой".
Ахра Бжания также считает, что Квициния должен написать заявление о снятии полномочий, чтобы решить вопрос доступа к следственным мероприятиям. По мнению Бжании, это нужно сделать в интересах престижа государства, работоспособности парламента.
«С нашей стороны мы обещаем всевозможную поддержку в плане недопущения каких бы то ни было противоправных действий, - сказал депутат Бжания. - На кону престиж нашего государства, и первый, кто должен об этом подумать и предпринять адекватные меры – это ты, Нодик. Надеюсь на твой патриотизм и твою честность».
«Прокурор представил нам материалы, но мы заявили, что нам нужны дополнительные, а не даем возможности их добыть. Что мы сейчас выгораживаем друг друга? Никто тебя не сдает и не сажает, Нодик. Пожалуйста, по-мужски встань и сделай все, чтобы себя оправдать», - сказал депутат Михаил Сангулия.
«Я с самого начала говорил, что не участвовал в этом преступлении, и зачем я должен складывать с себя неприкосновенность? Я немало помогал следствию и готов еще помочь. Меня незаслуженно обвиняют», - заявил в ответ Нодик Квициния.
После бурной дискуссии спикер поставил вопрос о лишении Квицинии депутатской неприкосновенности. На заседании присутствовали 27 из 35 депутатов. Из них в голосовании приняли участие 22 депутата. 16 проголосовали за то, чтобы депутат Нодик Квициния был лишен депутатской неприкосновенности, четверо воздержались, двое против.
источник: корреспондент "Кавказского узла"