Власти Азербайджана усиливают контроль над религиозной сферой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В пятницу, 8 мая, Национальное собрание (НС) Азербайджана внесло поправки в закон «О свободе вероисповедания», усиливающие контроль государства над религиозной сферой. Поправки предусматривают перерегистрацию всех религиозных общин и уточняют механизмы отмены их регистрации.
Как сообщает корреспондент «Кавказского узла», изменения и дополнения в закон были представлены парламентской комиссией по правам человека. Глава комиссии НС по правам человека Рабият Асланова отметила, что «закон «О свободе вероисповедания» был принят в 1992 году и не отражает сегодняшних реалий».
В 1997 году в закон уже вносились поправки, когда иностранцам и лицам без гражданства запретили проведение религиозной пропаганды. Однако, по мнению Аслановой, этого оказалось недостаточно для пресечения «вредной деятельности различных нетрадиционных религиозных течений». «Есть такие религиозные секты, которые запрещены в странах Европы, но свободно действуют в Азербайджане», - сказала она.
Кроме того, по заявлению главы комиссии НС, изменения в законодательстве вызваны необходимостью обеспечения реализации внесенной в ходе референдума 18 марта поправки в Конституцию Азербайджана о запрете распространения и пропаганды религий, унижающих достоинство личности или противоречащих принципам человечности, и религиозных течений аналогичного характера.
Еще одной причиной изменений законодательства стала необходимость в определении статуса Управления мусульман Кавказа (УМК).
Эта структура была создана еще в начале 19 века после присоединения Азербайджана к Российской империи. В начале 1930-х гг. она была упразднена, но в 1984 г. вновь восстановлена. Сохранилась она и после возвращения независимости Азербайджана в 1991 году. УМК отличается полной лояльностью к правительству и во время избирательных кампаний призывает верующих голосовать за кандидатов действующей власти.
Теперь, согласно принятым поправкам, на законодательном уровне за УМК закрепляется статус высшей исламской религиозной структуры страны.
Кроме того, узаконивается порядок, по которому для государственной регистрации мусульманской религиозной общины необходимо заключение УМК. Ранее отсутствие подобной нормы позволяло некоторым общинам оспаривать верховную роль УМК, которое они считали обычным НПО.
Значение мнения УМК, согласно поправкам, возрастает и при решении вопросов о строительстве мечетей и ликвидации той или иной религиозной общины.
Говоря о необходимости наведения порядка в религиозной сфере, Асланова также обратила внимание на то, что в стране в общей сложности 1750 мечетей, но лишь 500 из них официально зарегистрированы.
Всего в Азербайджане зарегистрировано 533 религиозных общин, 32 из которых немусульманские. Предполагается, что после подписания поправок президентом и вступления их в силу, до 1 сентября должна быть проведена перерегистрация всех религиозных общин в Государственном комитете по работе с религиозными образованиями (ГКРРО).
При этом, в законе уточняется перечень случаев отмены регистрации религиозных общин. Так, община может быть ликвидирована решением учредителей, при ходатайстве исполнительных органов перед судом, при выявлении случаев принуждения граждан к вероисповеданию, при создании помех для светского образования, при совершении действий, направленных на террор и его финансирование.
Одновременно ужесточаются требования для деятельности религиозных общин. В частности, община может действовать лишь по указанному в регистрации адресу. Кроме того, в заявлении для регистрации должны быть указаны не только реквизиты структуры, но и история создания общины, формы и методы деятельности, традиции, отношение к семье, браку и образованию.
Отныне законом предусмотрен отказ в регистрации в случае выявления не соответствия целей и методов деятельности организации азербайджанскому законодательству.
Одновременно парламент принял поправки в Уголовный кодекс, устанавливающие ответственность за нарушение религиозного законодательства. Так, в УК страны введен параграф 167-1, предполагающий ответственность за принуждение к вероисповеданию.
Эти действия будут караться штрафами в размере от 500 (600 долларов) до 1000 манат (1200 долларов), а также исправительными работами или условным лишением свободы до 2 лет. Если подобные действия совершены должностным лицом, то полагается штраф от 1000 (1200 долларов) до 2000 манат (2400 долларов) или лишение свободы от двух до пяти лет.
Поправки вызвали бурную дискуссию в парламенте. В основном депутаты их поддержали. Однако представители оппозиции выступили против. «Эти новшества вызовут обратную реакцию и приведут к радикализации верующих и уходу религии в подполье», - сказал депутат Панах Гусейн.
На взгляд депутата, поправки инициированы администрацией президента и преследуют цель установления тотального контроля над обществом.
Первый заместитель председателя УМК, Салман Мусаев, комментируя принятые поправки, признал, что УМК получит статус религиозного центра, стоящего выше других мусульманских общин. «Однако это не означает, что УМК будет выполнять какие-либо административные функции. Управление мусульман Кавказа, будучи центром религиозной мысли в Азербайджане, будет оказывать консультативную помощь защите религии от вредных воздействий и интерпретаций», - сказал Мусаев.
Касаясь наказания за принуждение к религии, первый заместитель председателя УМК сказал, что следует отдавать предпочтение просветительской деятельности, созданию условий для правильной пропаганды религии. А применение административных мер, по его мнению, будет зависеть от конкретных действий правоохранительных органов.
Мусаев опроверг сообщения о создании комиссии по отмене регистрации религиозных общин. Речь идет о комиссии по решению судьбы имущества религиозной общины, регистрация которой отменяется судом, сказал он. По мнению Мусаева, в эту комиссию должны входить представители УМК, Госкомитета по работе с религиозными образованиями, а также представители самой религиозной общины.
В свою очередь, глава Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM) Ильгар Ибрагимоглу расценил «поправки как возвращение к советским традициям управления».
«Суть вопроса - в стремлении перерегистрировать все действующие в стране исламские, христианские и иудейские общины и объявить вне закона не прошедшие регистрацию. Эта советская традиция: все, что вне контроля должно быть объявлено враждебным. Недавние ограничения в области свободы слова и выражений теперь распространяются и на свободу совести», - сказал Ибрагимоглу в беседе с корреспондентом «Кавказского узла».
Глава DEVAMM считает, что эти шаги направлены на лишение религиозных общин статуса НПО. «Те, кто думает, что таким путем борется с радикализмом и экстремизмом, заблуждается. Напротив, такие нововведения лишь усилят экстремизм», - сказал Ибрагимоглу.
В связи с принятием поправок DEVAMM 8 мая выступил с их осуждением. «Религиозная свобода - составная часть свободы вероисповедания. Считаем, что в стране существует острая необходимость в принятии мер, призванных обеспечить свободу совести, создания условий для полноценной просветительской деятельности, обеспечения прозрачности деятельности общин. На самом деле, мы наблюдаем обратную тенденцию. Предлагаемые изменения только увеличивают ограничения, запреты и бюрократические препоны. А это - не что иное, как серьезные препятствия для позитивных изменений в сфере вероисповедания», - говорится в заявлении.
Отметим, что и ранее в Азербайджане отмечались проблемы с нарушением прав верующих. Так, в апреле житель Белоканского района Азербайджана заявил о насильственной шиитизации мусульман-суннитов.
В сентябре прошлого года МВД Азербайджана опровергло сообщения о преследовании верующих за религиозные убеждения. Замминистра внутренних дел Азербайджана Орудж Залов, комментируя запреты на совершении намаза (молитвы) во дворах мечетей, подчеркнул, что "в деятельности зарегистрированных мечетей и религиозных общин нет никаких проблем и ограничений, в стране царит толерантность".
Представитель Государственного комитета по работе с религиозными структурами (ГКРРС) Азербайджана Гюндуз Исмайлов подтвердил, что решение о введении запрета на исполнение религиозного обряда намаз (молитвы) на открытом воздухе было принято этим ведомством. По его словам, "запрет намаза во дворах мечетей и на любом другом открытом пространстве введен в рамках комплекса мероприятий по обеспечению безопасности верующих" после того, как 17 августа 2008 года неизвестный бросил с улицы в окно мечети "Абу-Бекр" гранату. Погибли двое верующих, 13 получили ранения. Предварительное следствие по этому делу завершилось в марте.
источник: корреспондент «Кавказского узла»
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08