23 июля 2008, 18:46

В Азербайджане телеканалы отрицают причастность к кампании дискредитации журналиста

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В среду, 23 июля в Ясамальском районном суде Баку под председательством судьи Хагани Тагиева продолжилось рассмотрение иска журналиста газеты "Азадлыг" ("Свобода") Агиля Халила против телеканалов AZTV, Space, ATV, Lider, а также следователя Генеральной прокуратуры Али Гулиева. Телеканалы свою вину не признают.

Иск подан в связи с демонстрацией указанными телеканалами 7 апреля с.г. сюжета, подготовленного Следственной группой Генеральной прокуратуры. В этом сюжете говорилось о связях Халила с гомосексуалистами, один из которых якобы и ранил Халила 13 марта с.г. В сюжете опровергалась политическая подоплека нападения на журналиста.

На судебном 23 июля заседании выступил адвокат журналиста Эльчин Садыгов, который разъяснил, как телеканалы нарушили права Халила и попросил удовлетворить иск.

"Телеканалы не имели право демонстрировать предоставленные им прокуратурой кадры без соответствующего решения суда. Это является нарушением закона о СМИ", - подчеркнул адвокат.

В свою очередь, представитель телеканалов Space и Lider заявили, что иск "необоснован". Представители других каналов и прокуратуры в суд не явились. Суд принял решение продолжить заседание 30 июля в 17:00.

В своем иске Халил требует принесения ему извинений со стороны ответчиков, выплаты каждым из них в качестве компенсации за моральный ущерб в размере 100 тыс. манат (около $119 тыс.) и предоставления ему эфира для ответного слова.

Напомним, что по версии прокуратуры нападение на Халила было совершено на бытовой почве - ранивший журналиста Сергей Стрекалин имел обиду на Халила с некоторых пор, когда журналист якобы стал посылать ему оскорбительные смс-сообщения. Вечером 13 марта Стрекалин проезжая около здания Апелляционного суда случайно увидел Халила и пригласил его в машину. Они вместе сели на заднее сидение. По словам Стрекалина, разговор у них "не получился" и он ударил журналиста ножом.

В качестве доказательств прокуратура ссылалась на показания Стрекалина и водителя автомашины, а также данные мобильного оператора о времени и содержании смс-сообщений, якобы посланных с телефона журналиста в различные периоды. В тот же вечер телеканалы страны показали видеозапись показаний Стрекалина и еще двух гомосексуалистов, заявивших о нетрадиционных сексуальных пристрастиях журналиста.

Сам Халил, расценил произошедшее как "грязное шоу, организованное следствием". По его словам 3 апреля он был обманным путем вызван к прокурору Кюрдамирского района (Халил - уроженец этого района, и в тот момент находился в районе у родителей - прим. "Кавказского узла"). Там Халилова ждал следователь Управления по тяжким преступлениям Генпрокуратуры Али Гулиев и прибывший вместе с ним прокурор по имени Эльман.

Сначала они выкрутили руки и отобрали у журналиста мобильный телефон. Затем они стали оказывать "моральное и физическое давление". Особо агрессивно вел себя Эльман. "Мне угрожали и избивали", - говорил Халил.

От него требовали признаний, что он знаком с человеком по имени Сергей. "Путем побоев они добились такого признания. После этого, они потребовали, чтобы я признал, что меня ударил ножом кто-то из коллег, или я сам нанес себе ранение. В противном случае, меня грозили обвинить в связях с гомосексуалистами и показать соответствующие материалы по телевидению", - продолжил Халил. Журналиста продержали в прокуратуре до двух часов ночи и туда же вызвали его родителей. Им были выдвинуты те же условия.

4 апреля Халила привезли в Следственное управление в Баку. По дороге они вновь оказывали давление, требуя принять условия следователей.

По прибытии, Халилу вновь выкрутили руки и изолировали от внешнего мира, не позволяя встретиться с адвокатом. "Со мной обращались не как с потерпевшим, а как с преступником. После настойчивых требований ко мне пустили моего адвоката Эльчина Садыгова. Но к этому времени они уже сделали свое дело. До двух часов ночи меня продолжали подвергать моральным пыткам", - сказал Халил.

"Все заявленное следствием является вымыслом. Так, Сергей говорит, что знает меня с 2005 года, хотя тогда я проходил службу в армии. У меня тогда не было и телефона. Телефон я приобрел после службы в армии", - заявил журналист.

Адвокат Халила Эльчин Садыгов подтвердил, что несколько часов в здании Следственного управления его не допускали к журналисту. Впоследствии адвокат даже подал жалобу в суд в связи с нарушением его адвокатских прав.

Распространение сообщения Генпрокуратуры совпало с визитом в Баку спецпредставителя ОБСЕ по свободе СМИ Миклоша Харашти, который на следующий день на пресс-конференции выразил возмущение методами действий правоохранительных органов Азербайджана.

Он с сожалением констатировал, что стал свидетелем "позорной" кампании, развернутой в государственных и провластных СМИ против корреспондента газеты "Азадлыг" Агиля Халила.

Харашти выразил убежденность, что кампания была подготовлена и управлялась из единого центра. По телевидению были распространены лживые сведения, и не предоставлено слово противоположной стороне. Харашти призвал телеканалы страны немедленно приостановить эту незаконную кампанию. "В стране, где провозглашается верховенство закона такого быть не должно. Это нарушение права на неприкосновенность личной жизни и журналистской этики", - отметил он.

Харашти рассказал о своей встречи с Генпрокурором Закиром Гараловым, который признал, что именно по его указанию по телевидению были показаны кадры, дискредитирующие журналиста. Гаралов мотивировал свои действия тем, что человек ударивший журналиста ножом признался в этом.

Харашти назвал события вокруг журналист Халила "опасной тенденцией", когда власти используют правоохранительные органы против неугодных журналистов. Харашти сравнил это с методами тоталитарного прошлого, когда правоохранительные органы в СССР и соцстранах использовались для расправы над неугодными режиму людьми.

Представитель ОБСЕ призвал Гаралова расследовать факты насилия против Халила, а также факты нарушения права на неприкосновенность личной жизни и фальсификацию уголовного дела со стороны следователя Гулиева. Харашти призвал также привлечь к ответственности всех других работников правоохранительных органов, фальсифицировавших уголовные дела против других журналистов.

Однако власти Азербайджана проигнорировали призывы Харашти. Глава общественно-политического отдела администрации президент Али Гасанов обвинил спецпредставителя ОБСЕ в "некомпетентности и предвзятости".

По мнению Халила, атака на него 13 марта была связана с предыдущим нападением на него 22 февраля в Маслиновой роще, где он готовил репортаж и незаконной сделке по купле-продаже земли и сделал фотоснимки. Как оказалось, заснятые на фото лица были высокопоставленными сотрудниками Министерства национальной безопасности Азербайджана.

После этого инцидента на журналиста оказывалось давление с целью вынудить его отказаться от своей жалобы в полицию. Взамен, по словам Халила, ему обещалось денежное вознаграждение. Однако он не принял этого предложения и после этого прокуратура стала дискредитировать его.

15 июля с.г. Насиминский районный суд столицы Азербайджана Баку приговорил Сергея Стрекалина, обвиняемого в нанесении 13 марта ножевого ранения журналисту из газеты "Азадлыг" ("Свобода") Агилю Халилу, к 1,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Стрекалин признан виновным по статьям 127.1 (умышленное нанесение менее тяжкого ущерба здоровью) и 234.1 (приобретение или хранение наркотиков). Накануне, 14 июля, прокурор Эльдар Гамзаев попросил суд приговорить Стрекалина к 2 годам лишения свободы.

Сам журналист Халил считает, что суд не провел объективного расследования, поскольку, утверждает он, 13 марта его ранил ножом не Стрекалин.

Во время оглашения приговора Халил повернулся к судье спиной. После оглашения вердикта Халил воскликнул: "Позор такому несправедливому суду!".

Халил сообщил о намерении подать апелляционную жалобу.

В свою очередь, адвокат журналиста Эльчин Садыгов заявил, что вынесенный приговор также подтверждает, что "дело было сфабриковано, а судебный процесс носил имитационный

За май-июнь 2008 года власти Азербайджана трижды препятствовали выезду Халила из страны, несмотря на то, что он проходит по уголовному делу в качестве потерпевшего.

Автор: Фаик Меджид, корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

16 июля 2024, 16:30

  • Активистка Ольга Бегретова обжаловала решение суда по иску к ФСБ

    Суд в Нальчике, который признал законным отказ ведомства предоставить собранные данные, не учел доказательства того, что проверка в аэропорту Минвод проводилась по поручению республиканского управления ФСБ, заявила активистка Ольга Бегретова в апелляционной жалобе.

16 июля 2024, 15:38

16 июля 2024, 14:47

16 июля 2024, 14:02

  • Планы застройки Водной станции вызвали недовольство владикавказцев

    Чиновники согласовали с инвесторами благоустройство территории Водной станции, однако местные жители выступают против. Работы предполагают вырубку леса, горожане считают, что это нанесет урон экологии. Союз архитекторов Северной Осетии встал на строну жителей, указав, что во Владикавказе не хватает парковых зон, а прокуратура потребовала отменить результаты общественных слушаний.

16 июля 2024, 13:38

  • Военный с Кубани убит на Украине

    Николай Корчагин из Ейского района убит в зоне военной операции, сообщили власти. С начала спецоперации на Украине официально признаны убитыми не менее 472 бойцов из Краснодарского края.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей