Локшина: конфликт Кадырова и Ямадаева показал нестабильность ситуации в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Исследователь международной правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч" по России Татьяна Локшина считает, что конфликт между двумя самыми влиятельными чеченцами Рамзаном Кадыровым и Сулимом Ямадаевым является хорошей иллюстрацией того, насколько нестабильна ситуация в Чечне.
"Надо сказать, что у Кадырова и Ямадаева это давний конфликт, но последние года полтора казалось, что этот конфликт в большей степени придушен. Ямадаев примирился с тем, что Кадырову принадлежит фактически абсолютная власть. О "ямадаевцах" в последние полтора года было слышно достаточно немного. Но вот сейчас, в результате такого инцидента (вокруг кортежа Кадырова, прим. "Кавказского узла" ) конфликт вспыхнул с новой силой", - рассказала в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Локшина.
"Когда существует конфликт, то самый мельчайший инцидент может очень сильно столкнуть ситуацию и послужить причиной новой вспышки агрессии. Это, видимо то, что в данном случае произошло. Что же в конце концов произойдет - сейчас более-менее непредсказуемо", - считает Локшина.
В случае с инцидентом, связанным с кортежем Рамзана Кадырова, по мнению Локшиной, российские правоохранительные органы пытаются заглушить публичность этого дела, пытаются дать понять гражданам, что на самом деле проблема не столь серьезная, что это мелкий инцидент и он уже исчерпан.
"Чего только стоит один комментарий Шаманова, высокопоставленного представителя Министерства обороны, который сказал, что ничего там не было, просто ребята потрясли оружием и разошлись. Это понятно, власти не хотят чтобы об этом писали, власти не хотят, чтобы эту тему муссировали. Что касается того, были там убитые и сколько -знаете, меня не было на этой дороге в тот самый момент, поэтому, к сожалению, никакой точной информации у меня нет. Но, думаю, если участники самого столкновения говорят о наличии потерь, значит, так оно и было", - прокомментировала правозащитница.
"Важно отметить, что Ямадаев руководит батальоном "Восток", который находится в подчинении непосредственно у Министерства обороны , а Кадыров достаточно последовательно истреблял в республике те силовые структуры, которые неподконтрольны ему самому. Ямадаевская структура осталась одной из последних таковых и при этом она, безусловно, довольно сильная. В определенном смысле этот конфликт можно воспринимать и как конфликт федеральных структур с местными властями. Хотя, конечно, ямадаевский батальон состоит из этнических чеченцев, но опять же, подчеркиваю, руководят им из федерального центра", - говорит Локшина.
Теперь, по ее словам, важно, как отреагирует Москва, насколько захочет прислушаться к претензиям Кадырова и даст ли ему возможность убрать Ямадаева из Чечни.
"Он хочет, чтобы ямадаевская структура в Чечне перестала действовать, чтобы этого неподконтрольного ему фактора в республике не стало. Он в свое время очень последовательно добивался смены руководства ОРБ-2 и в конечном итоге добился этого. Удастся ли ему добиться своего с Ямадаевым давайте посмотрим", - говорит эксперт.
"С другой стороны, комментируя эту ситуацию с правозащитной точки зрения я бы хотела подчеркнуть, что благодаря этому конфликту есть целый ряд правозащитных проблем, которые выплыли наружу даже в публичной риторике самого президента Чеченской республики, господина Кадырова. В контексте этой разборки высвечиваются совершенно определенные правозащитные сюжеты, в том числе проблема похищения людей, жестокого обращения, пыток и т.д." - сказала правозащитница.
В частности, Локшина отметила события в станице Бороздиновская в 2005 году, где именно бойцы батальона "Восток" провели жесткую зачистку - убили одного человека и похитили одиннадцать, о судьбе которых до сих пор ничего не известно. На тот момент не могло быть никаких сомнений, что операция осуществлялась батальоном "Восток". Были известны самые мельчайшие подробности, имена, фамилии бойцов. Но ни бойцы, ни сам Сулим Ямадаев, как командир, не были приведены к ответственности за эти события. Более того, вскоре после этого Ямадаев получил звание Героя России .
"Теперь, когда конфликт вспыхнул с новой силой, об этом заговорил Кадыров и активно напоминает об этих событиях федеральному центру. И хочется надеяться, что прокуратура все-таки проведет эффективное расследование, того что произошло в Бороздиновской", - заметила Татьяна Локшина.
В связи с этим конфликтом, говорит Локшина, многие аналитики вспоминают судьбу командира отряда "Горец" Мовлади Байсарова, который был застрелен чеченскими милиционерами в Москве на Ленинградском проспекте в ноябре 2006 года, и пророчат Ямадаеву ту же участь.
"Батальон Байсарова, преследовался Кадыровым и он делал все возможное, чтобы эта группа перестала действовать в Чечне и главное, сам Байсаров, неугодный ему командир, перестал работать в республике. Байсаров тогда убежал в Москву в надежде, что его связи в центральных силовых структурах каким-то образом смогут обеспечит его безопасность, но этого не произошло, возможно связей оказалось недостаточно. Реален ли подобный сценарий с Ямадаевым, давайте посмотрим. В данный момент Ямадаев требует от Министерства обороны, своего непосредственного начальства, чтобы его защитили", - отметила эксперт.
Напомним, что 14 апреля в городе Гудермес произошли столкновения между охранниками президента Чечни и группой военнослужащих батальона спецназначения ГРУ "Восток", которыми руководил младший брат командира этого подразделения Сулима Ямадаева Бадрудди. Причиной начала конфликта местные жители называют то, что ни охранники Кадырова, ни охранники Ямадаева не захотели уступить дорогу.
В результате столкновения были убиты два спецназовца, отказавшиеся выполнить требование сотрудников МВД республики. После этого подразделения МВД блокировали базу батальона Восток и дом Ямадаевых в Гудермесе, требуя выдать Бадрудди Ямадаева.
В свою очередь, Минобороны России официально опровергло сообщения о перестрелке между охраной Кадырова и бойцами батальона Восток. "Никакой перестрелки между охраной президента Чечни Рамзана Кадырова и бойцами батальона Восток Минобороны не было. Они просто бряцали оружием, поэтому жертв в стычке между ними нет", - заявил начальник Главного управления боевой подготовки службы войск ВС РФ, генерал-лейтенант Владимир Шаманов, бывший командующий федеральными силами в Чечне.
15 апреля, выступая по местному телеканалу, Кадыров обвинил братьев Ямадаевых в совершении тяжких преступлений. "Братья Ямадаевы причастны к совершению целого ряда тяжких преступлений, в том числе, к убийствам, похищениям, а также событиям в Бороздиновской, в результате которых два человека погибли, 12 местных жителей пропали без вести и несколько домов были сожжены. "Убийство братьев Арсамаковых и другие тяжкие преступления были совершены ими", - сказал президент Чечни.
19 апреля, командир батальона Восток Сулим Ямадаев также выступил с резкими заявлениями в адрес властей Чечни и лично президента Рамзана Кадырова. Ямадаев заявил, что руководство Чечни скрывает правду о происходящих событиях в республике, в частности, об убийствах. "Почти каждый день убивают в Чечне. Рамзан (Кадыров) просто явно врет по телевизору", - сказал Сулим Ямадаев в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Между тем, 21 апреля Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что у него нет конфликта с батальоном "Восток" министерства обороны РФ, а есть вопросы к отдельным лицам. "У меня нет конфликта с батальоном Восток, ситуация вокруг этой темы чрезмерно раздувается и преподносится неправильно. У меня есть вопросы лишь к отдельным преступникам, которые находятся в этом батальоне, и я обратился в компетентные органы с требованием разобраться в этой ситуации", - приводит слова Кадырова РИА Новости.
Окончательное решение Минобороны по батальону "Восток" в Чечне будет принято после инаугурации избранного президента Дмитрия Медведева, которая состоится 7 мая.
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38