Мусульмане в светском государстве: взаимная адаптация или угроза конфликта 1122 темы и 2 сообщения
цитата: moderatorНа самом деле, проблемы и у тех, и у других. Потому что жизнь рядом с людьми другой культуры - это довольно сложное испытание. Мы привыкли реагировать на неизвестное и непонятное как на источник тревоги и угрозы. Это не в телевизоре, это в человеческой природе. Поэтому подобные проблемы проявляются во многих странах с очень разным «телевизором». И люди понятия не имеют, кто там причисляет и кто практикует, тем более что каждое направление в исламе считает себя единственно верным и объясняет это окружающим. Поэтому адаптироваться придётся всем - мир меняется, мы все к этому плохо приспособлены.цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Instagram Просим участников дискуссии откликнуться.Что значит адаптации мусульман? С чего вы взяли, что мусульмане должны к чему то адаптироваться? Проблемы у мусульман или у тех, кто не может вести себя по человечески и судит о людях, смотря в телевизор? И может большинство путает людей, причисляющих себя к исламу и людей практикующих ислам?ACHMADY23 авг., 11:37Мне кажется, мусульманам не нужно адаптироваться к условиям светского государства, потому что мусульмане России никогда в обозримом прошлом и не жили в условиях мусульманского государства. Напротив, светскому государству необходимо наладить диалог с мусульманской частью общества для того, чтобы учесть все проблемы и урегулировать их. В частности, решить проблемы с невозможностью строительства мечетей в некоторых регионах или населенных пунктах. Для налаживания диалога также важно понимать, что мусульманское сообщество разнообразное, и контакты только с официальными муфтиятами не означают контактов и учета мнений всех мусульман региона или страны.
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Instagram Просим участников дискуссии откликнуться.
Что значит адаптации мусульман? С чего вы взяли, что мусульмане должны к чему то адаптироваться? Проблемы у мусульман или у тех, кто не может вести себя по человечески и судит о людях, смотря в телевизор? И может большинство путает людей, причисляющих себя к исламу и людей практикующих ислам?
ACHMADY
23 авг., 11:37
Мне кажется, мусульманам не нужно адаптироваться к условиям светского государства, потому что мусульмане России никогда в обозримом прошлом и не жили в условиях мусульманского государства. Напротив, светскому государству необходимо наладить диалог с мусульманской частью общества для того, чтобы учесть все проблемы и урегулировать их. В частности, решить проблемы с невозможностью строительства мечетей в некоторых регионах или населенных пунктах. Для налаживания диалога также важно понимать, что мусульманское сообщество разнообразное, и контакты только с официальными муфтиятами не означают контактов и учета мнений всех мусульман региона или страны.
Понимание, что ежедневная религиозная практика мусульманина может противоречить жизнедеятельности человека, в каком бы обществе он не жил, светском, или религиозном, изначально неверно.Религия это соблюдение прав Творца и прав творений. Они идут в религии вместе, как единая обязанность, никогда не противоречат друг другу, и не сталкиваются.Более того, изначально, религиозные обряды предписаны, для того, что бы человек стал более воспитанным, добрым, отзывчивым к проблемам других людей.
К примеру, к Пророку пришла жена одного из сподвижников. Жаловалась, что ее муж ночь проводит в молитвах, а днем постоянно держит уразу. Ему было сказано Пророком: "У тебя есть права и обязанности по отношению к твоей семье, к самому себе, и к твоим гостям"Так же много примеров, когда из-за повседневных бытовых нужд, в обрядах дается облегчение. Как уход за больны и тп., освобождает от обязанности пятничного намаза, в пути человек освобождается от обязанности держать уразу, сокращать и совмещать намазы и т.д.
Спасатели, охранники, врачи ввиду своих служебных обязанностей, могут или отпустить уразу, если нужны силы, для спасения людей, и т.д.
Проблемы людей с ежедневной религиозной практикой исходит от искаженного понимая религии, его привычки, действовать так или иначе. А не от предписаний Всевышнего. К примеру, часто делают проблемы, из-за оголения тела при спасении людей, или для того, что бы врач осмотрел для лечения. Тогда как, ислам требует, чтоб человек оголил тело. Отпустил уразу. Если этого требует ситуация. И на это есть много примеров из жизни Пророка и сподвижников.
Для того, что бы не было столкновения, надо исходить от требований Господа, а не предрассудков, и не правильного понимания религии.
Что значит адаптации мусульман? С чего вы взяли, что мусульмане должны к чему то адаптироваться? Проблемы у мусульман или у тех, кто не может вести себя по человечески и судит о людях, смотря в телевизор? И может большинство путает людей, причисляющих себя к исламу и людей практикующих ислам?
Если у кого-то есть желание продолжить обсуждение этой темы, это возможно сдлеать в социальных сетях на странице Кавказского Узла.
будут еще вопросы из Инстаграмма и наши спикеры смогут ответить на них на этой площадке.
Я не чувствую никакого дискомфорта во взаимоотношениях с мусульманами. В Нью-Йорке они живут также, как и другие граждане Америки. У них есть развитая инфораструктура - мечети, халяльные кафе. Я сожалею, что у меня не так много личных связей с мусульманами, но на работе вопрос присутствия человека не вызывает никаких проблем. Было бы хорошо, если бы в обществе было бы специальное пространство, где люди разных религий могут общаться вместе. И с ними могли бы общаться и секулярные люди.
цитата: Olga ShafranovaВ данном случае речь идёт о мусульманах как новых жителях региона.цитата: Mark Youngmanцитата: Yakub Bekov Адаптация мусульман в центральных регионах России должна начаться с открытой позиции самих мусульман: услышать и понять причины тревог сограждан-соседей.А почему обязанность всегда на мусульман? Иногда тревоги основаны чисто на предрассудках и расизме. Тревоги не всегда оправданы, и начинать надо не с мусульман, а с борьбы с предрассудками.Процесс должен быть взаимным, ибо достаточно примеров не только ксенофобии со стороны автохтонного населения, но и умышленно вызывающего поведения представителей другой стороны. Здесь важен двухсторонний тренд на сотрудничество и устранение негативного взаимодействия
цитата: denis sokolov Мне не очень нравится формулировка вопроса, - мусульмане заранее поставлены в позицию тех, кто должен приспосабливаться и адаптироваться, В государстве (как и в любой организованной группе) уверенно могут чувствовать себя те, кто эту организацию создает, Если мусульмане (как мусульмане) смогут принять творческое и активное участие в создании новых институтов (или в «ремонте» старых) - тогда можно говорить не об адаптации, а о полноценном участии. Если будут в стороне, - останутся в положении адаптируемых. С грантами на адаптацию от разных гуманитарных фондов)))Дополню свою предыдущую реплику про релевантный опыт других стран с учетом важного замечания Дениса. Так, например, в Парижской агломерации представители мечетей, наравне с чиновниками, включены в отслеживание того, насколько временные помещения соответствуют нуждам мусульманского населения при праздновании Курбан-Байрам.
Если развивать такие процедуры в российской действительности, то при этом важно было бы подключать не только представителей муфтиятов, но и руководителей общин, не зависимых от духовных управлений.
цитата: Mark Youngmanцитата: Yakub Bekov Адаптация мусульман в центральных регионах России должна начаться с открытой позиции самих мусульман: услышать и понять причины тревог сограждан-соседей.А почему обязанность всегда на мусульман? Иногда тревоги основаны чисто на предрассудках и расизме. Тревоги не всегда оправданы, и начинать надо не с мусульман, а с борьбы с предрассудками.
Процесс должен быть взаимным, ибо достаточно примеров не только ксенофобии со стороны автохтонного населения, но и умышленно вызывающего поведения представителей другой стороны. Здесь важен двухсторонний тренд на сотрудничество и устранение негативного взаимодействия
цитата: Yakub Bekov Мусульмане России живут в светском государстве.Имею в виду нарушение прав женщин, предусмотренных светским законом.Конечно, видны отклонения от принципа светскости, причины этому известны.
Но пока закон «светский», мусульмане обязаны придерживаться требований светскости там, где религия предлагает иные решения. Примеры из практик Республики Ингушетия: институт семьи и брака, многожёнство, развод и раздел имущества, определение места жительства детей - эти вопросы решаются, зачастую, по нормам адата, что приводит к нарушению прав женщин.
цитата: Yakub Bekov Адаптация мусульман в центральных регионах России должна начаться с открытой позиции самих мусульман: услышать и понять причины тревог сограждан-соседей.А почему обязанность всегда на мусульман? Иногда тревоги основаны чисто на предрассудках и расизме. Тревоги не всегда оправданы, и начинать надо не с мусульман, а с борьбы с предрассудками.
Например, в Уставе одного из московских ВУЗов прописано, что запрещено исполнение религиозных обрядов на территории университета, но все, в том числе и руководство университета, в курсе того, где молятся мусульмане; они просто закрывают на это глаза.
Мне лично разрешили помолиться в комнате для сторожа в одном из московских музеев, но женщина на вокзале попросила не молиться у её магазина. Наверное, тут главное найти человека, у которого нет предубеждений.
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Facebook. Просим участников дискуссии откликнуться.Года два назад в нескольких регионах России проходили "Парады Дружбы народов". Это, вроде как, устраивалось на президентский грант. От таких мероприятий есть польза? Это как-то стирает границы между светским и мусульманским населением?На самом деле, с такими «парадами» я была бы осторожна. Эта мультикультуралистская идея - «приписать» всех к каким-то искусственно сформированным национальным группам и тем самым усилить, а не смягчить проблему межгрупповых границ. Мне представляются более перспективными проекты, объединяющие людей вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности, просто как граждан, заинтересованных в решении определенных общественных проблем.
Конечно, видны отклонения от принципа светскости, причины этому известны.
Но пока закон «светский», мусульмане обязаны придерживаться требований светскости там, где религия предлагает иные решения. Примеры из практик Республики Ингушетия: институт семьи и брака, многожёнство, развод и раздел имущества, определение места жительства детей - эти вопросы решаются, зачастую, по нормам адата, что приводит к нарушению прав женщин.
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Facebook. Просим участников дискуссии откликнуться.Года два назад в нескольких регионах России проходили "Парады Дружбы народов". Это, вроде как, устраивалось на президентский грант. От таких мероприятий есть польза? Это как-то стирает границы между светским и мусульманским населением?
Наибольшую пользу приносят не крупные мероприятия, а небольшие проекты, где можно реально оценить систему взаимоотношений участников, принадлежащих к разным конфессиональным группам. Например, на Ставрополье ежегодно проводится летний лагерь православной и мусульманской молодежи Северного Кавказа под названием "Кавказ – наш общий дом". Его организаторами выступают Ставропольская и Невинномысская епархия Московского патриархата Русской православной церкви и Духовное управление мусульман Ставропольского края. Участники лагеря сохраняют активные контакты между собой и в социальных сетях, и в различных проектах. Их социальное взаимодействие уже не зависит от исходного повода, но развивается самостоятельно, что обладает особой ценностью и демонстрирует конкретный результат эффективной конфессиональной коммуникации
В этой связи интересно обратиться к опыту стран Западной Европы. Например, бельгийский опыт показывает, что без участия государственных структур в организации мусульманских праздников, запреты публичного забоя животных фактически не действуют. Общественная дискуссия вокруг жертвоприношения животных на празднике Курбан-Байрам разгорелась еще в конце 1970-х годов, в те же годы были изданы и первые регламентирующие акты на уровне коммун Брюсселя. Но в условиях необходимой инфраструктуры соблюдение этих норм было фрагментарным.
Лишь начиная с 2000-х годов в Брюсселе практикуется забой животных не только на постоянно функционирующих скотобойнях, но и на временных, специально организуемых на время Курбан-Байрама. Сертификацией этих мест занимается Министерство здравоохранения и социального развития. Кроме того к этому подключаются институты местного самоуправления, которые участвуют как в сертификации продукции, так и в обеспечении ветеринарного контроля и уборке мусора. Коммуны получают соответствующие разрешения и поддержку, направляя актуальные данные о потребностях проживающего мусульманского населения. Эта процедура регламентирована и налажена. Все это значительно снизило количество жертвоприношений в неразрешенных местах.
Года два назад в нескольких регионах России проходили "Парады Дружбы народов". Это, вроде как, устраивалось на президентский грант. От таких мероприятий есть польза? Это как-то стирает границы между светским и мусульманским населением?