Грязь и ученый Карагулов. Нужна ли Тамбукану наука?
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
На границе Зольского района Кабардино-Балкарии и Предгорного района Ставропольского края располагается озеро Тамбукан. Озеро с уникальной целебной грязью, которая применяется на курортах Кавминвод и Кабардино-Балкарии в качестве одного из основных компонентов лечения. Одна часть озера находится в пользовании АО «Кавминкурортресурсы», другая – фирмы «Бивитекс» из Кабардино-Балкарии, учредителем которой является доктор фармацевтических наук Хусейн Карагулов.
Озеро Тамбукан. Фото Хусейна Карагулова.
Карагулов много лет занимается научно-исследовательской работой, связанной с изучением целебных свойств тамбуканской грязи. Им разработана уникальная ресурсосберегающая технология изготовления лекарственных препаратов из грязи со дна озера. Эксклюзивные препараты, созданные доктором, прошли испытания в федеральных клиниках и научных институтах РФ. Они весьма эффективны и, главное, не имеют никаких побочных эффектов.
В 2016 году Карагулова обвинили в том, что он якобы занимался производством лекарственных препаратов без соответствующей лицензии. Обвинение не нашло подтверждения в суде. Ученого оправдали.
Суд утвердил оправдательный приговор Карагулову
Однако, как только закончились судебные баталии, на горизонте замаячила угроза лишения лицензии на пользование недрами Тамбуканского озера. Об этом его уведомило Федеральное агентство по недропользованию. Следом в «Бивитекс» нагрянула комиссия Росприроднадзора с внеплановой проверкой, по результатам которой фирме выставили штраф в размере 300 тысяч рублей за то, что она не добывает лечебную грязь, не предоставляет ежегодные отчеты и т.д.
ООО «Бивитекс» обжаловало постановление о штрафе в Арбитражный суд КБР, жалоба еще не рассмотрена.
Право на добычу лечебной грязи из кабардино-балкарской части Тамбуканского озера Карагулов получил в 2004 году, выиграв аукцион. Однако грязь добывать не стал, а для производства препаратов покупает грязь у АО «Кавминкурортресурсы».
Роснедра дали ученому три месяца, чтобы он приступил к добыче грязи.
Карагулов про лечебную грязь и методы ее добычи
Почему же, имея лицензию, «Бивитекс» не добывает грязь? Ученый пояснил, что он много времени потратил на то, чтобы исследовать грязь – выяснить, какие в ней содержатся микроэлементы, как они воздействуют на организм. Грязью из Тамбукана в лечебных целях пользовались со времен Петра I, однако никто ее не изучал так подробно, как он, говорит Карагулов.
Получив право недропользования, Карагулов привлек геологов и исследовал озеро досконально. В эти исследования он вложил собственные средства, не получив никакой поддержки от властей.
"Целебным является только верхний слой грязи. Ее и следует добывать, но очень бережно, не нарушая все остальные слои", – говорит он.
Между тем со стороны Ставропольского края продолжают добывать грязь по старинке – зачерпывая ее ковшом, что приводит к разрушению всех слоев грязи. Карагулов неоднократно участвовал в обсуждениях и предлагал при добыче грязи использовать ресурсосберегающие технологии:
«Если добывать верхний слой лечебной грязи озера Тамбукан и перерабатывать по технологии ООО «Бивитекс», запатентованной и эксклюзивной, то это даст возможность получить из одной порции грязи три разные субстанции – водную, спиртовую и липидную,и позволит организовать производство лекарственных препаратов в промышленных масштабах», - говорит ученый.
О деградации озера
Примерно с 1995 года в озере стал повышаться уровень воды и соответственно падать уровень минерализации. Если в норме соли в воде должно быть не менее 40-50 грамм на литр, то к тому моменту, когда Карагулов получил лицензию на использование недр озера, количество соли в воде составляло всего 20—25 граммов. При таком уровне минерализации грязеобразовательный процесс прекращается. Ученый считает, что если этот процесс не остановить, то грязь из озера утратит свои целебные свойства.
«Я стал изучать проблему и понял, что к сложившейся ситуации привело вмешательство человека. Например, раньше, когда уровень воды поднимался, больше чем на 1,5 метра, вода по каналу перетекала в водоем, уровнем ниже. Опасаясь высыхания озера, этот канал когда-то давно перекрыли дамбой. Но самой большой ошибкой стала высадка леса вокруг озера. Выросший лес изменил микроклимат.
Здесь была луговая растительность. Это была хорошо продуваемая и проветриваемая местность. Целебная грязь могла сформироваться только в таких условиях.
У озера была своя цикличность. Раз в сто лет оно высыхало, покрывалось слоем соли, потом восстанавливалось. Таким образом озеро жило по своим законам, которые были нарушены вмешательством человека.
Когда я все это выяснил, я написал в Роснедра о том, что озеро нуждается в спасительных мерах и что в сложившейся ситуации я добывать грязь не буду. Мне дали время для продолжения мониторинговых исследований состояния экологии на Тамбукане. Впоследствии в НИИ имение Веденеева результаты наших научных исследований были признаны главной концепцией спасения озера и внесены в перечень предлагаемых мероприятий.
Это ответ на вопрос, почему я столь длительное время не добывал грязь – сначала я изучал ее, потом занимался экологией озера, кроме того, я много времени потратил на то, чтобы оформить землю, прилегающую к озеру, в аренду - не мог же я заходить на чужую территорию. А потом меня стали преследовать по надуманному обвинению, которое продолжалось почти шесть лет».
Мое мнение об этой ситуации.
Санатории Кавминвод в большинстве своем находятся в частной собственности. Среди их владельцев есть весьма влиятельные люди федерального масштаба. Этих лиц не интересует ни экология Тамбукана, ни то, как на его дне образуется целебная грязь. Но их интересует, чтобы этой грязи было столько, сколько нужно для функционирования санаториев, ибо это их бизнес. Озеро им нужно полностью.
Карагулов им мешает. Поэтому все чаще раздаются голоса, что у Тамбукана должен быть один хозяин.