о новом осетинском фильме "Семь чёрных бумаг"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Недавно я писала о том, что в Осетии сняли полнометражный фильм по рассказу "Семь чёрных бумаг", а сегодня побывала на его премьере и пресс-конференции с создателями и актёрами фильма. Режиссёр - Анатолий Колиев, фильм снят при господдержке.
Конечно, фильм и рассказ сильно отличаются, это абсолютно нормально. И абсолютно нормально, что рассказ мне понравился больше, чем фильм - так бывает почти всегда, когда смотришь фильм после книги. Хотя фильм в целом получился симпатичным.
Многие сцены из рассказа убрали и добавили новые. Мне было жаль некоторых убранных сцен из оригинала, которые были важными и ключевыми для меня и, как мне кажется, автор их тоже задумывал такими. Например, была такая сцена - два брата рассматривают вещи отца, который ушёл на фронт и находят старый маузер. Вид оружия наталкивает младшего брата на разные мысли о том, например, что расскажут эти вещи об их владельцах через сотни лет, когда их найдут археологи. И главный вопрос - всегда ли оружие несёт правду. Старший брат отвечает - "Не всегда, малыш. Оружие, скорее всего, хранит в себе правду о неправде". Ему надоедает рассматривать оружие и он показывает брату на зонтик "Вот в чём сила". Дальше они берут зонтики и идут ставить эксперименты с гравитацией, пытаясь спустить с крыши сарая на "парашюте" то кошку, то себя. Это сцена важная - потому что говорит о том, что правда не в оружии, а в радости и интересе к жизни. Да, не вписывается в современные тенденции, входит в конфликт с другими киношными братьями и их "силой в правде".
Вместо этого добавили в фильм много мистики, анимацию и сказочность. Мне это решение не зашло.
Снят фильм качественно - использовали какую-то там самую дорогую камеру. Для индустрии кино в Осетии это достижение, наверное, для обычного зрителя - ничего нового.
Картинка получилась симпатичная, такая коммерческая. По словам продюсера, фильм будут крутить более, чем в двухстах кинотеатрах по всей стране. Как по мне, фильм снят малость попсово и прямолинейно. Если это женщина, которая получает известие о смерти сына, то камера обрушивается на неё сверху как разверзнувшееся небо. Если это рассказы дедушки о нартах, то появляется анимация и т.п. Опять же - уместно для семейного фильма 12+. И это моё личное зрительское суждение, а большинству понравится, думаю. Просто не сильно люблю фильмы, напичканные эффектами и вывертами. Если брать военные фильмы, то какой-нибудь "Джонни взял ружьё", где большинство сцен в одной комнате, меня уносит гораздо дальше, чем популярный "1917", снятый одним кадром за миллионы денег.
По словам режиссёра, фильм отправляли на Берлинарий, но получили отказ, который авторы связывают с политической ситуацией. В итоге фильм отправили на какой-то фестиваль в Шанхае.
Я смотрела фильм на осетинском с русским субтитрами. По словам продюсера фильма, в разных кинотеатрах будут разные версии - где-то полный дубляж, где-то субтитры, зависит от требований самого кинотеатра.
На вопрос почему фильм сняли на языке оригинала, а название оставили не оригинальное "Раненный фандыр", а то, которое придумал переводчик рассказа, режиссер ответил, что слово "фандыр" было бы сложно понимать российскому зрителю. Согласна, что на фильм "Семь чёрных бумаг", скорее всего, билеты купят охотнее, чем на какой-то там "Раненный фандыр". Но мне больше нравится оригинальное название и совсем не нравится это стремление не дать российскому зрителю чуть напрячься и узнать какие-то новые не русские слова.
Отдельно хочется похвалить фильм за молодых актёров - совсем мальчишки отлично справились, как мне показалось. Роль матери главных героев тоже удалась, классная актриса.
Интересно, что режиссер ответил на вопрос о кино в Осетии - сказал, что для развития кино нам не хватает только лишь технических возможностей, а остальное всё есть. Действительно, в России вообще почти нет регионального кино, все, кто хочет снимать, уезжают в Москву, в регионе снимать очень дорого. Как тут не вспомнить кабардинское кино, которое появилось благодаря одному человеку - Александру Сокурову. И так же исчезло.
Мне сложно понять этот ответ - что именно "всё" у нас есть для кино, кроме денег, я не знаю как работает индустрия. Есть ли люди с идеями? Уверена, что если появятся деньги, тут же возникнут и они. Но думаю, что фильмы были бы гораздо интереснее, если бы их сняли те, кто имеет страсть снимать даже без самых крутых камер уже сейчас что-то своё независимое, пусть самого плохого качества. Но я таких людей почти не знаю тут. Надеюсь, что просто реально не знакома с ними, они существуют и осталось только снабдить их стэдикамами и софитами для возрождения осетинского кино.
В общем рекомендую сходить на сеанс, составить своё мнение и просто поддержать региональное кино. На экранах с 9 мая.