Как появились азербайджанцы в Нагорном Карабахе. Бабек.
Начну с термина «азербайджанец». В дореволюционных книгах такая нация не упоминалась, если это не так – назовите книгу, я почитаю. Писали «кавказские татары». После революции кто-то решил вас так назвать, и вы согласились. Раз вы согласны, нам не с чем спорить. Просто я не верю, что нации может быть 90-100 лет. Это дедушке или бабушке может быть сто лет, а не нации. Скорее всего, прабабушка и прадедушка тоже были азербайджанцами, только они об этом не знали. Недавно читал статью Наимы Нефляшевой «Адыгейцы или черкесы», она отказалась быть адыгейкой и признала себя черкешенкой. Не вам одним придумали название, просто каждый по-своему к этому относится.
То, что вы наши соседи, уже давно живущие на своей земле, это факт. Раньше ваше государство называлось Албания. Столицей была Бярда. В свое время, при разделе Армении, нашу область, Арцах, присоединили к Албании. Мы почти вместе приняли христианство. У каждого государства был свой католикос. Но потом пришли арабы, которые завоевали всех: и вас, и нас, и другие народы. Арабы принесли новую веру – мусульманство. Вы приняли эту веру, мы остались верны христианству.
Если кого-то обидел, прошу прощения. Нет такой цели, есть просто уточнение, чтобы потом перейти к известным историческим лицам, которые оказались причастны к истории Нагорного Карабаха.
Начну с Бабека. Насколько я понял, сейчас персы спорят насчет национальности героя, даже хотят присвоить его себе, но это ваши споры, поэтому я буду называть его просто по имени.
Это времена феодализма, когда арабский халифат завоевал полмира. В 816 году Бабек возглавил восстание против арабов. Он имел немалый успех, разгромил целых 5 армий арабов. Армяне тоже встали под его знамена и были его союзниками. Какой вклад они внесли в победы Бабека, я не знаю. Главное, были не против него, а наоборот, помогали. Но, когда князь Сюника умер, Бабек, женившись на его дочери, захотел присоединить к своим титулам еще один – правитель Армении (Сюник являлся одним из крупных марзов Армении). Армяне воспротивились этому. У князя были сыновья, старшему из которых и надлежало стать князем вместо отца. Бабеку это не понравилось, и он стал громить армянские села. Вчерашний друг и союзник встал врагом. Сюник граничит с Нагорным Карабахом, мы говорим почти на одном наречии, Нагорный Карабах раньше даже именовался Малым Сюником. Наши несколько сел тоже попали под его расправу – называется, в частности, гавар Бердадзор, где до сих пор спаянно живут несколько армянских сел. Бабек был сильным противником и, видимо, успел натворить у нас немало бед...
Тем временем арабы собрали новую армию и напали на Бабека. Он был для арабов врагом номер один, за его голову была назначена награда в два миллиона дирхемов.
В сражении под Хамаданом он принял открытый бой, хотя до этого предпочитал партизанские методы борьбы, и проиграл. Его войско было разгромлено арабами, сам Бабек скрылся в своей крепости. Крепость осадили, и, поняв, что война проиграна, он решил бежать. Причем прибежал он в Арцах – так тогда назывался Нагорный Карабах.
Князь Арцаха Сахли сын Смбата оказался перед непростым выбором. Укрыв Бабека, он принял бы на себя удар арабов. Собственный народ его бы тоже не понял – еще вчера Бабек жег арцахские села. Умный князь понимал, что, если он схватит Бабека и отвезет в Багдад к халифу, скорее всего, тот, чтобы не заплатить ему обещанные 2 миллиона, найдет способ устранить его – проще говоря, убьет.
Тогда князь вышел на связь с Афшином, командующим арабов, который разгромил его, и за половину вознаграждения, за 1 миллион дирхемов, устроил охоту, на котором отряд Афшина берет в плен Бабека.
Бабека привезли к халифу, там его расчленили, предварительно вспоров живот, а тело прибили к кресту.
Триумфатору Афшину халиф выплатил 2 миллиона, но потом велел схватить его и уморить в тюрьме без еды и воды.
Как видим, князь Сахли Смбатян поступил верно, не позарившись на вознаграждение, – взял половину и выжил. Не выдай он Бабека, арабы выжгли бы весь Арцах, так что особого выбора у него и не было.
На каком-то генетическом уровне у азербайджанцев, видимо, осталась негативная память об этом событии. В школьной книге истории это вряд ли забыто, ведь он ваш национальный герой. Как у вас описываются эти события, я не знаю. Версия, о которой я написал, не оспаривается ни персами, ни арабами.
Интересно было бы услышать ваш рассказ.