Армянская диаспора России - демография, политическое положение и общественное мнение
Почти месяц я ничего не писал в этом блоге - потому что сначала не было времени, а позже наложилась поездка в Россию. С друзьями и коллегами я посетил несколько городов по приглашению армянских общин этих городов; мы рассказали о ситуации в Армении и выслушали мнения о ситуации в этих общинах. Об этом мы и поговорим, разумеется, без претензии на всеохватность - многое еще предстоит понять, а многое в одну статью не уместишь.
Армянская диаспора России - общие сведения
Число армян в России - дискуссионный вопрос - в интернете есть даже шуточное высказывание российского президента о том, дескать в России армян больше, чем в Армении и, по сути, он является главным президентом армян. Конечно, это не так; вообще численность всех армянских диаспор в общественно-политическом восприятии завышена, но в данном случае, различие не столь велико. По переписи населения 2010 года, в России было 1,182 тыс. армян, сверх того только в 2019 году в России было зарегистрировано 634.3 тыс. граждан Армении и на протяжении последних 10 лет каждый год примерно 10-15 тыс. граждан Армении получали гражданство России, так что по самым скромным оценкам, армян в России должно быть 1.9 миллионов, из которых на 1989 год в России было лишь 530 тысяч, таким образом почти три четверти - это сравнительно недавние мигранты. Хотя многие из них уже родились в России в семьях мигрантов, либо приехали с родителями, когда им было 2-3 года. Так что довольно многие выросли в России, в особенности это касается семей, прибывших в Россию в начале 1990-ых гг.
Учитывая, что в большинстве своем это экономические мигранты, чаще всего эта миграция характеризовалась рассеянием, а не компактным расселением, также, чаще всего новоприбывшие не вовлекались в диаспоральные структуры, хотя в процессе адаптации чаще всего контактировали со своими родственниками. Таким образом, часто говорить о диаспоре в том смысле, в котором принято говорить о старых диаспорах, организованных после Геноцида армян, в России невозможно. Стоит отметить, что российская армянская диаспора гетерогенна и по стране происхождения - это далеко не только Армения, но очень часто Азербайджан, Грузия, реже Узбекистан и Нагорный Карабах.
Россия является основным направлением для миграции из Армении, хотя и не единственным. В Россию мигрировать легче, отсутствуют многие ограничения, характерные для других стран, в первую очередь, визовый режим и язык. Хотя владение русским языком в Армении 30 лет назад было и не идеальным, но за прошедший срок все мигранты в Россию язык выучили и даже стали говорить на нем без акцента. Акцент почти не заметен даже у сравнительно новых мигрантов. По году миграции, мигрантов из Армении можно встретить в России примерно в той же пропорции, в которой мы это видим на статистических данных; впрочем, при определенной тренировке, статистические данные становятся видны уже и чисто эмпирически.
Если считать, что армян в России около 1.9 миллионов, то это не означает, что все они составляют диаспору. Все-таки недавние мигранты и временные рабочие, которых также довольно много, вряд ли могут относиться к диаспоре, хотя и относятся к фактическому наличному населению, но не постоянному. Как правило, мигранты принимают решение остаться на новом месте после 4 лет фактического проживания; это правило верно и для армян, хотя, разумеется, 4 года это лишь усредненный показатель.
Среди активно мигрирующих в Россию групп, выходцы из Армении не на первом месте, но все же очень заметны. По данным за январь-декабрь 2019 года, расклад был следующим (тыс. чел., получивших разрешение на проживание за отчетный период):
- Узбекистан - 4,806,
- Таджикистан - 2,755,
- Китай - 2,318,
- Украина - 1,642,
- Кыргызстан - 1,055,
- Казахстан - 762,
- Азербайджан - 695,
- Армения - 634,
- Беларусь - 538,
- Молдова - 460.
Уже дальше идут Германия (339), Корея (310), Франция (178), и т.д., а также Грузия (52).
Политическое положение армянской диаспоры в России
Несмотря на многочисленность, как уже было показано, уровень связности диаспоры сравнительно слаб. На представление диаспоры претендует "Союз армян России", имеющий отделения во многих городах и регионах, но довольно часто представляет эта организация не всех и многие относятся к ней скептически. Ее лидер Ара Абрамян в союзе с представителем партии "Альянс" Тиграном Уриханяном баллотировался в парламент Армении в июне 2021 года, но получил лишь 0.95% (12 тысяч) голосов, что означает либо отсутствие влияния армянской общины России на Армению, либо то, что избиратели не считают Абрамяна представителем армянской общины России. Действительно, представительность этого человека вызывает серьезные вопросы; также, поскольку Уриханян после выборов пошел на поклон к Пашиняну, что Абрамян осудил, оказалось, что у Абрамяна в Армении нет адекватных союзников и это вообще характерная ситуация - у армянской диаспоры России в целом нет в Армении точки опоры.
На протяжении десятилетий, власти Армении очень мало сделали для того, чтобы усилить армянскую диаспору. Причиной этому было два фактора: с одной стороны, армянские власти всегда подсознательно опасались усиления диаспоры как не контролируемого ими "игрока", а с другой - они воспринимали диаспору как донора или если совсем грубо - как дойную корову, что сразу же меняло акценты - если диаспора должна помогать, то понятно, что Армения ничего не должна делать. Стоит рассмотреть эволюцию этой политики и хронологически. Тер-Петросян сторонился диаспоры и стремился снизить уровень национальной солидарности между Арменией и диаспорой, будучи противником национализма, Роберт Кочарян активизировал политику в отношении диаспоры, но в основном в фокусе была западная диаспора (целью были политика и финансы), при Серже Саргсяне началось некоторое выстраивание политики, которое оставалось фрагментарным (шла прямая работа с влиятельными людьми для продвижения интересов Армении, а также в Армению приглашали представителей некоторых общин и студентов). При Пашиняне министерство диаспоры было закрыто, взамен создана слабая структура с сомнительным руководством, очевидно, провалившая работу на российском направлении, и, учитывая, что это вполне соответствовало редакционной политике газеты Пашиняна еще много лет назад, очевидно, что это не совпадение, а целенаправленная деятельность. Стоит отметить, что послы Армении в России за все 30 лет почти не уделяли внимания диаспоре, не специализировались по политике в российском направлении, а обеспечивали лишь минимальные представительские функции (похожая ситуация была, например, в Грузии). В последние 5 лет в этом отношении был определенный прогресс, но, надо сказать, результаты все еще не могут считаться удовлетворительными.
Политика России в отношении армянской диаспоры, да и всех других диаспор - заключается в том, чтобы в достаточно быстрой перспективе обеспечить адаптацию мигрантов, изучение ими языка, культуры России, а на следующем шаге и ассимилироваться в русской среде. В особенности большая важность придается языковому фактору, традиционно важному для России. Там почти нет армянских школ или школ с углубленным изучением армянского. Есть отдельные классы, вечерние школы и т.д., но это все очень фрагментарно и очень мало, поэтому, несмотря на небольшой срок проживания, армянская община России почти полностью перешла на русский язык. Этому содействует также и ограниченность контактов с Арменией, в первую очередь из-за географических трудностей.
После смены власти в Армении и ухудшения отношений между Арменией и Россией, общее отношение к армянам также стало ухудшаться. При этом, нет никакого сравнения в этом ухудшении со, скажем, Грузией в ситуации 15-20 летней давности или даже с Молдовой, все это в основном символические и малозначимые изменения, но все же чувствительные для людей, которые и так ощущают себя неуверенно. Куда хуже стало положение после войны - причем в данном случае государство как раз стремится это нивелировать. Но, что бы ни говорили популисты, факт в том, что армяне стали восприниматься проигравшим народом и это влияет на отношение к ним со стороны представителей других народов, особенно, выходцев из Кавказа и особенно - азербайджанцев. Уровень конфликтности заметно вырос, хотя ФСБ, где успевает, "гасит" эти конфликты еще в зародыше. Российские власти обеспокоены потенциальным экспортом конфликта в Россию и неоднократно об этом говорили и публично.
Тем не менее, азербайджанское давление на армянскую общину заметно и чаще всего оно направляется из Баку, а не является местной инициативой. За последний год были случаи, когда представители азербайджанской диаспоры в России записывали радикальные воззвания и оказывалось, что это происходило после просьбы или даже требования из Баку, делали автопробеги с соответствующими лозунгами. Также, в последние годы экспансия азербайджанского капитала и политического влияния происходит именно в направлении тех мест, где армяне многочисленны, осели давно и также довольно влиятельны - это в основном Северный Кавказ и Причерноморье (Сочи, Адлер, Кисловодск, Пятигорск и др.). Открылось большое количество ресторанов с азербайджанскими названиями, азербайджанцы устанавливают связи в силовых структурах и в структурах управления. Часто это даже вербализируется в автопробегах с азербайджанскими лозунгами, звучащими из машин.
Очень большая разница между общинами наблюдается в том, как они устроены. Зачастую мы видим раскол в общине, где в одном небольшом городе есть несколько людей, считающих себя лидерами общины, создавших организации, в которых состоит несколько человек. В таком случае большинство людей отречены от общинной деятельности. В Ставрополе в этом отношении ситуация отличалась: была лишь одна организация, которая очень тщательно берегла свое единство, избегала острых углов и благодаря этому была эффективной в вопросе достижения своих целей. Стоит этот пример делать модельным и для других городов.
Отношение российской армянской диаспоры к событиям в Армении
Как оказалось, в 2018 году в среде выходцев из Армении, живущих в России, было заметное оживление, многие хотели устроить митинги в поддержку Пашиняна и в России, вплоть до перекрытия улиц в Москве и Петербурге. Это неудивительно, учитывая, что в 2009-2016 гг. из Армении эмигрировало огромное число людей, в основном в Россию и в основном они относились плохо к Сержу Саргсяну. Сами лидеры общин объяснили им, что этого не стоит, возможно, о нежелательности таких действий им было сообщено и силовыми структурами. Тем не менее, в 2018 году представители армянской диаспоры внимательно следили за тем, что происходит и активно участвовали, прибыло несколько самолетов для участия в митингах, в том числе представителей малых религиозных групп или сект. Впоследствии, их интерес к событиям в Армении заметно упал, что вызывало раздражение уже в Армении, дескать, содействовали приходу Пашиняна тогда, а сейчас разгребать последствия не хотят. Впрочем, это же относится и к жителям самой Армении.
Во время осенней войны 2020 года в Карабахе, естественно, в российской армянской диаспоре, возрос интерес к Армении и к войне, но, даже в такой ситуации это затронуло не всех. Те, кто когда-либо проявлял активность, пытались как-то поддержать Армению, чаще всего гуманитарно, но не только, но многие себя никак не проявили. Интересна динамика трафика по запросам в поиске Яндекса за последний год по ряду ключевых слов. Поиск по словам "Армения" и "Карабах" всего лишь один раз превысил 2 млн за неделю, а с исключением других стран получаем предположительно 1 млн запросов из России, из которых лишь часть (пусть и большая) приходится на российских армян, так что этот интерес был достаточно ограниченным. Ниже представлена динамика запросов в Яндексе в обычном виде (хорошо для оценки масштаба) и логарифмическом (хорошо для оценки динамики и сравнения).
См. также:
- Мировые СМИ о Второй Карабахской войне (3 ноября 2020),
- Блокировка соцсетей в Азербайджане и интернет-трафик Южного Кавказа (8 ноября 2020).
Точно так же, как в Армении, в российской армянской диаспоре потеряно понимание происходящего в стране. Но на российскую диаспору не очень сильно распространяется воздействие ложной и диффамационной информации, активно циркулирующей в Армении, многие люди получают информацию от своих родственников или вообще не получают никакой информации. Также, значительно различается поток информации на русском и армянском языках.
В большинстве своем российская армянская диаспора относится к Пашиняну отрицательно. Однако это отношение может сильно различаться между общинами, в том числе, в зависимости от того, из кого община состоит. Например, на юге Ставропольского края большинство армян являются выходцами из Арцаха и их отношение к Пашиняну крайне негативное, тогда как выходцы из Армении относятся к Пашиняну по-разному, есть и его сторонники. Также, интересно, что в России немало сторонников боевиков "Сасна Црер". Это, как правило те, кто относятся крайне оппозиционно к Путину и свое радикальное отношение проецируют уже на внутреннюю политику Армении.
В армянской диаспоре России зачастую, не понимают, почему те или иные события происходят в Армении и "как мы дошли до жизни такой". Многие за происходящее испытывают стыд и отталкиваются от армянской идентичности. Другие уходят во внутреннюю эмиграцию, но так или иначе людей, которые довольны происходящим, очень мало. Сегодня новости из Армении вызывают в армянской общине скорее даже усталость или апатию, тем более, что опять же, ясной картины нет. Если эту ситуацию не изменить, ассимиляция в ближайшее время ускорится и превратится уже в серьезную проблему. Тем более, что в настоящий момент эмиграция из Армении в Россию заметно ускорилась. Важно еще и то, что Армения с армянской диаспорой почти не общается. Да, есть контакты на уровне власти и крупного бизнеса. Но это все. Работы на общественном уровне нет, хотя есть определенный запрос на такое общение. А также на то, чтобы диаспора была представлена в Армении, а позиция Армении была бы не паразитической, а страна что-то предлагала бы и диаспоре. Действительно, в этом вопросе именно Армении необходимо сделать серьезные шаги.
Грант Микаелян