История раскола православного мира – от Флорентийской унии и Переяславской рады до независимости Украины, Крыма и автокефалии УПЦ
Хотя эта тема не касается Кавказа, но тем не менее это близко и, я думаю, важно для понимания происходящего. Для начала несколько важных фактов к общему пониманию проблемы. В России принято ссылаться на документ 1686 года, по которому Константинополь признал подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху. Такая историчность статус-кво должна по идее подчеркивать необходимость его сохранения и его незыблемость. Действительно это очень серьезная общая история. В то же время, это один акт истории, а была она куда многограннее и интереснее. И сложнее.
Возьму на себя смелость сказать, что я к сожалению, не видел текстов, где в достаточно ёмкой форме, ясно выражались исторические аспекты происшедшего сейчас, на фоне институциональной динамики в церкви, политике, межгосударственных отношениях и пр. Вот это белое пятно я и попытаюсь заполнить.
XV век – Флорентийская Уния и ее последствия для Русской, Армянской и Греческой церквей
РПЦ стала де-факто автокефальной церковью в 1448 году, за 5 лет до падения Константинополя. Объявление автокефалии очевидно связано с политическими причинами (точно так же, как и сейчас решение Константинополя). Тогда это было предельное ослабление Константинополя, момент, когда тот уже был не в состоянии сопротивляться, сейчас это конфликт России с Западом на территории Украины и вообще на всей большой межымперской периферии (т.н. «лимитроф»).
На поместном соборе 1448 года были проведено избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси. Однако не стоит считать, что связь ослабления Константинополя и автокефалии РПЦ прямая и РПЦ просто воспользовалась его слабостью. Следствием его слабости стало подписание унии с католической церковью, проведенное под ультимативным диктатом Рима. Со стороны РПЦ это сделал Киевский митрополит Исидор, тогда же была условно подчинена Риму и Армянская Апостольская Церковь, и сам Константинополь.
Уния была подписана на Ферраро-Флорентийском соборе 1439 года, хотя экуменическое движение было растянуто на почти 20 лет и в конечном счете провалилось. Документы, подписанные на этом соборе и сохраненные в католических архивах, можно прочесть в переводе на английский по ссылке. Тогда было очевидно, что вся восточная церковь – расположенная на Ближнем Востоке, в Малой Азии и на Балканах, в тяжелейшем кризисе из-за завоеваний османов и мамлюков, а Рим и, в частности, Италия, процветали и быстро росли.
ААЦ вышла из положения довольно резким движением – в 1441 году был осуществлен перенос католикосата из Сиса (Киликия) в Вагаршапат/Эчмиадзин на территории нынешней Армении. В качестве официального обоснования не говорилось об унии, а лишь отмечалось о необходимости укрепления церкви. Однако в то время всем было понятно, что произошло. В результате, впервые с конца IX века престол патриарха Армянской церкви был возвращен на территорию современной Армении, а в Эчмиадзине он оказался с перерывом в почти 1000 лет. Но католикос Григор IX Джалалбекянц, который осуществил этот перенос, не пожелал сам ехать в Эчмиадзин и сохранил в Сисе, пусть и второстепенный по важности, но тоже католикосат. Эта структура существует до сих пор и присутствует в Антилиасе, Ливан. Де-факто действие унии было прекращено уже в 1461 году после административного подчинения османскими властями всех армянских религиозных структур «Константинопольскому патриарху ААЦ», созданному османами же. Но разделение на две церкви осталось. Так Флорентийская уния расколола Армянскую церковь, а еще более отдаленным ее последствием стало создание уже в XVII веке армяно-католической церкви (хотя приходы были созданы еще тогда).
Castello Estense, замок, построенный в 1385 году, Феррара, собственное фото.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции и Баптистерий, строительство завершено в 1436 году. Собственное фото
Автокефалия Московской патриархии
Вернемся к РПЦ. С конца XIII века резиденция киевских митрополитов была перенесена на территорию нынешней России – сначала в Брянск (в 1280х гг.), затем во Владимир (1299). С 1325 года постоянное местопребывание митрополитов Киевских было в Москве, там же оно оставалось по середину XV века. После собора 1439 года, митрополит Исидор начал свой путь в Москву, возглашая по дороге заключенную унию в западных епархиях – т.е. на территории нынешних Украины и Беларуси. Там отнеслись к унии сравнительно благосклонно.
Исидор прибыл в Москву на Страстную седмицу Великого поста 19 марта 1441 года. К тому моменту в Москву уже прибыли гонцы из Константинополя, сообщившие «о предательстве греками православия». В Москве Исидору позволили отслужить литургию в кафедральном Успенском соборе. Когда в конце службы он помянул первым папу Евгения и провозгласил унию, великий князь Василий назвал митрополита волком, изгнал его из храма и арестовал, позже позволив бежать в Литву. Действия Москвы были поддержаны и на Афоне. Тогда в Москве при участии четырех северо-восточных епархий (Ростов, Новгород, Пермь, Коломна), был избран митрополит Иона.
Эти действия были также поддержаны в Польше, благодаря чему Иона был признан также митрополитом западнорусских земель. Польская позиция, однако, была обусловлена неприятием папы Римского королем Казимиром. К концу 1450-ых гг. и в Ватикане, и в Польше, сменилась власть, и Польша признала Исидора владыкой не только над территорией современных Украины и Беларуси, но и над территорией современной России. И таким образом, был образован престол митрополита Киевского, Литовского и всея Руси, позже он назывался Киевским, Галицким и всея Руси. А с 1461 года Московская патриархия пошла на полное отделение/автокефалию, и московские митрополиты стали называться Московскими и всея Руси.
Московская церковь фактически становится раскольнической – из Константинополя регулярно требуют вернуться в подчинение, на что та отвечает отказом. Хотя субъектом с московской стороны как правило выступает государство, как и сейчас – во второй половине XV века решения принимал великий князь Иван III, придумавший формулу об «изрушении греческого православия». Дальнейшие попытки Константинополя вернуть статус-кво также были тщетными. По мере ухудшения положения Константинополя и усиления России, греки все больше нуждались в деньгах. Все пришло к тому, что в 1589 году прошли успешные переговоры об учреждении Московского патриархата. С тех пор РПЦ и стала формально автокефальной.
Уния Киевской церкви, Переяславская рада и подчинение Киевской митрополии Московскому патриархату
В это время Киевская церковь была на довольно шатких позициях без поддержки государства и в зависимости от крайне ослабшей византийской церкви. В 1458 году Исидор, под давлением папы Калликста III отрекся от титула митрополита в пользу своего ученика, также сторонника унии Григория Болгарина. Григорий хотел получить в подчинение также Московскую церковь, но там его не признали. Униата не хотели признавать и в Киеве, но в конце концов ему многие формально подчинились. При этом, он предпочитал находиться при литовском дворе, в Киеве не появлялся; уже к 1469 году фактически произошел отказ от унии. После этого в Киеве сменялись митрополиты, разделявшие разные подходы по вопросу унии, некоторые из них были ее сторонниками, другие – противниками.
Во второй половине XVI века ситуация усложнилась для православной церкви. В 1569 году была принята Люблинская уния между Королевском Польским и Великим княжеством Литовским. Было образовано государство, включавшее в себя Польшу, Литву, Беларусь и Украину, по крайней мере ее центральную и западную часть. После этого, власти Речи Посполитой начали усиливать давление на православную церковь с целью ее подчинения католической церкви и фактической ликвидациии.
К 1596 году это давление увенчалось успехом – западноукраинские епископы (Луцкий, Холмский, Турово-Пинский и Львовский) обратились к польскому королю Сигизмунду III, выражая желание подчиниться власти папы. Прошел Брестский собор, на котором было решено подчиниться унии, причем по решению уже Рима, никаких особых прав в виде автономии Киев не получал, кроме того, в Риме не требовали и уравнивания в правах польских католиков и украинских униатов. Отказавшиеся от унии священники и приходы подвергались гонениям. В православии осталось два епископа Киевской церкви. Начиная с 1600 года начался процесс захвата храмов и приходов, осуществляемый униатами при поддержке Польского государства.
В 1620 году Иерусалимский православный патриарх Феофан III прибыл в Киев при поддержке гетмана Конашевича-Сагайдачного и Войска Запорожского, рукоположил Иова Борецкого на митрополита Киевского, назначил шесть епископов на вакантные кафедры православной Киевской митрополии. Поляки яростно сопротивлялись, признавали все эти действия незаконными, но из-за поддержки паствой православия, вынуждены были сдаться и к 1633 году признали легальное существование Киевской православной митрополии, епархий и предоставили им свободу веры, распространения информации, вернули некоторые монастыри и церкви, хотя это привело к яростному сопротивлению уже со стороны католиков и униатов.
Во многом следствием этого стала борьба украинских гетманов за вступление в состав России, в 1637-1648 гг. на территории нынешней центральной Украины регулярно случались восстания, писались письма в Москву с просьбой принять гетманщину в состав Русского государства. Само это событие состоялось в 1654 году и ныне известно под названием Переяславская Рада.
«При таких обстоятельствах Хмельницкий снова обратился в Москву и стал настойчиво просить царя о принятии его в подданство. 1 (11) октября 1653 года был созван Земский собор, на котором вопрос о принятии Богдана Хмельницкого с войском запорожским в московское подданство был решён в утвердительном смысле. 8 (18) января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного».»
Переяславськая рада. Художник — Михаил Хмелько.
Взятие центральной Украины создало для России ряд вызовов, углубило ее конфликт с Польшей и татарами, а также привело к серии военных столкновений с Швецией, в особенности в 1655-6 и 1708-9 гг. В Полтавской битве, судя по всему, со стороны Швеции воевало 6 тысяч казаков, а со стороны России – 8 тысяч. Россия была очень мотивирована сохранить Украину в своем составе. Многие гетманы были признаны в России дворянами, Украина стала все более активно интегрироваться в состав России. Стоит отметить, что в середине XVII века, после реформ патриарха Никона, раскол произошел и в рядах РПЦ, вследствие чего всех, не принявших новые правила, стали называть сектантами, старообрядцами и раскольниками.
Через 31 год после включения центральной Украины в состав Русского государства, это объединение было выражено и на уровне религиозных институтов. В 1685 году Киевская митрополия была подчинена Московскому патриарху. Спустя год это подтвердил патриарх Константинопольский Дионисий. В Украине споры по поводу этого решения продолжаются уже давно, многие оспаривают каноничность этого решения Константинополя. Замечу, что лишь сейчас мы подошли к 1686 году, с которого начали это непрерывное повествование.
XVIII-ХХ века
Как уже было сказано, с присоединением украинских земель к России, начался обратный процесс восстановления православия на этой территории. С конца XVIII века Российская империя осуществляла давление на униатов с целью их возвращения в православие. В некоторых случаях это удавалось, в 1794 году была основана миссия Садковского, которая всего за два года смогла переподчинить 2300 храмов. Давление на униатов усилилось после прихода к власти Николая I в конца 1825 г. и неудачного польского восстания 1831 года. Многие униатские священники были сосланы, ликвидировались иерархии униатов. В 1839 году был проведен собор униатской церкви в Полоцке, где трое епископов и 21 представитель высшего духовенства от имени 1305 священников утвердили «Синодальный акт о возвращении к православию». В 1875 году была ликвидирована Холмская епархия на территории Польши.
Австрийцы, контролировавшие самую западную часть нынешней Украины, видя политику Российской империи, решили поддержать униатов. Также такую политику вели поляки, контролировавшие этот регион между I и II мировыми войнами. Но в апреле 1945 года НКВД взялся за операцию по ликвидацию греко-католической церкви с целью ее полного присоединения к Русской православной церкви. В год 350-летия Брестской унии, т.е. в 1946 году, власти постановили провести воссоединение УГКЦ и РПЦ, для чего священников привезли во Львов. Думаю, столь жесткая политика сразу после занятия Западной Украины, сыграла не последнюю роль в длительном сопротивлении западноукраинских партизан советскому строю.
В 1654 году переход крымского хана на сторону Польши сыграл решающую роль в решении гетмана Хмельницкого присоединиться к России, поскольку самостоятельно он уже не был в состоянии отстоять украинские земли. Через 300 лет, после разрушительной Второй мировой войны и депортации крымских татар, Крым окончательно перестал быть каким бы то ни было фактором и стал лишь объектов. По сумме хозяйственных и политических соображений, в ознаменование 300-летия объединения Украины с Россией, в феврале 1954 года на заседании Президиума Верховного Совета СССР Крымская область была передана от РСФСР к УССР. Стенограмма заседания Президиума ВС СССР.
Марка к 300-летию воссоединения Украины с Россией, выпущенная в СССР в 1954 году (Википедия)
Период независимости Украины
17 марта 1991 года в СССР прошел референдум о сохранении обновленного СССР. Часто его трактуют как голосование «за все хорошее» и тем не менее, тогда все хорошо понимали за что голосуют. Против сохранения СССР проголосовала не вся Западная Украина, а только Галичина, населенная униатами. Остальная часть Украины голосовала за сохранение обновленного СССР. После провала ГКЧП сохранение СССР перестало рассматриваться как реалистичная опция. На референдуме 1 декабря уже вся Украина проголосовала за независимость. На этот раз наиболее критичным было голосование в Крыму. Представлю результаты по областям.
|
17 марта – за СССР |
1 декабря – за независимость |
Крымская АССР |
87.6 |
54.2 |
Винницкая область |
81.2 |
95.4 |
Волынская область |
53.7 |
96.3 |
Днепропетровская область |
77.5 |
90.4 |
Донецкая область |
84.6 |
83.9 |
Житомирская область |
81.7 |
95.1 |
Закарпатская область |
60.2 |
92.6 |
Запорожская область |
79.8 |
90.7 |
Ивано-Франковская область |
18.2 |
98.4 |
Киевская область |
66.9 |
95.5 |
Кировоградская область |
82.4 |
93.9 |
Луганская область |
86.3 |
84.0 |
Львовская область |
16.4 |
97.5 |
Николаевская область |
85.3 |
89.5 |
Одесская область |
82.1 |
85.4 |
Полтавская область |
78.8 |
94.9 |
Ровненская область |
54.3 |
96.0 |
Сумская область |
78.8 |
92.6 |
Тернопольская область |
19.3 |
98.7 |
Харьковская область |
75.8 |
86.3 |
Херсонская область |
81.0 |
90.1 |
Хмельницкая область |
87.9 |
96.3 |
Черкасская область |
77.3 |
96.0 |
Черниговская область |
60.8 |
93.7 |
Черновицкая область |
83.4 |
92.8 |
Город Киев |
44.6 |
92.9 |
Город Севастополь |
83.1 |
57.1 |
Всего – Украина |
70.5 |
90.3 |
Еще в 1990 году, после встречи в Ватикане Горбачева с Иоанном Павлом II, был снят запрет на создание греко-католических общин, разрешена их регистрация и проведение богослужений, возвращены храмы, переданные Московскому патриархату. С конца 1980-ых гг. в Беларуси и Украине усилились тенденции на отделение от РПЦ. В ответ РПЦ пошла на уступки, архиерейский собор РПЦ в январе 1990 года предоставил более широкие полномочия Украинскому и Белорусскому экзархатам, дав им возможность называться Украинской и Белорусской православными церквями, иметь финансовую независимость и собственные Синоды. С июня 1990 года часть УПЦ под руководством Филарета Денисенко начала стремиться к обособлению от РПЦ. 25-26 июня 1992 года состоялся Учредительный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата, созданной руководителями УПЦ (МП). Наконец, к этому многообразию следует добавить также УАПЦ, то есть Украинскую автокефальную православную церковь, которая была создана в период прошлого распада Российской империи, после Февральской революции, когда также была предпринята попытка создать отдельную от РПЦ украинскую церковь.
Майдан февраля 2014 года подвел некоторую черту под периодом постсоветской независимости Украины. Она отказалась от внеблоковости и взяла курс на ЕС и НАТО. Та форма, в которой это было сделано, дала России основание считать, что 360-летнее союзничество окончено и Москва пересмотрела решение СССР о передаче Крыма Украине. Это было сделано силовым, хотя и максимально мягким образом с оформлением в виде референдума.
Обострение отношений привело к тому, что УПЦ Московского патриархата стала восприниматься националистической частью общества как проводник интересов Москвы. Несмотря на ее доминирование (39% прихожан по сравнению с 25% - УПЦ КП и 21% униатов), она стала объектом атак, часть храмов была переподчинена. РПЦ всегда осторожно высказывалась о войне на Донбассе и российско-украинских отношениях, надеясь сохранить свое влияние. Однако точно так же как в XVII веке, через примерно 30 лет после изменения политической ситуации, Константинополь принял решение об отделении УПЦ КП от РПЦ и ее прямом подчинении Константинопольскому патриарху.
Я не могу оценивать теологическую сторону данного решения, однако оценивая политическую хронологию, оно становится кристально ясным. Через 30 лет после присоединения Украины к России необходимость в отдельной иерархии основательно ослабшей УПЦ отпала. Сейчас такая необходимость возникла через тридцать лет после объявления независимости Украиной и на фоне существования уже двух украинских церквей, которое невозможно игнорировать. Тем более, что, если бы отношения между Украиной и Россией были бы хорошими, либо отношения России с другими странами (в т. ч. Запад, Турция), были бы хорошими, это могло бы дать повод потянуть время. Однако вспомним, что модус братских отношений, в которых Крым был подарен Украине, был коренным образом пересмотрен в России. Даже если это и было объективно.
Это означает, что фактически все основания для восстановления киевской митрополии существуют и тот исторический суперцикл в 330 лет действительно завершен. Поэтому решение Константинополя является абсолютно понятным и логичным. Это не означает, что оно является хорошим. Но оно не является и плохим. По крайней мере с точки зрения логики восточной (православной) церкви, где верховная символическая роль по-прежнему принадлежит Константинополю.
Наконец, решение Константинополя об отделении УПЦ от РПЦ было принято при активнейшем участии украинского государства. Ответные меры в России тоже обсуждались на государственном уровне, в частности, на уровне Совбеза РФ. Таким образом, вопрос чисто политический – точно так же, как и 330 лет назад, и если мы будем анализировать его политическую сторону, то в основном поймем что происходит.