Езидская община Армении, армяно-езидские отношения и демография езидов Армении
Сегодня в парламенте Армении обсуждался проект закона «О национальных меньшинствах». На обсуждение пригласили 70 представителей езидской общины Армении. Среди вопросов, которые обсуждались законопроектом – права и гарантии их реализации, положения по сохранению идентичности национальных меньшинств, а также решение образовательных и экономических вопросов.
В Армении живет, согласно переписи 2011 года, 35.3 тыс. езидов, а также примерно 2 тыс. курдов. Хотя во втором случае речь идет не о курдах-мусульманах, которые покинули страну 30 лет назад вместе с азербайджанцами (порядка 2 тысяч чел.), а о езидах, которые по политическим соображениям декларируют свою принадлежность к курдской общности. Таким образом, помимо Ирака, где находится историческая родина езидского народа, в Армении находится четвертая по размерам община езидов в мире. Большая часть езидов постсоветского пространства носят фамилии с армянским окончанием и происходят из Османской империи.
Езиды восточной Армении живут бок о бок с армянами уже примерно 150 лет. Все это время межнациональные отношения находились на очень высоком уровне. У езидов в Армении были и есть достаточно широкие права по сравнению с другими странами и сейчас они будут расширяться. В Армении есть образование на езидском языке, но насколько понимаю это касается первых 8 классов школы. Езиды Армении в свою очередь воевали на стороне армян и в войнах начала ХХ века, и в Карабахской войне и показали, что они самый близкий армянам народ.
На постсоциалистическом пространстве все ищут себе родственников. Проще всего славянам. Их много и они могут не заморачиваться поиском родственников, а напротив – искать среди других славян врагов, что у них тоже нередко получается. Довольно просто тюркам, они как раз друг с другом дружат хорошо. Особенно тюрки каспийские и анатолийские – у них есть повод для дружбы – армяне. Вот и армяне долго искали какой-нибудь братский народ и очень условно на эту роль назначили греков и персов, но с обоими исторический опыт не самый позитивный. С грузинами тоже как-то не задается: межгосударственные отношения хорошие, а межнациональные – нет. В действительности, самый близкий армянам народ – это езиды. У нас нет общего происхождения, а об общей истории прошлых веков почти ничего не известно. Но общая история последних ста лет вполне дает повод говорить о действительной общности судеб и интересов.
Есть, однако, шероховатости. Как мне кажется, больше с армянской стороны. Учитывая сельский и более традиционный уклад жизни езидов, а также до сих пор частично используемую практику летнего кочевья, а также замкнутость общины, довольно многие среди армян в Армении относятся к езидам неуважительно, что я считаю просто постыдным. И тогда как многие хотели бы иметь дела, контакты или даже породниться с таким народом как к примеру итальянцы, к езидам относятся в этом отношении совсем по-другому. С этими предрассудками нужно бороться, иначе когда езиды выйдут из сел и столкнутся с таким отношением, это может привести и к трениям – вряд ли они будут благодарны за такое отношение.
Есть проблема и со стороны езидов. Проявляется она больше не в Армении, а в Грузии и России. Многие езиды из этих стран перенимают в свою очередь негативное отношение, существующее там к армянам и сами активно его распространяют. В особенности, это касается тех, кто в политическом отношении стремятся к созданию Курдистана. Курдистанские форумы на постсоветском пространстве в основном ведутся езидами по происхождению, но эти форумы как правило, содержат огромное количество антиармянских высказываний.
Таким образом, возникает противоречие. Если среди армян антиезидские выступления проявляются в среде неграмотных людей, то среди езидов – получается наоборот. В обоих случаях это проблема и эти противоречия так или иначе нужно будет решать.
Есть еще одно обстоятельство – это не о межнациональных отношениях, но все же может бросать на них тень. Как я понимаю, построенный в Армении в селе Акналич храм из-за особенностей характера благотворителя, на чьи средства он был открыт, а также ряда других причин, не стал местом, куда могли бы приходить любые верующие, он часто закрыт и так далее.
В 2014 году на севере Ирака в районе Шингала был совершен геноцид езидов. Не без участия исламистских сил Иракского Курдистана, которые в какой-то момент покинули регион, чтобы ИГИЛ был в состоянии уничтожать безоружных езидов. Два года назад в Армении был установлен памятник, посвященный жертвам геноцида езидов со стороны ИГИЛ. Армения также признала этот геноцид парламентской резолюцией три месяца назад.
(Памятник жертвам геноцида езидов. ист: Фотолур, Новости Армения)
Я считаю, что Армения должна была сделать максимум, чтобы принимать езидских беженцев наравне с сирийскими армянами. Поскольку их родина, Ирак, стала к ним наиболее неблагосклонной, им особо некуда идти. Возможно, в Швецию или в Германию. Но правильнее, думаю, было бы если они могли бы приехать именно сюда. Тогда как Армения приняла примерно 12 тысяч сирийских армян, я думаю, можно было бы принять по 25 тысяч сирийских армян и езидов, а также сирийских христиан – ассирийцев. Армения может быть единственным пристанищем для всех этих народов в регионе большого Ближнего Востока.
Пару слов нужно сказать о Конституционной реформе, которая прошла на референдуме в конце 2015 года. Согласно ей, а также избирательному законодательству, в парламенте 4 представителя от национальных меньшинств, от каждого меньшинства – по одному, включая езидов, русских, ассирийцев и курдов. С одной стороны, инициатива хорошая – в отсутствие политических рычагов, меньшинства не могут оказаться во власти. С другой стороны, таким образом нарушается принцип квотирования. Во-первых, исходя из числа депутатов, каждый из них представляет примерно 1% населения Армении. Тогда лишь езиды могут рассчитывать на присутствие своего депутата в парламенте. Что и было бы правильно. Но допустим, русских тоже много – чуть менее полупроцента. Но русские неплохо интегрированы и не имеют, как мне кажется, проблемы с политическим представительством или по крайней мере с соответствующей возможностью, поскольку среди них немало горожан. Ассирийцев в Армении совсем мало – 0.1% и на этом основании квотировать именно место в парламенте довольно странно. Но я даже в этом проблемы не вижу. Проблема в том, что к езидам приравнены и курды.
Курд в Армении и на всем постсоветском пространстве – политическая идентичность, а не этническая. Поскольку этнически они все – езиды, за исключением Азербайджана. В Армении тоже есть люди, несколько тронувшиеся на идее великого Курдистана и предоставлять политическое представительство им неверно. Такие люди нередко выдвигают тезис, что езиды – на самом деле курды, которых армяне просто хотят насильно отделить от курдского этноса. Что несерьезно, поскольку езиды сами обращались неоднократно, чтобы при переписи их указывали отдельно. Причем как в Армении, так и в Грузии. Предоставив им равное представительство, армянские власти уравняли 35 и 2-тысячную общину и ввели партию Курдистана в армянский парламент, как мне кажется, а также создали условия перетока езидов из езидской идентичности в курдскую, особенно в случае успеха курдского политического проекта. Вероятно, целью этого было получить канал связи с Эрбилем, но не каждая цель оправдывает средства.
***
Этот текст честный и больше концентрировался на проблемах, поскольку писать хвалебные посты, по-моему, просто дурной тон. В то же время, отношения на самом деле позитивные и в конечном счете, по моему мнению, именно езиды наиболее близки армянам сегодня. Чтобы закончить на позитивной ноте, представлю фотографию макета строящегося езидского храма в Армении. Это будет уже второй езидский храм в Армении и, по заявлению филантропа, чуть ли не самый большой в мире.
Архитектура комбинирует черты традиционной езидской и современной армянской, по-моему, выглядит очень красиво, в том числе кольцо из 7 куполов, колонны у входа и символ солнца.
Приложение 1. Демография езидов Армении
В 1989 году в Армении жило почти 52 тысячи езидов (51,976), а в 2001 году их число снизилось до 40,620. По переписи 2011 года, в Армении было уже 35,308 езидов, однако судя по всему еще около 1000 езидов сменили идентичность на курдскую: число курдов выросло до 2,162 (на 42%, в то время как езидов стало меньше на 13%). То есть, за 10 лет примерно 2.5% езидов сменило идентичность на курдскую.
Рассмотрим распределение езидов Армении по родному языку в 2011 году
|
Армянский |
Езидский |
Курдский |
Русский |
Всего |
Езиды – все |
4271 |
30628 |
323 |
79 |
35308 |
Езиды – мужчины |
2066 |
15497 |
163 |
28 |
17757 |
Езиды – женщины |
2205 |
15131 |
160 |
51 |
17551 |
Езиды – в городах |
1286 |
4114 |
4 |
38 |
5443 |
Езиды – в селах |
2985 |
26514 |
319 |
41 |
29865 |
Езиды Армении живут преимущественно в сельских поселениях. Средний уровень урбанизации по всем этническим группам – 63.7%. Среди этнических армян в городах жило в 2011 году – 63.9%, а среди езидов – 15.4%. Кстати, среди курдов – 12.2%. Кроме того, среди езидов, особенно в селах, заметно численное преобладание мужчин – 50.3% езидов Армении мужчины (50.6% в селах), тогда как среди армян мужчин 48%. Интересно, что почти четверть езидов, живущих в городах Армении армяноязычны, в селах армяноязычен каждый десятый. Есть небольшая разница между женщинами и мужчинами – 87.3% мужчин назвали «езидский» родным языком и 86.2% женщин.
В то же время, более половины езидов, не указавших езидский или курдский язык в качестве родного, указали владение им в качестве «второго языка», и еще примерно 2000 человек не знают собственного языка. Интересно, что в качестве второго языка, владение езидским и курдским суммарно указали также 4000 армян. Среди езидов же 26524 указали армянский язык в качестве второго и таким образом 31 тысяча или 87% владели армянским. Учитывая их изолированное расселение, это, я считаю, очень высокий уровень интеграции. Еще 2000 езидов указали русский язык в качестве второго языка.
Что касается религиозной принадлежности, то здесь невозможно строго сказать, что езид это конфессиональная принадлежность, а не этническая. Судя по результатам переписи населения 2011 года, далеко не все езиды придерживались своей веры.
Таблица 2. Распределение отдельных этнических групп населения Армении по конфессиям на основе самоидентификации
|
Не имеющие или не указавшие религию |
ААЦ |
Шарфадин |
Евангелисты |
Свидетели Иеговы |
Язычники |
Прочие |
Езиды |
1536 (4.4%) |
3597 (10.2%) |
24518 (69.4%) |
532 (1.5%) |
40 (0.1%) |
3624 (10.3%) |
1461 (4.1%) |
Курды |
64 (3.0%) |
180 (8.3%) |
682 (31.5%) |
42 (2.0%) |
2 (0.1%) |
1068 (49.4%) |
124 (5.7%) |
Возрастной состав езидского населения Армении отличается от среднего по стране. По моей оценке, при среднем возрасте в 34.1 год, средний возраст езидской общины составил 29.3 года, то есть на 5 лет моложе.
всего |
0-9 |
10-19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
60+ |
|
Всего |
3018854 |
387501 |
411712 |
564163 |
410426 |
388024 |
412290 |
444738 |
езиды |
35308 |
5984 |
6236 |
6795 |
5193 |
4645 |
3624 |
2831 |
курды |
2162 |
437 |
373 |
398 |
300 |
255 |
198 |
201 |
езиды и курды |
37470 |
6421 |
6609 |
7193 |
5493 |
4900 |
3822 |
3032 |
На основании этих данных я составил половозрастную пирамиду езидов и курдов и наложил ее на общую для Республики Армения.
Как мы видим, у езидов (на графике для простоты представлены вместе с курдами) возрастная структура смещена относительно средней в сторону более молодых возрастов и выше диспропорция между мужчинами и женщинами. В возрастах до 10 лет в среднем по стране соотношение мальчиков и девочек 114 к 100, у езидов – 127 к 100. (в последние годы в обоих случаях это соотношение снижалось). Это означает, что селективные аборты в их среде гораздо более распространены, либо, возможно, существует систематическая ошибка в виде недоуказывания езидами маленьких девочек при переписи.
Приложение 2. Дополнительное чтение
Статья на сайте «Кавказского узла» - «Национальные меньшинства Армении»
HOW DOES ARMENIA EDUCATE ITS PUBLIC ADMINISTRATORS IN PROTECTING AND MANAGING ETHNIC DIVERSITY?
Издана первая книга о религии езидов
World's largest Yazidi temple under construction in Armenia
Вардан Восканян. Индо-иранские этнические группы в Армении. Этно-политическая перспектива