RSSВетер с Апшерона

Снести и поставить памятник азербайджанцам

11:57, 27 августа 2024

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

Остаюсь сторонником сноса памятника "Мы и наши горы" вблизи города Ханкенди, по двум причинам: этот объект для нас всю историю армянского вооруженного сепаратизма был символом вражды и издевательств над азербайджанцами. Примеров много, мне врезались в память кадры с одного из конкурсов "Евровидение", когда ереванская телеведущая размахивала табличкой, на видимой зрителям, обратной стороне которой специально была фотография "Бабки и дедки".

Вторая причина - уродство, неэстетичность и выпячивание армянскй этничности изображенных стариков на этой скульптуре. Армяне - не единственные и не главные жители региона, а последние события указывают на то, что они не заслужили особого к ним отношения.

Но памятник поставлен в 1967 году, то есть в годы Советского Азербайджана, на наши средства, и по установившемуся правилу - после освобождения региона все, что было до оккупации, нами сохраняется. Разумеется, гнилые коровники и свинарники сюда не относятся.

Итак, "Мы и наши горы" остаются. Тут начинается самое интересное. Армянские деятели опять недовольны, теперь утверждают, что Азербайджан "национализирует" армянскую скульптурную композицию. Вот что пишет прежде кричавший о разрушении всего армянского в Карабахе сайт monumentwatch.org:

Несколько дней назад азербайджанский сайт Culture of Azerbaijan распространил заявление об известном памятнике Арцаха «Мы и наши горы» (Дедушка-бабушка), в котором говорится о том, что он был построен в азербайджанском городе Ханкенди в 1967 году, что он является «одним из многочисленных примеров многокультурной и национально-религиозной терпимости Азербайджана». 

Дальше сайт выступает против азербайджанской версии и подтверждает мои слова о деструктивном значении памятника, направленного против Азербайджана. Сайт продолжает:  

«Общеизвестно, что упомянутый памятник является одним из современных символов армянского Арцаха и создан как знак и символ армянской идентичности этого уголка. Пожилая супружеская пара с традиционным образом и внешним видом стала доказательством исторического прошлого и будущих надежд арцахских армян. Надежды, которые сегодня разбиты в результате антиармянской политики Азербайджана. Скульптор памятника, который был создан из специально привезенного из Армении красного туфа, - Саркис Багдасарян, а архитектор - Юрий Акопян...

Считаем необходимым отметить, что идея памятника воплотилась в жизнь в те годы при непосредственном участии председателя исполкома областного совета Нагорного Карабаха Мушега Оганджаняна. Руководство советского Азербайджана было против строительства памятника и его установки. Более того, поднялась волна жалоб и стали звучать требования относительно его демонтажа. Благодаря усилиям армянской стороны и удалось спасти памятник от демонтажа...

Политика Азербайджана в отношении памятника - попытка присвоения наследия, когда происходит не только отделение от армянской принадлежности, но и создается для Азербайджана имидж многокультурной и толерантной страны. Подобной политикой Азербайджан нарушает принятую в Париже в 2005 году Конвенцию ООН «О защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения». В конвенции упоминается о важности культурного разнообразия как движущей силы для устойчивого развития обществ, народов и наций. Согласно статье 2 Конвенции ООН, защита культурного разнообразия возможна только тогда, когда гарантированы права человека и фундаментальные свободы человека», - пишет армянский ресурс monumentwatch.org.

===

Куда не кинь - всюду  клин. То есть азербайджанцы - плохие, если сохраним памятник, и плохие - если снесем. Тогда я выбираю второе, и вопрос будет закрыт. А на месте уродливых голов можно поставить памятник "Байрактару" - просто изваять из металла точную копию знаменитого БПЛА и установить ее на высоте.

Могут быть другие варианты: скульптурная композиция, групповая скульптура политических и культурных деятелей Карабаха прошлых веков: Хуршудбану Натаван, Панах-Али хан, певец Бюль-бюль...

Уверен, что когда-нибудь "бабку с дедкой" снесем, уж слишком они залиты кровью азербайджанцев.