Адвокат наказана для предотвращения обращений граждан в Евросуд
Бакинский административный суд 5 марта принял решение по обращению Коллегии адвокатов Азербайджана (КАА), требовавшей прекращения адвокатских полномочий Шахлы Гумбатовой. Суд удовлетворил это требование. Гумбатова и ее адвокат Элчин Садыхов сочли решение неправомерным. Правозащитники расценили наказание Гумбатовой как давление на адвокатов, занимающихся защитой прав политзаключенных. Шахла Гумбатова отказалась объяснить причину ее отстранения из Коллегии адвокатов, сославшись на усталость: «с 2019 года тянется этот процесс. Рада тому, что все завершилось. Не могу ничего сказать, очень устала...».
Какое-никакое, а ГО в Азербайджане есть!
На вопросы ответил адвокат Элчин Садыхов, представлявший интересы Гумбатовой в суде.
- В прессе перечисляют вину Гумбатовой, из-за которых ее наказала КАА: невыплаченные членские взносы, представление в суд лживых данных, получение гонорара в кафе. Получается, что она наказана правильно?
- В деле Шахлы Гумбатовой обвинения о ложных свидетельствах нет. Об этом официально сообщает, в ответ на мой запрос, генеральная прокуратура. В деле Гумбатовой нет нарушений закона. Обвинение по поводу невыплаты членских взносов документально не подтверждается, расследования по этому поводу не было. После решения Коллегии Гумбатова выплатила 500 манат вместо долга в 480 манат. Считаем, что она наказана за участие в защите прав человека.
Ни в одном кодексе, включая закон об адвокатской деятельности, нет требования о запрете получать адвокатом свой гонорар в кафе. На время события законодательного требования осуществлять оплаты только через банк не было. После конфликта с Гумбатовой Коллегия приняла решение о недопустимости расплаты наличным способом. Может, клиент не может платить через банк и предпочитает осуществлять наличным платежом. Если в бухгалтерских, финансово учетных документах нет несоответствия, тогда обвинение совершенно неправильное. По поводу обвинений в неуплаче членских взносов и фальшивых свидетельств мы располагаем доказательствами правоты Гумбатовой. Наша цель — обращение в Европейский суд по правам человека, а до этой стадии будем продолжать борьбу в местных инстанциях. Выдвигается на передний план проблема отсутствия независимости судов в Азербайджане. Думаем, что по этой причине суды принимают незаконные решения.
- Коллеги Гумбатовой не проявляют солидарность в защиту товарища по профессии?
- К сожалению, адвокаты боятся потерять любимую профессию и отсутствует единство в среде азербайджанских адвокатов. Поэтому предпочитают не защищать коллег.
- В интервью председателя Коллегии адвокатов Азербайджана он утверждает об абсолютной прозрачности в работе КАА, которая сама адвокатов не наказывает, обращаясь в суд, где выносят законные решения. Пишут о многочисленных предупреждениях Гумбатовой. Она не приняла их и за это наказана.
- К ней не было предупреждений и наказаний от КАА до этого процесса. Это подтверждено в суде, где было сказано , что если Гумбатова прежде не наказывалась это не значит, что к ней не может быть применено максимальное наказание.
- За что ее преследуют?
- Она защищала блогера Мехмана Гусейнова, ее не впускали в пенитенциарные учреждения. Тогда Гумбатова обратилась за помощью в Коллегию адвокатов и с этого начался ее конфликт и первые преследования.
- Цель власти убрать из судебных процессов независимых адвокатов?
- В этой стране не хотят формирования института независимых адвокатов, чтобы все были лояльны к официальным обвинениям, не осталось защитников прав человека. Особенно власть стремится убрать проблему обращений азербайджанцев в Евросуд по правам человека. Азербайджан лидер в жалобах своих граждан в ЕСПЧ по статье о вмешательствах власти по политическим мотивам (18 статья Конвенции о защите прав человека и основных свобод -
«Пределы использования ограничений в отношении прав» - Ред.). Во многих случаях обратившиеся с жалобой азербайджанцы оправданы в ЕСПЧ, и власть вынуждена оплатить незаконно обвиненным штрафы, назначенные ЕСПЧ. Потом эти граждане оправдываются в суде. Поэтому власть прибегла к способу максимального преследования неугодных.
- Вас тоже могут наказать, как Шахлу Гумбатову.
- Я постоянно работаю под прессом. В противоречии с решением суда и позиции прокурора, меня «сослали в ссылку» в юридическую консультацию N 14 (Баку), лишив возможности исполнять мою профессию самостоятельно, чтобы контролировать мою деятельность. Потом Коллегия адвокатов прекратила дисциплинарное производство против меня, начатое на основе обращения первого заместителя генпрокурора Рустама Усубова. Коллегия удовлетворила мое обращение о продолжении адвокатской деятельности в индивидуальной форме, без участия в составе адвокатских бюро (январь 2020).
- На какие средства будет жить ваш подзащитный после решения суда?
- Шахла Гумбатова не сможет отныне заниматься правовой деятельностью. Коллегию не интересует, что она лишилась средств к существованию.