Новые-старые направления редакционной политики
Пробежался по трем азербайджанским популярным сайтам, словно специально созданным для бичевания Армении и армян. До войны-2020 и во время боевых действия такая редакционная политика была объяснимой, совпадая с национальными запросами азербайджанцев. А после 9 ноября? Тема и особенно риторика авторов заметно изменились. Теперь нет оскорбительных выражений в адрес армян, а в статье автора который не выходил за рамки антиармянской темы, обосновывается правота Пашиняна в его политическом споре с зятем Саргсяна и другими конкурентами. Не берусь уверенно утверждать о том, что Баку дал указание сайтам прекратить войну с Арменией, может, авторы сами прочувствовали веление момента. Версия указания выше, тем не менее, остается возможной.
С новым годом! С новой дорогой!
В одном из трех вышла редакционная статья, в которой Пашинян упоминается, но совсем в другом контексте. Смысл публикации в том, что вместе с Пашиняном на президента И.Алиева несправедливо нападает председатель оппозиционной азербайджанской партии Народный Фронт Али Керимли. Старый журналисткий прием: уравнивая очевидного врага народа (Пашиняна) с противником действующей власти, редакция пытается распространить народную ненависть к главе враждебного государства на политического противника президента в своей стране.
фото Поэмбук
Азербайджану нужно нейтрализовать реваншистов в Армении, это понятно. А в чем заключается послевоенная задача руководства Азербайджана в отношении к политической оппозиции внутри нашей страны? Если прежде, до Победы, прессинг против оппозиционеров официально объяснялся необходимостью единения народа вокруг президента для победы в войне, а обвинения Европы в антидемократизме Алиева парировались контробвинениями Баку в двойных стандартах Европы и Америки, игнорирующих права миллиона азербайджанских беженцев, то теперь эти доводы стали неактуальными. Следовательно, закрытые перед демократией двери пора открыть: на благо азербайджанского народа и государства, и чтобы прекратились обвинения демократического мира против центральной власти в Азербайджане.
Статья, уравнивающая А.Керимова с Н.Пашиняном, указывает на возможность продолжения прежней политики власти в отношении оппозиции. А что, если этот сайт не ударил по редакционным тормозам, застрял, так сказать, в прошлом, хотя центральная власть покончила с враждебностью к азербайджанским демократам? Думать так можно, для этого есть основания. Азербайджанская правоохранительная машина затормаживает репрессивный вал против оппозиционеров, решениями судов выходят на свободу политические узники. Представитель Администрации президента проводит встречи с лидерами разных, и оппозиционных партий. На телеканалы стали приглашать оппозиционных политиков. Президент после войны выразил благодарность оппозиционным партиям за солидарность во имя военной победы. В последних речах И.Алиева нет традиционных по прошлым годам обвинений партий Народного Фронта и "Мусават" в продаже Родины.
Центральная исполнительная власть стоит сейчас перед выбором. Можно, эксплуатируя несомненную народную популярность президента-победителя, продолжать травлю демократической оппозиции, и даже ее уничтожить. Но тогда продолжится противостояние азербайджанской власти с демократическим миром, а последствия такой вражды обязательно сказываются на экономике и благосостоянии азербайджанцев. Не будем приводить цифры, обоснование этому положению есть в многочисленных публикациях наших экономистов. Второй путь: демократизация, снятие наложенных в 2014-м году пут на гражданское общество, политическую оппозицию, независимую прессу, прекращение использования правоохранительных органов для преследования инакомыслящих. Но для успеха в этом направлении власть должна применить политическую волю, принципиальность, усилия. Демократизация - тяжелая ежедневная работа. В Азербайджане достаточно людей в элите и в народе, убежденных в несовместимости западной модели демократии с менталитетом народа и сложившимися реалиями в стране. С ними тоже придется бороться.
Есть еще один, весомый фактор: война с Арменией продолжается в политической плоскости, об этом говорил президентом. В этой войне для власти важна близость с путинской Россией, взявшей в свои руки управление Гарабахом. Уйдя в демократию, в близость с Западом мы рискуем испортить отношения с Россией, что для Азербайджана крайне нежелательно.
На какой путь ступила наша власть, после развилки? Можно ли совместить два разных пути, построить третью дорогу? Не ясно, нет четкого заявления президента. На виду только догадки, основанные на отрывочных фактах.