Политические дрязги вокруг внутрирелигиозной текучки в Турции
Обсуждения в Турции о превращении всемирно известного бывшего христианского храма Святой Софии в мечеть мне видится исключительно политическим, в котором каждая обсуждающая сторона преследует только свои политические интересы. Как в голосовании в "Евровидение" - достаточно смотреть из какой страны поступает голос и сразу ясно, что он скажет.
Невероятно гигантский, поразительно древний, притягивающий туристов, таинственный собор, в Турции называется Айа Софийа. Вход в этот очень интересный музей него 20 евро, причем там два билета - только в собор и посмотреть всю территорию храма. Для покупки билета надо отстоять очередь как в ленинский мавзолей в советские годы. Рассказ гида в Айа София очень интересный, но за рассказ тоже надо платить Удивляет, как такую громадину построили в начале четвертого века, когда не было подъемных храмов.
Я говорю о стоимости билета в Ая София, когда он был музеем в Стамбуле, самым привлекательным для туристов. Город зарабатывал на этом музее гигантские деньги. Теперь, когда его вернут в статус мечети, а до 30-годов прошлого столетия там была мечеть, вход станет бесплатным как для всех туристов во всех турецких мечетях. Правда, не представляю как поток туристов там будет уживаться с религиозными церемониями. Но в других стамбульских мечетях они уживаются.
С точки зрения доступности Айа София для туристов возвращение музея в статус религиозного здания удобен для иностранных гостей. Разумеется, в мечети за вход деньги брать с них не будут.
С точки зрения использования этого здания тоже претензий быть не должно. Церковь стала мечетью. Бог один, не ииеет значения каким образом там молятся и кто это делает. Не в колхозный амбар и не в дискотеку превратили Айа София - в чем вопрос?
В сентябре 18 года я писал будучи в Турции, в районе Измира, об уважении турок к христианской истории этой страны. Предлагаю читать здесь
Измир 10: Семь Отроков и Дом Богородицы в Эфесе: много мифов и ноль доказательств
Особенно мерзко читать об этих событиях реплики и статьи в армянской прессе. В Армении знают что стало с азербайджанскими мечетями на оккупированных территориях Карабаха. Они тыкают всем в глаза отреставрированную мечеть в Шуше, которая теперь там используется в качестве светского учреждения. А турки возвращают Айа София из светского учреждения в религию. Армянам учиться надо у турок уважению к духовным ценностям и памятникам. Что стало с сотнями азербайджанских храмов на всей территории проживания азербайджанцев в Армении и Карабахе, где в каждом селе была своя мечеть? Разрушены, растащены мародерами на кирпичи, оставлены для отдыха скота в жару. Пусть продемонстрируют свой цивилизационный уровень и докажут если я не прав, ведь упоминания о цивилизационности так часты в армянской политической речи.
Это же надо сказать критикам в европейских странах, где строительство мечети для граждан этих стран мусульманского вероисповедания натыкается на расисткие выходки христиан и молчаливый запрет местных органов власти.
Наконец, надо спросить: что будет в любом здании на территории Турции - это внутреннее дело этой страны. На каком основании вы встреваете в чужие дела? И какой укор вы можете выставить Турции, Стамбулу в данном конкретном случае? Как я обосновал сейчас, ничего кроме грязной и субьективной политики в распространяемых обвинениях нет. Эрдоган прав в своих действиях, в данном случае, и правильно поступает когда не обращает внимание кудахтанье