Разница между красивыми словами и уродливой реальностью
После недавнего пикета партии «Мусават» его участники были удивлены не столько тем, что , исполнительная власть Баку запретила его проведение, сколько «мягкой силой» полиции, которая не била пикетчиков, а только уводила их в полицейские автомобили. В тот же день все 15 задержанных были освобождены, что также непривычно для азербайджанцев. И это при том, что двое из активистов протестного движения, взятые полицией за день до акции, были осуждены на 15 и 30 суток ареста. Тем не менее, атака полицейских на мусаватистов 12 ноября осталась в истории выдержанностью сил охраны иправопорядка в корректных, профессиональных рамках. Кровь не пролилась, что стало поводом журналистке Гюлназ Гамбарли выразить в социальной сети благодарность «родной полиции».
Пикет "Мусават удался", хоть полиция не дала его провести
Явно, что азербайджанская власть не пошла на радикальные меры, понимая не только бесполезность махания дубинками, но даже опасность такого отношения к протестующим. Массовые акции протеста в соседних Грузии и Иране также напоминают руководству страны о необходимости разумного, а не радикального отношения к недовольной части населения.
Но в азербайджанской внутриполитической реальности мягкость не следует путать с кардинальной демократизацией, или если говорить в терминах правящей силы – демократическими реформами. В речах президента И.Алиев говорится о приверженности страны к демократическим реформам, но не стоит обольщаться: реальность другая, определяемая практическими категориями. Ясно, что если разрешить пикеты в центре города, завтра придется дать добро на проведение крупного митинга в центральной части Баку, а дальше смотри предыдущий абзац о протестах у соседей.
на фото из ФБ Губадоглу ответное письмо от ИВ Баку о запрете проведения пикета
Так и случилось. Два пикета за короткое время Исполнительная Власть (ИВ) Баку выдержать не могла, и запретила Движению за Демократию и Благоденствие (ДДБ) провести свой пикет 19 ноября 2019 года, у здания Министерства труда и социальной защиты населения. В обращении к ИВ Баку были показаны требования протестующих: восстановление «детских пособий», повышение пенсий и пособий, снижение пенсионного возраста. В ответном письме ИВ указаны причины отказа: «плотность пешеходов, интенсивность движения транспорта» на предполагаемом месте акции, что «создает трудности для обеспечения общественного порядка».
ДДБ создано в феврале 2015 г., его возглавляет известный в Азербайджане и зарубежом профессор американского университета экономист Губад Ибадоглу. Его немногочисленная организация решила не идти на конфликт с правоохранительными органами как «Мусават», и перевела процесс в правовую плоскость сообщив о намерении обжаловать решение городской администрации в суде. В заявлении ДДБ сказано, что считают запрет нарушением 49-й статьи конституции и напомнили, что согласно закону «О свободе собраний» митинги, демонстрации, пикеты могут ограничиваться только в случаях действия режимов чрезвычайного и военного положения.
Происходящее примечательно тем, что вновь подчеркивает разницу между декларативными заявлениями и реальностью в Азербайджане. В распространенном в FB тексте Губад Ибадоглу объясняет запрет глубинными причинами: «мэр» Баку не избирается бакинцами, а назначается президентом и поэтому нарушает законы, чтобы выполнять указания президентской администрации. То есть обречен нарушать Конституцию. «Мэр» Баку должен избираться населением, и только тогда он будет подотчетен бакинцам и закону, - пишет Г.Ибадоглу. (Слово «мэр» взято в кавычки потому, что должность Эльдара Азизова называется «глава исполнительной власти», что полностью отражает его подчиненность перед президентом, а не жителями города).
Председатель ДДБ обращает внимание на противоречие между призывом президента к населению обращаться прямиком к главе государства с жалобами и предложениями для успешного продолжения реформ, и запретом оглашать эти предложения в виде законного пикета.
«Кадры заменены, но система осталась. Замена Рамиза Мехтиева на Самира Нуриева (руководитель Администрации президента), Гаджибалы Абуталыбова и на Эльдара Азизова (глава ИВ Баку) не привела к качественной новизне. Потому, что система управляет кадрами, а не кадры регулируют систему. Происходящие перестановки могут только влиять на внутривластные отношения. Отношение власти к намерению ДДБ говорит о том, что власть боится не только митингов, но и пикетов, запрещает не только политические выступления, но и не желает выслушать социальные требования народа, - подытожил Г.Ибадоглу.
ДДБ поставила власть перед дорожной развилкой. ИВ Баку может изменить решение, предложив другое место для проведения пикета, и тогда проведение в столице массовых акций станет демократической традицией, к чему власть явно внутренне не готова. ИВ может оставить решение неизменным, и тогда власть вновь выставит страну в дурном свете перед миром, и радикализирует Движение за Демократию и Благоденствие. В следующий раз они просто примкнут к акциям «Мусават» и Партии Народного Фронта, которых запреты не останавливают.