"Намус" и "гейрят" собирают души
В Азербайджане за три дня произошло два страшных преступления, и оба на почве мести. В Геранбойском районе, граничащим с Нагорным Карабахом, сапожник Рафиг Гусейнов поругался с женой за то, что на поминках она общалась с двоюродным братом. Жена ушла в дом родителей. На следующий день Рафиг, вооружившись охотничьим ружьем и боевой гранатой (оружия в тех краях на руках хватает), п ришел в дом к родителям жены, где убил жену, шурина, еще четырех членов семьи Мамедовых и трехлетнего ребенка. Сам сдался полиции. Будет сидеть пожизненно, расстрел в Азербайджане не применяется.
А в Сумгайыте Мансур Ягубов похитил Лалу Ханыеву, увез ее на машине, и услышав нежелание выйти за него замуж, облил себя и ее бензином, поджег. Оба скончались.
Психолог Зюмрюд Акперова считает, что дело не в ревности, так как не каждый ревнивец убивает, а в тяжелом психологическом состоянии этих людей. Советовала обращаться к психологу.
Откуда истекает тяжелое психологическое состояние и насколько эта проблема массовая? Или это только случайность - два преступления в три дня? Ясно, что бедность и богатство тут ни причем, говорят же, что по статистике больше самоубийств происходит в Норвегии, где люди живут лучше, чем все другие в мире. Как раз голодная Африка в статистике самоубийств не первая.
Менталитет? Азербайджанские пресловутые понятия "намус" и "гейрят"? Ох, больная это тема. Братья, зарезавшие сестер за то, что девушки встречаются с парнем, отцы, выгнавшие из дома случайно забеременевших дочерей...
Что с этим делать? Гордость и честь - понятия хорошие, отказыватсья от них не надо, ведь только эти понятия и остались у нас под напором глобализации. Но та же глобализация несет на Кавказ раскрепощенность женщине, за которой не только непокрытые волосы, но и свободная любовь. Почему женщине не позволено то, что можно мужчине? Действительно, почему? На юге половые гормоны бьют в молодые мозги раньше.
В более жесткие советские годы вследствие строгого контроля правоохранительных органов, преступлений на почве мужской ревности в Азербайджане было куда меньше. Почему? Статистика скрывалась? Мне кажется, другая причина в беспредельной открытости СМИ, интернета. Цветные двигающиеся картинки на экране так и зовут к удовольствию. В прошлом году было два случая, когда девочки-подружки убегали из провинции в Баку, чтобы порезвиться, вкусить красивой жизни. Их находила полиция и возвращала домой, в скучную деревню, где двигающиеся картинки - единственное "окно в Европу".
Дошли до того, что в прессе, в литературе обсуждается проблема женской мастурбации. Медики объясняют, но ничего в этом плохого нет, люди должны спускать пар. Объявилась азербайджанская литератор Гюнел Мовлуд, поднявшая флаг этого интимного проявления. Она же автор привлекшей внимание армян статьи, в которой азербайджанцы показаны виновниками армянского карабахского сепаратизма.
Ничего из сказанного государством и обществом не управляется, даже нет попытки повлиять. Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей проводит какие-то отдельные мероприятия, встречи, конференции, но все это не более чем мероприятия, на общество не влияющие. Наши телеканалы заняты сбросом в общество самого худшего, что есть в людях. Если и бывают иногда обсуждения общественных болячек, то вследствие идиосинкразии ко всему, что связано с азербайджанским телевидением, лучшие зрители эти передачи не видят.
Наше общество пущено на самотек глобализации. Единственное, что вспоминается когда хочется узреть полезное присутствие государства в самотеке народного движения - это запреты на роскошество в поминальных мероприятиях. Хотят распространить этот запрет на свадьбы, но тут, уверен, коса найдет на камень. А с поминками получилось - народ удовлетворенно кивает головами.
Все остальное, а главное о чем мы сегодня говорим - это смертельные "намус" и "гейрят" - вне обсуждения, свободно собирают губительный "урожай" душ, вылетевших из юного зарезанного тела.