На смерть Шамиля - Алан Салбиев, Северная Осетия.
1. На смерть Шамиля - Алан Салбиев из Северной Осетии о жестоком убийстве во Владикавказе народного поэта Шамиля Джигкаева.
2. К убийству Шамиля - по той же теме убийства другой североосетинский блогер Валерий Дзуцев.
3. Про национализм - Заур Фарниев из Северной Осетии о разнице между национализмом и нацизмом.
4. Маленький очерк о Первомайке или почему первыми всегда погибают лучшие... - рассказ с фотографиями блогера konach о станице Первомайская, Чечня.
5. Шок... - об убийстве во Владикавказе поэта Шамиля Джигкаева блогер bezpontovaia, Северная Осетия.
6. Помощь. - блогер luguev о проявлениях помощи на улицах Дагестана.
7. Смешно - Эля Джикирба из Абхазии о гей-параде в Москве.
8. Другое "Я" горца. Коневодство на Северном Кавказе - Наима Нефляшева из Северной Осетии о традициях коневодства.
9. с севера гроза надвигается - красивое фото Приэльбрусья в блоге a_sult_h, КБР.
10. Фоторепортаж о встрече "смертников" и "агентов" - о встрече в Грозном ингушских и чеченских блогеров, wild-che, Чечня.
1. На смерть Шамиля - Алан Салбиев, Северная Осетия.
Последний раз я общался с Народным поэтом Осетии Шамилем Джигкаевым 13 мая, когда в Доме детского творчества во Владикавказе проходил концерт. посвящённый Дню осетинского языка.
Шамиль, как всегда, был радостным, очень тепло поздоровался, мы сели рядом и весь концерт он с большим интересом смотрел на выступление талантливой молодёжи. Поморщился только раз, когда юмористы "Амырана" перевели слово "Родина" на осетинский как "телятина" (игра слов - "род" на осетинском означает "телёнок").
Шамиль был искренним, светлым, честным человеком. Он не терпел фальши, лжи. Все помнят его гневный стих, где он обличает кощунственный поступок молодых негодяев, которые справляли нужду на ограду Города ангелов - мемориальное кладбище, на котором покоятся жертвы бесланской трагедии. В его адрес тогда поступало множество угроз, в том числе - "отрезать голову".
У кого поднялась рука на наше Национальное достояние? Кто этот варвар, кто этот враг нашего народа? Будь они прокляты, не сомневаюсь, что суровая кара настигнет их никчёмные головы.
Версий две:
1. Убийство Шамиля Джигкаева - это месть религиозных фанатиков, которые обещали ему "отрезать голову" за гневный стих, в котором усмотрели нелицеприятные высказывания не только в адрес отдельных варваров, но и в адрес всех мусульман.
2. Это диверсионный акт, направленный на раскачку общественно-политической ситуации, против мусульман. По неофициальным данным, поэта убили, перерезав горло ножом. Вполне возможен "грузинский след", так как убийство произошло в день независимости Грузии на фоне выступлений оппозиции. Вполне возможно, что Москве дан чёткий сигнал из Тбилиси - "будете раскачивать нас", "мы сумеем расшатать вас". И как доказательство - убийство Шамиля Джигкаева.
В любом случае, мы не уберегли нашего светоча, не смогли его защитить.
Рухсаг у, Шамил!
Твоя кровь не останется без отмщения.
update 26/05/2011 17:10
"Регион 15" сообщает:
В 14 часов в садоводческом товариществе «Учитель» на окраине села Редант было обнаружено тело известного общественного деятеля Шамиля Джигкаева со следами насильственной смерти и следами волочения. Преступники жестоко перерезали своей жертве горло.
По данному факту следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ по Северной Осетии возбуждено уголовное дело предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ «Убийство».
В настоящее время проводятся все необходимые следственные действия и оперативно розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Орудия убийства на месте обнаружено не было.
http://region15.ru/news/2011/05/26/16-59/
update 26/05/2011 17:29
Считаю необходимым опубликовать гневный стих Джигкаева Шамиля. В нём Поэт выражал свой гнев в отношении варваров, которым ничто не свято, которым чуждо хоть что-то человеческое. Он говорит о том, что лицемерные негодяи, не имеющие с Исламом ничего общего, цинично прикрываются великой религией для оправдания своих преступных деяний.
Фæцæуынц бирæгъы цот хадзы, / Едут волчата на Хадж
Кæрон сæ тæригъæдтæн нæй. / Нет конца их преступлениям
Йæ кæнон тугдзых сырд нæ уадзы, / Не угомонятся кровожадные хищники
Лæбуры хурмæ дæр зыдæй. / Даже кидаются на солнце.
Сæ хъуыран бирæгътæн - ыссыртæ, / Святая книга этих волков - клыки
Вæййы сæ ламаз дæр фыдвæнд; / Даже молитва - с преступным умыслом
Хуытау нæ уæлмæрдты цъæх сырдтæ / Как свиньи на нашем кладбище зёлёные звери
Кæнынц Хуыцауы раз фыдгæнд. / Совершают перед Богом злодеяние.
Гъей, сихтæ! Зæхх уæ быны ризæд, / Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,
Кæнут уæ ингæнтæ хуылыдз! / Увлажняйте свои могилы!
Æлгъыст фæут, æлгъыст! - фæмизæд / Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится
Уæ кувæн сау дурыл мæ куыдз. / На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.
Как следует из текста, Шамиль Джигкаев не считает варваров, которые осквернили Город Ангелов своими нечистотами ни людьми, тем более мусульманами. Следовательно, под фразой "молитвенный чёрный камень" не подразумевается что-то святое для мусульман, как это пытались раздуть всякие проходимцы. Насколько я помню, ингушские спортсмены-подростки ехали на автобусе в аэропорт, по дороге остановились возле мемориального кладбища, на котором покоятся жертвы бесланской трагедии и под одобрительные возгласы сопровождающих их старших, начали мочиться на ограду этого кладбища. Только вмешательство органов правопорядка спасло их от жестокой расправы со стороны местного населения.
update 26/05/2011 18:50
Есть и другая версия - что это были паломники, которые ехали в Мекку совершать обязательный и священный для всех мусульман Хадж. Но это настолько дикая версия, что не укладывается в голову. Ладно ещё, спортсмены - подростки...
update 26/05/2011 19:03
Не могу не сказать ещё об одном аспекте (возможно. прозвучит несколько странно): в 2004 году, когда впервые во Владикавказе установили памятник Лермонтову, случилась трагедия в Беслане. В 2011 году, когда снова был установлен теперь уже другой памятник Лермонтову, убили одного из величайших поэтов осетинского народа. Не секрет, что некоторые наши соседи испытывают особую любовь к Демону. Неужто установка памятника их кумиру всякий раз приводит к внеочередному весеннему / осеннему обострению?
update 27/05/2011 12:53
Только что мне из неофициальных источников стало известно об установлении личности предполагаемого убийцы. Им оказался местный житель, ранее находящийся в поле зрения правоохранительных органов республики, как лицо, исповедующее ваххабизм радикального толка. На данный момент правоохранительные органы пытаются установить местонахождение подозреваемого.
update 27/05/2011 21:51
Информация подтвердилась.
По сообщению "Интерфакса",
«Им оказался уроженец республики Северная Осетия-Алания Давид Мурашев, 1977 года рождения», — заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин.
По его словам, в настоящее время Д.Мурашев объявлен в федеральный розыск. Проводятся оперативно-следственные мероприятия, направленные на установление его местонахождения.
http://region15.ru/news/2011/05/27/20-45/
Эта безродная тварь уже имеет судимость. Для совершения убийства наняли уголовника. Почему-то мне кажется, что его вонючий труп уже валяется где-нибудь на свалке...
Фото с http://region15.ru/news/main/2011/05/27/23-39/
2. К убийству Шамиля - Валерий Дзуцев, Северная Осетия.
Возможно это была реакция не совсем адекватного человека на известное стихотворение Шамиля Джиккаева про мусульман и ислам в целом. В этом случае, убийство, конечно, вызовет определенное напряжение в Северной Осетии, возможно даже между осетинами и ингушами. Но, вполне правдоподобна и бытовая версия убийства поскольку Джиккаев не отличался особой воздержанностью на язык.
Как минимум одна эмоциональная реакция на данное происшествие уже последовала. Но мне кажется, что вместо эмоциональных выкриков было бы гораздо полезнее определиться о чем говорит данное событие, что оно означает и к чему ведет. Даже если это сделал какой-то мусульманин по соображениям мести Джиккаеву за стихотворение, я считаю, что он должен был быть явно неадекватным человеком, поэтому представлять это убийство как некое "наступление мусульман" в высшей степени неверно. Я уже не говорю о том, что причина могла быть совершенно другой, не связанной никак с позицией Джиккаева по исламу.
Глава Северной Осетии Таймарз Мамсуров отреагировал в свойственной ему странной манере. "...жаль, что у нас все-таки смертная казнь сегодня в нашей стране не является мерой наказания. Но пока мы рассуждаем о всяких демократических способах вхождения в старую дряхлую Европу, эти уроды среди нас бродят и совершают подобные вещи. Это уже дело чести найти эту скотину, показать семью, в которой такие вырастают, людей, среди которых они бывают, чтобы мы их знали и могли распознавать кто это такие."
Мамсурову видимо неизвестно, что если спецслужбам нужно они без всякой "смертной казни" убьют кого захотят, что они уже делают на Северном Кавказе последние пару десятков лет как минимум. При чем тут "дряхлая Европа" и убийство Джиккаева? Я понимаю, что Мамсуров не дипломат, но тем не менее, время от времени ему дозволено видеть европейских дипломатов, зачем же ему встречаться с "дряхлыми европейцами"? Что за бездумное повторение штампов леонтьевых и кургинянов? Почему семья должна нести ответственность за того или иного ее неудачного (а может и безумного) представителя? И в хороших семьях бывают отпетые негодяи. Дело Мамсурова не в том, чтобы он учил тому как правильно воспитывать детей в семьях, а в том, чтобы он исполнял свои служебные обязанности как положено.
Отметился и депутат Госдумы РФ (и мусульманин) Арсен Фадзаев. "Убили не только выдающегося поэта и гражданина, убили совесть и честь нашей нации!" Принято говорить о погибших, а тем более об убитых только хорошее, но иногда стремление переплюнуть других в цветистости фраз может сыграть злую шутку с их авторами. Вот и в данном случае, я понимаю, можно назвать Шамиля Джиккаева поэтом, может быть даже кто-то его посчитает выдающимся поэтом, хотя я не уверен, что Арсен Фадзаев когда-либо читал его произведения. Наверное, для кого то в Осетии, Джиккаев был и выдающимся гражданином. Но вот "совестью нации" или "честь нации" это явный перебор.
Почитал я стихи Джиккаева советского периода и нашел их вполне конвенциональными. Шамиль Джиккаев не был свободным художником и творческим бунтарем. Бунтарство его проявилось в основном после распада СССР, как впрочем, и у многих других. Бунтарство Джиккаева после распада СССР странным образом сочеталось с его обожанием советского строя и коммунизма. Его рассуждения о современности и советском прошлом были на уровне достойном примитивного обывателя. Для меня совершенно ясно, что он не был и не мог быть примером ни для одного нормального молодого человека, стремящегося к лучшему будущему.
Мотив о материальной бедности поэта и богатстве "неправедных" элементов очень заметен в постсоветском творчестве Джиккаева. Эта черта, впрочем, характерна для большинства советских поэтов Осетии. Его стихи о таких важных исторических фигурах в Осетии как Хазби или Давид Сослан несут минимальную смысловую нагрузку. Его знаменитый стих о мусульманах конечно откровенно оскорбителен и мне трудно понять, как такой осторожный человек, сделавший неплохую карьеру во времена СССР мог написать такую грязную вещь.
Вне всякого сомнения, жестокое убийство Шамиля Джиккаева это ужасное преступление и его ничем невозможно оправдать. Я очень надеюсь, что его убийца скоро обнаружится и понесет заслуженное наказание. Вместе с этим, я очень хотел бы, чтобы в Осетии наконец перестали:
1) вешать преступления отдельных представителей тех или иных социальных групп на всю данную группу. Даже если Джиккаева убили за стихи, этот убийца явно человек не в себе.
2) приписывать умершим несуществующие добродетели. Шамиль Джиккаев был поэтом и стариком довольно засидевшимся в деканах факультета осетинского языка. Он был человеком позавчерашнего дня, в меру образованным и достаточно невежественным.
3) превращать эмоциональные выплески энергии в конкретные вопросы к власти и/или к обществу - что власть/общество должны сделать или не сделать для того чтобы решить ту или иную проблему
3. Про национализм - Заур Фарниев, Северная Осетия.
Знаете такие лозунги: “Русские, объединяетесь!”, “Русские, мы должны держаться друг друга!”, “Русский должен всегда помогать русскому!”
На первый взгляд, такие кондовые националистские выкрики, которые в штыки воспринимаются нерусскими жителями России. Им кажется, что в них таится какая-то неявная и неясная опасность. Говорю так только потому что события последних месяцев это хорошо продемонстрировали.
А теперь я скажу, что все верхние приведенные мной лозунги взяты не с русских национал-фашистских сайтов, а с сайтов (вернее, форумов) осетинских. Причем, вместо слова “русские” использовалось “осетины”. Что интересно, когда в этих призывах используется название любой другой национальности, это ни разу не бывает экстремизмом, а именуется гордо – борьбой за национальную идентичность. Причем, совершенно похожие лозунги можно встретить и у кабардинцев, и у черкесов, и у чеченцев. Да, в принципе, у всех северо-кавказских народов. И не только их. Скажем, те же татары тоже о национальной идентичности не забывают.
И в этом нет ничего плохо. Каждый человек. я уверен, может и должен знать, к какой культуре он принадлежит и не дать этой культуре погибнуть и раствориться среди других. Национализм – это хорошо. Но вот нацизм – это совершенно другое. Националист (во всяком случае, настоящий, а не так себя называющий) никогда не станет ненавидеть людей другой национальности только за то, что они не такие, как он. А вот нацист – станет.
И мне очень хочется, чтобы среди русских был тот самый настоящий национализм. Потому что настоящие националисты всех национальностей России могут многое. Например, объединиться. Можно только догадываться, к чему приведет такое объединение. Но, кажется, что вместо того, чтобы грызться, уважающие себя и друг друга люди, познакомившись поближе, поймут, что корень всех проблем страны вовсе не в каком-то засилье, “обрусевании”, “очеченивании” или “обосетинивании”. Проблема в другом, точнее, в других. И эти другие очень не хотят, чтобы место нацизма занял национализм. Они, вообще, это слово как-то опошлить всячески пытаются. Для чего, интересно?..
4. Маленький очерк о Первомайке или почему первыми всегда погибают лучшие... - konach.
Мне очень нравится станица Первомайская. Находится она сразу на выезде из Грозного, после федерального поста со стоящими на нем обычными русскими парнями с прикольным уральским акцентом. Там тихо и спокойно, как в деревне. Собственно это деревня и есть. Там живет мой друг Эдик и там же был у нас с Юлей никях.
Сегодня я опять был в Первомайской по работе. Базовая станция стоит около бывшего первомайского клуба, гордости тогдашней одной из богатейших станиц ЧИАССР.
Бывшая гордость...
В Первую войну (так чеченцы называют войну 94-96 гг) тут разгорелись жаркие бои. Непонятно почему именно здесь, в центре станицы, т.к. трасса от Кень-Юрта в город проходит мимо Первомайской, наверное все-же нужно было село взять полностью. Вся прилегающая территория была сильно разрушена. Со временем жители отстроились заново - но клуб никто восстанавливать не стал. Наверное не было и нет денег. Когда я фотографировал клуб, ко мне мне тут же подбежали местные пацаны, которые тусились неподалеку и с надеждой в глазах стали спрашивать:
-Вы будете тут что-то строить?
-Да нет, я просто фотографирую, выложу в интернет...
-Сфотографируйте наш разрушенный спортзал, сфотографируйте, может в Москве увидят и построят новый???
Торцевой вход
Центральный фасад
Кто хоть раз бывал в Чечне после недавних войн - наверняка обращал внимание на шесты, стоящие на кладбищах. Они, похожие на копья, дерзко вздымаются вверх, некоторые с жестяными флагами наверху, некоторые с интересными флюгерами, которые крутятся от ветра, некоторые с плетеными шарами и прочими узорами. Это могилы шахидов. Не тех, которые благодаря нашей дебильной прессе обматывают себя взрывчаткой и взрываются в толпах людей (эти вообще никакого отношения к шахидам не имеют), а тех кто пал за Родину, за Веру...
Тех, кого обманули сладкие речи продажных политиков, тех кто искренне вышел защищать свою землю, своих родных и близких от тех, кого в свою очередь так же обманули свои продажные политики...
Вечная память...
Этот мемориал был построен после Первой войны и разрушен до нынешнего состояния уже во Вторую. К сожалению, честные, бескорыстные, преданные своей стране и своему народу люди всегда погибают первыми... А продажные и бесчестные выживают и при любой власти устраиваются хорошо. Главное помнить первых и не обращать внимания на вторых, Дала мукълахь, они со временем тоже исправятся...
Жизнь продолжается и вырастают новые шесты, которые несут людям связь :)
...
Чьи-то дети, отцы, мужья...
Дай Всевышний мира этой прекрасной республике, где чистые реки, снежные вершины, красивые зеленые поля в многочисленных цветах, богатые пашни и много разнообразных деревьев. И единственные выстрелы и единственная кровь что тут проливается - пусть будет отстрел из духовушек местными ребятами непоседливых сорок...
Долеталась...
Прощаемся с Первомайкой, надеюсь ненадолго :)
А нам пора дальше, Мага ждет ;)
5. Шок... - bezpontovaia, Северная Осетия.
Шок... Других слов сегодня не находилось. Убивали мэров...криминальных авторитетов...работников правоохранительных органов... но ПОЭТОВ!!! Не знаю...мстят ли фанатики или раскачивают выродки... Это важно, но это не главное. Мне страшно как мы реагируем...пошепчемся, обсудим....и забудем. Ну почему, почему нас ничто и никто не объединяет... Не против кого-то, а за свой народ. Если у нас можно так безнаказанно расправляться с седовласыми старцами...
Максимум очередная волна религиозного словоблудия, межконфессиональной грызни и споров у кого Бог настоящий, а у кого дешевая китайская подделка. Мне страшно... Реально страшно. Нас подрывают изнутри, а мы как ...
После ленты новостей забила в поисковике ДОДОЙ... Перечитывала вновь и вновь. К сожалению, каждая строчка по - прежнему про мой народ. И вот когда хоть что- то из гениальных, но таких страшных слов Коста останется для нас историей, прошлым...можно будет говорить о духовном возрождении ОСЕТИН.
ДОДОЙ ГОРЕ
Додой фæкæнат, мæ райгуырæн хæхтæ,
Сау фæныкæй уæ куы фенин фæлтау!
Зæй уæ фæласа, нæ тæрхоны лæгтæ,–
Иу ма уæ фезмæлæд искуы лæгау!..
Искæй зæрдæ уæ дзыназгæ нырризæд,
Искæмæ бахъарæд адæмы хъыг,
Дзыллæйы мæстæй уæ исчи фæриссæд,
Иумæ уæ разынæд иу цæсты сыг!..
Фидар рæхыстæй нын не уæнгтæ сбастой,
Рухс кувæндæттæй хынджылæг кæнынц,
Мард нын нæ уадзынц, нæ хæхтæ нын байстой,
Стырæй, чысылæй нæ уистæй нæмынц...
Иугай ныйистæм, ныууагътам нæ бæстæ,
Фос дæр ма афтæ ныппырх кæны сырд,–
Фезмæл-ма, фезмæл, нæ фиййау, нæ фæстæ,
Иумæ нæ рамбырдкæн, арфæйы дзырд!..
Оххай-гъе! Не знаг нæ былмæ фæтæры,–
Кадмæ бæлгæйæ æгадæй мæлæм...
Адæмы фарнæй къæдзæх дæр ныннæры,–
Гъе-мардзæ, исчи! – бынтон сæфт кæнæм!..
6. Помощь. - luguev, Дагестан.
Курашка попал в аварию. Просто заснул за рулем. Его вынесло с трассы. Швырнуло об дерево и развернув оставило лежать его мертвую «калину» на асфальте. Посредине лобового- конкретная вмятина от головы Курашки. Рядом его кровь в лужах. И сам он неподалеку. Сидит, взявшись за голову, и пачкает землю красным цветом. Мы приехали, можно сказать, вовремя. Кроме любопытных- никого. Его братья сразу создали суету. Больница. Знакомые работники. Страховка. В общем, свести ущерб к минимуму. А мимо ехали машины. И было приятно, что из большинства из них первым делом спрашивали «Наша помощь, пацаны?». Саул всем кто спросил. Только ваше здоровье, братья. Был какой то урод громко сказавший «Не хрен пьяным за руль садиться». Была, какая- то пьяная дура заоравшая «Ваааай, смотритеееее, кашааааа!!!». Но хороших людей было больше. Трезвые, пьяные, укуренные - предлагали свою помощь. Бычки, модные, просто бродяги, таксисты. Персонажи. Махачкала в миниатюре. От «семерок» до «кайенов». И я там. Бесполезный, по своей сути, в данной ситуации. Но картинка в голове останется надолго. Убитая машина посреди трассы, осколки, кровь, хмурый Мурадик и Исма грубящий по телефону дежурной части. И много, много, много людей спрашивающих нас «Все живы? Наша помощь, пацаны?»
7. Смешно - Эля Джикирба, Абхазия.
По наводке Вани пошла смотреть "Поединок" Соловьёва с участием правдоруба всея страны Хинштейна и гея всея страны Алексеева.
Алексеев когда-нибудь всё равно уедет из страны. Думаю, он давно готовит себя к этому. Нездешний он человек. И истеричен не в меру. И харизмы бы побольше. И вообще...
Про Хинштейна я промолчу. С вашего позволения.
Да и зачем мне Хинштейн?
Почти сто тысяч голос "за" под его фамилией убедительней любых хинштейнов.
Кто такая Евгения Отто?
Ребята - она классная!
Я её фонад!!
Как оппонент-то сдулся после её выступления!
И Храмов выглядел достойно. И Лена Ленина меня приятно удивила. Теперь я верю, что она сама пишет свои книги, или хотя бы способна самостоятельно выправлять их.
А вообще.
В стране, где:
*нет справедливых судов, зато есть чиновничий произвол
*невозможно рожать детей, потому что надо пройти ад поликлиник, детских садов, ипотеки на жильё, платных школ и университетов
*миллионы людей сидят в тюрьмах по приговорам, несоответствующим по жёсткости совершённым ими деяниям
*продолжается дедовщина в армии
*невозможно вести бизнес
*идёт постоянное повышение цен на бензин ... и... самое главное
ВСЕ ЭТО ТЕРПЯТ
проводить гей парады слегка смешно.
ну вот смешно это.
8. Другое "Я" горца. Коневодство на Северном Кавказе - Наима Нефляшева.
Следующий цикл постов – о значении коневодства в системе жизнеобеспечения на Северном Кавказе.
О том, какое место занимают кони и в истории и культуре Северного Кавказа, о том, что лошадь – другое «Я» горца, пишут давно и много.
Самые новые археологические материалы свидетельствуют, что конь был известен на Кавказе тысячи лет тому назад, уже в конце III тыс. до н. э. «Отец истории» Геродот и античные авторы писали, что северокавказские народы – отличные конники и чуть ли не лучшие всадники на Востоке.
Абсолютное взаимопонимание коня и всадника – сквозная тема мифологии кавказских народов и сказаний нартского эпоса. В фольклоре кавказских народов коню отводится особая роль не только в повседневном быту, его наделяют сказочными, сверхъестественными свойствами.
В кавказской культуре конные игры и состязания, скачки и джигитовка – это не только зрелища, но и своеобразная боевая подготовка коня и всадника, в которых последний демонстрировал свои качества идеального воина. На западном Кавказе, у черкесов, коневодство было престижным занятием аристократии, а наличие породистых лошадей - атрибутом принадлежности к элитарному сословию.
Но в последующих постах речь пойдет не об этом, а о более прозаических вещах – что такое коневодство как система хозяйствования? Как горцы в непростых природных условиях добивались высокоразвитых форм коневодства? Каковы особенности менталитета табунщиков – людей, более всего ответственных за качество конских табунов? И, наконец, что такое коневодство как отрасль хозяйства на современном Северном Кавказе – насколько она трудоемка и перспективна?
Специалисты пишут, что основные формы хозяйствования народов Северного Кавказа, а именно земледелие и скотоводство – развивались как идеально сбалансированная система. Марат Губжоков, этнолог из Адыгеи, считает, что«идеальная сбалансированность основных форм хозяйства становилась особенно заметной в годы вражеских нашествий, когда земледелие на равнине уступало более динамичному скотоводству».
«Крайним вариантом развития событий, – рассказывает ученый, – являлся уход населения с плоскости в горы, которые при этом становились опорной базой сопротивления, а горное хозяйство – экономической основой выживания этноса. И лишь спустя некоторое время, с уходом, или наоборот, оседанием пришельцев, начинался обратный процесс заселения этнической территории, восстанавливался статус-кво между равнинной и горной формой хозяйства и равновесие земледелия и скотоводства».
Опытными коневодами Северного Кавказа были равнинные адыги, карачаевцы, осетины.
Для развития коневодства Северо-Западный Кавказ имел ряд природных преимуществ перед Северо-Восточным и Центральным Кавказом — традиционно скотоводческими районами. Использование сезонных пастбищ местными коневодами во многом определялось особенностями рельефа и – на западном Кавказе – высотой над уровнем моря. По мнению специалистов, субальпийские и альпийские луга Северо-Западного Кавказа отличаются более высоким и густым травостоем; запасы сухого сена на один гектар достигают 25—30 ц159.
Особенно благоприятны были природные условия в гористой Кабарде – роскошные пастбища, чистый воздух, активная солнечная энергия и здоровый климат были идеальной средой для формирования породы.
Многовековая селекция позволила вывести адыгским коневодам прославленную адыгскую породу лошади, внутри которой существовали локальные варианты, называвшиеся по именам западноадыгских, кабардинских и абазинских заводчиков - шоолох, бечкан, крымшокал, жирашты, кундет, хагундоко, шеджароко, трам, ачатыр, ландон (так они звучат в русской транскрипции).
Иллюстрация из книги - Симонов Л., Мердер И. Лошади (конские породы). М.: АСТ: Русь-Олимп, 2008. Табл. XI.
Знаменитый историк XIX века Семен Броневский в начале XIX в. насчитал 26 черкесских конных заводов. Каждый из них имел свое тавро (тамгу), подделка которого строго преследовалась в нормах обычного права.
Уход за лошадью был непростым делом. Англичанин Д. А. Лонгворт писал о том, что к лошадям относились бережно, с особой заботой: «Черкесы обращаются с ними заботливо и даже с нежностью; я никогда не видел, чтобы черкес приласкал своего ребенка, зато лошадь он готов целовать и гладить; они заботятся о зимних запасах корма лошадей в не меньшей степени, чем для своих семей»
Уходом за лошадью не пренебрегали и черкесские князья, обычно дистанцированные от занятий физическим трудом. Адыгский историограф XIX века Хан-Гирей писал: «В то время, когда в 1833 г. на Кавказе свирепствовал ужасный голод, князь Пшекой Черченейский кормил любимых своих коней разного рода нежными зернами, тогда как его люди претерпевали страшный недостаток и в насущном хлебе, и об этом обстоятельстве во всех племенах Черкесии рассказывали, как о похвальном подвиге. Черкес, какого бы он звания ни был, скорее сам согласится быть голодным, чем лошадь свою допустит до этого. Сами князья собственными руками нередко обчищают копыта своих лошадей и моют их гривы мылом и куриными яйцами, хотя бы их окружала толпа слуг, готовых это исполнить».
В основе коневодства у адыгов лежало табунное содержание, при котором лошадь круглый год и в про любую держали на открытом воздухе. Таким образом лошадь закалялась и со временем была готовой к походной жизни. В четыре года молодых лошадей холостили. Черкесские коневоды разработали целую систему приучения лошади к седлу – оно происходило не сразу, ненавязчиво и в несколько этапов. Первый раз лошадь брали из табуна в 3-4 года. Поездив недолго и не изнуряя, отпускали в табун. Это повторялось несколько раз в течение нескольких лет, пока зрелую верховую лошадь окончательно не забирали из табуна и не переводили на стойловое содержание.
Вот как объясняли опытные кабардинские коневоды целесообразность именно такой системы: «Конь, побывавший первый раз под седлом, очень плохо переносит эту перемену в своей жизни. Он переживает, теряет аппетит, становится недоверчивым, беспокойным, худеет. А коня надо воспитывать добрым, воодушевленным, решительным, смелым. Поэтому его и отпускали в табун несколько раз. Оно так и выходило. Коня седлать начинали с трех-четырех лет, а по-настоящему регулярно на нем ездили только после семи - и чаще девятилетнего возраста».
После того как зрелую верховую лошадь окончательно забирали из табуна и переводили на стойловое содержание, уход за ней становился особенно тщательным.
Его описание приводит Хан-Гирей: «Удивительно, с какою неутомимостью и тщанием черкесы содержат верховых лошадей: дважды в году они откармливают своих любимых коней: летом при наступлении жаров и зимою при наступлении стужи. Откармливаемую летом лошадь ставят в конюшню, со тщанием обмазанную глиною и темную, чтобы мухи не беспокоили лошадей, в ней содержимых.
Однако ж эти конюшни не теплы в зимнее время, хотя черкесы и не употребляют попон для покрывания лошадей, также они не имеют для чистки их ни щеток, ни скребниц. Сначала дают понемногу овса, и эта дача продолжается таким образом с неделю; потом ставят перед лошадью бочку, которая стоит перед ней всегда наполненная овсом в продолжении трех или четырех недель.
Каждое утро моют хвост, ноги, брюхо и вообще с тщанием чистят лошадь, что делается в день дважды. По прошествии же месяца или сорока дней начинают помаленьку ездить на раскормленной лошади, въезжая в день по нескольку раз в холодную воду, и в это время дают ей просо, а сначала кормят овсом или ячменем.
Таким образом выдержанная лошадь, когда придет в такое состояние, что уже ей жир не будет причинять усталости, то наездники пускаются искать на ней опасностей, славы и добычи в удальстве».
Коней, которых готовили к скачкам, держали скрытно от посторонних глаз, за ними присматривал специально выделенный для этого человек. Скакуна содержали изолированно от других лошадей. Большое внимание уделялось физическим тренировкам и питанию, так как правильное кормление – одно из необходимых условий повышения работоспособности лошади.
Для того, чтобы конь был сухопарым и легким в беге, его содержали в теплом помещении и кормили преимущественно ячменем и жареными зернами кукурузы. Все виды корма раздавались небольшими порциями. Чем чаще коня кормили в течение суток, тем с большим желанием поедался корм и тем лучше он усваивался.
Коневодство на Кавказе сформировало особый слой людей, вывозивших лошадей на экспорт. Торговцы лошадьми были, наряду с военными отходниками, чуть ли ни единственным социальным слоем, постоянно покидавшими свою территорию, свою ойкумену. Они не только осваивали новые рынки, но и становились своего рода «контактерами», впервые сталкивающимися на новых пространствах и дорогах с другими языками, культурами. Без преувеличения можно сказать, что торговля лошадьми расширяла не только представления о географическом пространстве, раздвигая его границы, но и изменяла сознание людей, формировала новый мобильный тип личности, готовый к риску, к ответам на вызовы, открытый для новых культурных миров. Таким был слой караванных торговцев в эпоху Пророка Мухаммада.
Продолжение следует...
9. с севера гроза надвигается, a_sult_h, КБР.
Вид из спальни понравился - там на горе трава выгорела, а смотрится будто от одной из туч тень такая интенсивная:
10. Фоторепортаж о встрече "смертников" и "агентов" - wild-che, Чечня.
На прошлой неделе проходила встреча чеченских и ингушских блоггеров, потом в сети появилось одно фото с встречи.Были разговоры о том, что у нас опасно быть блоггером, что это смертники или агенты:)
В общем, решил развеять этот миф (или раскрыть агентов и смертников)и выложить репортаж со встречи:). Запоминайте всех.
Лучший модератор всех времен и народов(и такой же писатель)kanta_ibragimov
все слушают leko007
а теперь malsagoff
в правом ряду timur_aliev,wild_che,esmurziev и mediacritic
sagapesht призадумался
esmurziev что-то рассказывает, aslanozdoev и madina_007 смеются
ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Блогеры «КУ» могут это делать в каждом последнем посте с той же пометкой. Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь