Дом, который построил Джек. Артхаусный глянец от Ларса или - очередная правда о нас? «В этом..мире никто помогать не хочет»?
Конечно, посмотрел "Дом, который построил Джек", до этого прочитав огромное кол-во, отзывов, как восторженных, так и обличающих, скатившегося в тотальный декаданс, автора.
Я давний поклонник Триера, еще со времен манифеста "Догмы 95", который подписали Ларс и скандинвские режжиссеры (копенгагенская школа) - Томас Винтенберг, Краг - Якобсен.
Но, этот материал не о манифесте и интереснейших вещах, когда-то казавшихся мне очень романтичными и свежими, и в которые я искренне верил.
Речь даже не о творчестве уникального датского мастера. Речь о том, что он снимает сейчас, и в частности, о Джеке и его доме...
Упрощу тему до уровня нашего региона.
Разве троллинг, крик души или коммерческая насмешка? Ларса Триера над обществом, в котором и мы, живем... совсем отвлеченная и высосанна из пальца?
Разве, если мы не будем мещански цепяться за конкретные ( шокирующие) действа, происходящие в фильме - а это изощренные убийства, в том числе, детей, совершаемые равнодушно, будто их автор - не человек, мы не может уловить однин из основных сигналов режиссера - безразличие..... никому не нужный человек.... море людей, где лишь внешне - есть солидарность и единство, а в реальности, люди, под масками, очень одиноки и безразличны друг к другу..
Разве бегущая строка всей картины - "в этом адском мире никто помогать не хочет», если убрать садистские убийства и, якобы, акцент на то, что Джек - не от мира сего, не касается и наших обществ... в той или иной форме?
Разве есть разница, как от одиночества и безразличия умирает человек.. его садистски убивает маньяк Джек, или, он умирает не так драматично, как в кино?
Да, для Кавказа, с его родственными отношениями, кланами, веселыми, и часто, болтливыми людьми и все еще крепкими семьями, Триеровский сигнал - кажется, из другого мира....
Но, повторяю, если убрать отвлекающие внимание неискушенного зрителя образы и сцены.... то, разве равнодушие, брошенность и отчужденность людей - не становятся все острее и актуальнее и здесь?
Мне могут возразить, мол, зачем для этого... показывать столько убийств и жестокости?
Вспомните Балабановский "Груз 200".... да, шокировал, да, многих тошнило, но, если бы он не показал эти сцены, возможно, то, что хотел передать автор... подобной формой, оставило бы людей - равнодушными.... Вам не кажется, что немного правы те, кто снимая подобные картины... прямо заявляет, что он делает это, потому что... "они хотят этого"...
Это предмет дискуссии и вкуса, разумеется.
Я не стану в этом материале говорить об аде и давнем копании Триера в этой теме...
Просто, оглянитесь.. разве подчас, у вас не возникает печальный вопрос - что более реально, Джек, строящий свой дом, почти не скрываясь. И его жертвы, кричащие, просящие помощи и не находящие ее в безразличном мире - или, болтушки, несущие с экранов ахинею о любви и солидарности?