Нужно ли Ингушетии местное самоуправление?
Местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ является одной из основ конституционного строя России.
Конституция РФ закрепляет самостоятельность местного самоуправления и его органов: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, часть 2); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12); местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1).
Местное самоуправление признано во всем демократическом мире и является институтом народовластия. Так, в соответствии со статьей 4 Европейской хартии местного самоуправления установлено, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом.
Согласно положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» почти во всей России органы местного самоуправления сформированы до конца 2005 года.
Однако, остались два субъекта РФ, в которых и после этого срока не существовало муниципальной власти- это Ингушетия и Чеченская республика. В обоснование своего отставания в этом вопросе, первая ссылалась на нерешенность вопроса определения границ республики, а вторая на последствия вооруженного конфликта.
Под давлением мирового сообщества и в целях реализации конституционных прав граждан на местное самоуправление на всей территории России был принят Федеральный закон от 24.11.2008 N 207-ФЗ "О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике", согласно которому этим двум субъектам был отведен срок до конца 2009 года на формирование муниципальной власти.
Вслед за принятием этого закона, как бы для успешной его реализации на территории Ингушетии, досрочно освободив от должности Президента республики Зязикова М., Президент РФ назначает на эту должность Евкурова Ю-Б. Последний, понимая, что это его первый экзамен в должности руководителя Ингушетии перед Кремлем, приложил все усилия солдата для реализации поставленной задачи.
В январе 2009 года был проведен съезд народа Ингушетии, на котором несмотря на протестные настроения народа, закон был «поддержан». Многие общественные и политические деятели Ингушетии считали, что навязывание республике муниципальной власти - делается с одной единственной целью- законодательного оформления отказа от Пригородного района. Но Евкуров был неумолим, он убеждал народ в том, что формирование органов местного самоуправления - это благо для народа, что жители населенных пунктов сами будут выбирать себе местную власть, обладать самостоятельностью. Кроме того, говорил Евкуров людям, мы обязательно запишем в нашем законе, что села Пригородного района тоже наши, но мы готовы немножко подождать, пока их передадут Ингушетии. И делал он это так искусно, что некоторые ему поверили.
В общем, задача была успешно реализована, границы муниципальных образований установлены, органы сформированы, обещание насчет сел Пригородного района, естественно не выполнено. И вот тут, как говорится «фенита ля комедия».
Вскоре Евкуров заявил, что Пригородный район является неотъемлемой частью Северной Осетии, тем самым поставив себя в один ряд со Сталиным, Берия и осетинскими захватчиками.
Далее постепенно стал исчезать мираж о самостоятельности муниципальной власти и началась компания по беспрецедентному вмешательству Главы республики в дела муниципальной власти. О вмешательстве, при решении вопросов местного значения, таких как ЖКХ, образование, медицина и др. в этой статье мы говорить не будем, так как они слишком многочисленны.
Подробнее остановимся на полномочиях местной власти самостоятельно выбирать должностных лиц органов местного самоуправления, которое фактически Евкуров присвоил себе.
Началось с того, что после продолжительного давления были вынуждены написать заявления об отставке глава администрации города Карабулак Цечоев А., глава администрации Малгобекского района Джамбулатов А., глава администрации Магаса Сагов А., главы сельских поселений: Барсуки, Плиево и Экажево и др.
Ну ушли и ушли, что поделать, без глав муниципальные образования не могут работать, надо выбирать новых. По закону и уставам, выбираются они не населением, а депутатами представительного органа муниципального образования. Но это по закону, но для Евкурова закон не писан.
Глава республики публично по телевидению и в многочисленных интервью открыто заявляет, что он нарушает Конституцию и другие законы, что он снял с должности того или иного муниципального главу и поставил своего человека, который по его мнению теперь наведет порядок в муниципалитете. А порядка как не было, так и нет, но это уже другая история.
В Карабулаке Евкуров 3 раза предлагал депутатам назначить главой администрации Аушева Х., но так и не получил их поддержки и вынужден был согласиться с другой кандидатурой.
В Магасе решили учесть опыт провала в Карабулаке и назначить главой администрации Белхороева Я. вообще не собирая депутатов, а решением главы города о возложении на него исполнение обязанности главы администрации Магаса.
Указанное решение является незаконным так как, в соответствии с Уставом Магаса Глава местной администрации города назначается Городским советом (а не его главой) по контракту из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией для рассмотрения кандидатур на замещение должности главы местной администрации по контракту. В соответствии с п. 2.8 Положения об Администрации муниципального образования «Городской округ город Магас», в случае отсутствия Главы Администрации его замещают заместители Главы администрации.
Но Евкурову это не важно, и не важно то, что Белхороев не является заместителем главы администрации Магаса и вообще не работает в указанной администрации.
Конфликтная ситуация, из-за вмешательства республиканских властей сложилась и с выборами глав сельских поселений Экажево и Плиево.
Так, депутаты Экажева не смотря на давление со стороны главы республики не поддержали предложенную им кандидатуру.
А в Плиево выборы и вовсе вылились в криминальное чтиво.
26 июля на выборах главы местной администрации представитель "Единой России" Амирхан Торшхоев проиграл кандидату от "Справедливой России" Абу-Султану Плиеву. На следующий день после выборов, по словам депутатов, в их сельское поселение прибыли чиновники "с уговорами и требованиями отменить итоги выборов", а вновь избранного главу местной администрации сотрудники правоохранительных органов отказались пускать на рабочее место. На сходе утром 3 августа жители Плиева потребовали у республиканских властей уважать их право на выбор главы муниципального образования. Депутаты местного совета сельского поселения Плиево также, направили письмо на имя президента РФ Дмитрия Медведева с жалобой, в которой заявили о нарушении властями Ингушетии закона о местном самоуправлении. Обращение отправлено также на имя Генерального прокурора. В результате противостояния, так главу и не выбрали, а исполнять обязанности главы оставили его заместителя.
И после всего этого тяжело оппонировать тем, кто говорил, что навязывание республике муниципальной власти - сделано с одной единственной целью- законодательного оформления отказа от Пригородного района.
Что скажите господин Евкуров?
Беслан Котиев
http://www.ri-online.ru/index.php/2009-11-07-18-20-51/2134-lnuzhno-li-ingushetii-mestnoe-samoupravlenier