23-го февраля каждого года мы вспоминаем тех, кто в лютую зимнюю стужу 1944 года был изгнан из родных домов, кого от родных очагов отправили в азиатские степи. Кто-то (это для властей – кто-то, а для нас – дед или бабушка, отец или мать, брат или сестра, сын или дочь) погиб, не выдержав дороги, непривычного климата, голода, стресса. Выжившие – частично вернулись, частично остались на чужбине, потому что некуда было возвращаться: в их домах обосновались потомки пришельцев, которые заявляют о «своих правах» на нашу землю.
Я впервые услышал о высылке ингушей и чеченцев в 1973 году, после митинга в Грозном. Я недоумевал, ведь ещё дошкольником я читал о героизме Ханпаши Нурадилова, Маташа Мазаева, Мовлида Висаитова… В своей книге «От Терека до Эльбы» М. Висаитов рассказывал о трагической судьбе 255-го отдельного Чечено-Ингушского кавалерийского полка, брошенном советским командованием против немецких танков.
Когда я начал расспрашивать родителей, то услышал такие вещи, о которых и не подозревал. Было впечатление, что мне рассказывают о действиях американцев против аборигенов Америки на Диком Западе в XIX веке. Некоторые осетины отрицают факт участия осетин в выселении ингушей. Но моя мать рассказала мне, как осетины помогали солдатам в тот февральский день, и как один из них вырвал у неё, пятилетней девочки, тряпичную куклу и стал топтать игрушку. Кто-то скажет: мелочь, но такие мелочи характеризуют людей.
Когда мои родители, тогда ещё дети, вместе со своими семьями добрались до мест ссылки, наступили голодные дни. По рассказам братьев отца, они ходили и искали хоть что- то растительное, что можно было бы съесть. Ведь с собой в дорогу можно было взять немного.
Каждый из ингушей старшего поколения может рассказать о тех искусственно созданных сталинской властью трудностях, которые осложняли жизнь даже в послевоенное время. Самым гнусным преступлением власти была клевета на депортированных, клевета в отношении целых этносов. Даже спустя годы после смерти Сталина к сосланным кавказцам отношение было далеко не правовым как со стороны правительства, так и со стороны многих граждан. Мне, например, довелось услышать немало рассказов о далеко не дружеском отношении к вайнахам со стороны целинников.
Были и другие отношения. Немало русских, немцев (сосланных раньше вайнахов), казахов, людей других национальностей относились к ингушам и чеченцам по-дружески. Но в целом депортация нанесла невосполнимый урон сосланным народам. Там наших подростков отрывали от семьи и посылали в ФЗУ (фабрично-заводские училища, аналог позднейших ПТУ), на шахты, на удалённые предприятия. Оторванные от близких, попадая под влияние людей с другим менталитетом, молодёжь начинала курить, пить спиртное, материться. Дети, оторванные от родителей и других родственников, переходили на русский язык, лишались возможности следовать национальному этикету.
Именно поэтому у многих нынешних ингушей вместо «Эздел» мы наблюдаем «хабар-эздел».
…
В прошлом (2010) году власти Ингушетии хотели в день общенационального траура, в день Памяти провести праздничные мероприятия, посвящённые той самой армии, которая осуществляла геноцид ингушского народа. Общественное возмущение, выступления представителей неправительственных организаций не дали свершиться кощунству.
Было проведено много мероприятий, посвящённых 66-й годовщине депортации вайнахов.
23-го февраля этого (2011) года пройдёт митинг, посвящённый 67 годовщине депортации ингушского и чеченского народов. В митинге будут принимать участие представители правительства Республики Ингушетия, министерства культуры, министерства образования, министерства по делам национальностей.
По Ингушетии проходят траурные мероприятия: Дни памяти в школах, совместные молитвы в мечетях, жертвоприношения (саг1а), мовлиды. По указанию Главы Республики Ю.-Б. Евкурова, власти Ингушетии, республиканские и муниципальные, принимают активное участие в организации и проведении мероприятий, посвящённых 67-й годовщине депортации.
Траурной дате посвящён очередной номер газеты «Общественная трибуна Ингушетии».
…
Не могу не выразить сожаление в связи с невниманием президента России Д. А. Медведева к данной траурной дате. А ведь он сегодня был во Владикавказе, где проводил очередное заседание Национального антитеррористического комитета.
…
Память – одно из качеств, которое характеризует и отдельного человека, и целый этнос. Давайте вспомним тех, кого мы потеряли, и передадим эту память по наследству. Не помня прошлого – не построить будущее.