Омбудсмен или глава Ингушетии? (фото)
Некоторое время назад, глава Республики Ингушетия Махмуд-Али Калиматов, поручил Уполномоченному по правам человека в Республике Ингушетия, подготовить доклад о ситуации с соблюдением прав человека в республике. Имея многолетний опыт, о способах подготовки докладов официальными лицами, я как независимый правозащитник, предоставил главе республики свой краткий доклад с указанием основных проблем в сфере соблюдения прав человека в Республике Ингушетия.
В конце октября мой доклад был направлен в адрес главы Ингушетии. Сегодня пришел ответ, точнее формальная отписка за подписью начальника Управления по рассмотрению обращений граждан Администрации главы республики. В этом письме сообщается, что Доклад о нарушении прав человека в Республике Ингушетия направлен в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия, при этом там же содержится ссылка на ч.3 ст.8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Указанная норма закона, дословно гласит следующее:
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов...
Уполномоченный по правам человека, ПО СМЫСЛУ ЗАКОНА, является правозащитником, только для более эффективной работы, его наделили особыми полномочиями и придали официальный статус. В жизни конечно же все не так безоблачно, как гласит закон и по сути его функции и положение, власть явно воспринимает по другому.
Так вот, к сожалению, в его полномочия не входит возможность прекратить нарушения прав и свобод человека и обеспечить их соблюдение. Остановить репрессии и освободить всех политзаключенных, вести борьбу с коррупцией, обеспечить привлечение к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в совершении преступлений. Все это в руках главы республики. Статья 65 Конституции Республики Ингушетия прямо гласит: «Глава Республики Ингушетия является гарантом Конституции Республики Ингушетия, принимает необходимые меры по защите прав и свобод человека и гражданина, охране безопасности и территориальной целостности Республики Ингушетия…»
Учитывая тот факт, что сотрудники администрации Главы Республики Ингушетия отправляют в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия Джамбулата Оздоева, все обращения, разрешить которые в силах только глава республики, то появляется вопрос, знает ли об этом Махмуд-Али Калиматов. Фактически, администрация главы республики действует в ущерб авторитету своего руководителя, уничтожая веру населения в компетентность, силы и возможности главы республики. Как и предшественникам, Махмуду-Али Калиматову необходимо задуматься о кадрах, их некомпетентность и безответственность не принесут пользы ни ему, ни всей нашей республике.
Пересылать обращения, направленные на имя главы республики в аппарат Уполномоченного по правам человека, далеко не самый правильный вариант. Правозащитное сообщество и мы в том числе, довольно часто сотрудничаем с аппаратом Уполномоченного по правам человека, скажу больше, огромное число обращений в его адрес, были подготовлены именно нами. За полтора десятка лет моей правозащитной практики, я слишком хорошо выучил тактику официальных докладов и понимаю, что в докладе Джамбулата акцент будет стоять на проблемах социально-бытового характера, коих в республики действительно множество. Но самые актуальные проблемы из другой сферы нашей жизни и без их решения, не будет в республики улучшения общественно-политической ситуации.
Знаю Джамбулата лично и уже много лет, могу сказать о нем много хорошего, но конечно же не без претензий к его работе. Судя по действиям администрации главы республики, которые отправляет все наши обращения, адресованные к Калиматову, в адрес Оздоева, может мы чего-то не знаем и на Оздоева возложили исполнение обязанностей главы республики? В принципе мы не против, только об этом публично нужно проинформировать население Ингушетии. Если власть открыто напишет нам, что большинство вопросов и проблем будет в силах решить Джамбулат Оздоев, то безусловно жители республики будут обращаться к нему напрямую, без всяких посредников, в качестве различного рода чиновников. Да и мы, время попусту бы свое не теряли, а стимулировали Джамбулата более активно решать проблемы народа и республики.
Но на самом деле, если серьезно, есть перечень его полномочий и его возможности, в числе которых нет решения тех проблем, о существовании которых я указал в своем докладе.