Неделя общественного контроля в Кабардино-Балкарии (фото)
С 16 по 23 июня, в рамках Совместного проекта Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Директората по правам человека Совета Европы «Российский проект ОНК», при участии команды проекта, представителей Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, прошла «Неделя общественного контроля мест принудительного содержания на Северном Кавказе».
21 июня, команда Недели общественного контроля, совместно с Общественной наблюдательной комиссией Кабардино-Балкарской Республики, представителями регионального Уполномоченного по правам человека, Прокуратуры, МВД и Управления ФСИН России, посетили СИЗО-1 УФСИН России по КБР, ИВС Управления МВД г. Нальчик и Спецприемник. К сожалению, в связи с большой занятостью, Комиссию покинули член Общественной палаты Мария Каннабих, а так же член Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества Игорь Каляпин и они больше не участвовали в проверках ни в Кабардино-Балкарии, ни в Карачаево-Черкессии, ни на Ставрополье.
С самого начала хочу особо подчеркнуть, как я и писал раньше, что данные выводы сделаны мною лично, а не комиссией и я буду писать то, что я видел и слышал, только от своего имени.
Комиссия Недели общественного контроля на Северном Кавказе, после первых четырех дней, частично изменила свой состав и продолжила работу. Валентин Гефтер, Андрей Бабушкин, Александр Маланкин, Михаил Менглибаев и я, посетили СИЗО-1 г. Нальчик, ИВС и Спецприемник МВД по КБР.
В ходе проверки было установлено, что СИЗО находится в 2 новых зданиях, возраст которых около 4 лет. Неподалеку здание филиала суда, специально построенное для рассмотрения уголовного дела возбужденного по событиям осени 2005 года.
Из проблем стоит отметить отсутствие стабильного водоснабжения, множество мелких поломок в учреждении, отсутствие сантехнического оборудования, несоответствие скамеек требованиям, обеспечивающим их нормальное использование, недоукомплектованный отряд хозяйственного обслуживания, численность которого составляет около 40% от штатной численности. В некоторых камерах постельные принадлежности требовали замены, есть проблемы в обеспечении библиотечными фондами, есть проблемы с вентиляцией помещений, в некоторых камерах сыро, что не допускает нахождение в них лиц, часть камер требует ремонта. В отношении содержащихся лиц выдвигаются требования, непредусмотренные нормами действующего законодательства. У комиссии вызвало сомнение обоснованность помещения отдельных лиц в Карцер, проверить которое, было предложено органам прокуратуры.
Как отметил Андрей Бабушкин, на его взгляд имеет место факт наличия противоправных действий, направленных на возможное возникновение конфликтных ситуаций между лицами, содержащимися в СИЗО, а так же давления на участников судебного процесса о нападении на г. Нальчик в 2005 году, путем изъятия из камер, где находятся данные лица, телевизоров и холодильников, с целью настроить других сокамерников против данных лиц, обострить оперативную обстановку, спровоцировать участников процесса на нарушения порядка содержания под стражей. Он так же отметил, что контроль за соблюдением прав человека в СИЗО со стороны УФСИН ослаблен.
При проверке ИВС Управления МВД г. Нальчик были даны рекомендации конструктивного характера, предпринять ряд мер, чтобы исключить травмирование лиц, спящих на первом ярусе двуярусных нар. Комиссия обратила внимание на качество постельных принадлежностей, необходимость размещения внутри камер информации о правах арестованных и иной значимой информации, оборудование прогулочного дворика спортинвентарем, внести изменение в направление видеокамер. Но в целом организация работы и общее состояние ИВС было признано как одно из самых лучших на всем Северном Кавказе.
Вызвал нарекания и Спецприемник, где на стенах была обнаружена рельефная штукатурка, на использование которой, уже давно наложен запрет. Комиссия высказала свои замечания по конструкциям скамеек, отсутствию побелки на стенах камер, а так же отсутствие справочной и правовой информации для содержащихся лиц.
Во второй половине дня, в г. Нальчик, в здании Правительства республики, состоялся Круглый стол, на котором были обсуждены результаты проведенной Комиссией проверки. В заседания Круглого стола, приняли участие Комиссия Недели общественного контроля, члены ОНК республики, представители республиканского МВД и Управления ФСИН России, региональный Уполномоченный по правам человека, представители общественных и правозащитных организаций.
фото Михаила Менглибаева: Заседание Круглого стола
Уполномоченный по правам человека в Кабардино-Балкарской Республики Борис Зумакулов обратился к участникам Круглого стола с приветственным словом, рассказал о предпринимаемых им лично и аппаратом Уполномоченного по правам человека мерах, направленных на повышение уровня соблюдения прав человека в местах принудительного содержания.
Участники Круглого стола обсудили выявленные в ходе проверки Комиссией нарушения действующего законодательства и недоработки администраций проверенных учреждений. К сожалению, руководство регионального Управления ФСИН России заняло оборонительную позицию, и в большей степени оправдывала действия администрации Следственного изолятора.
Не остались за рамками обсуждения и беседы членов Комиссии Недели общественного контроля на Северном Кавказе и членов региональной Общественной наблюдательной комиссии, с некоторыми содержащимися в СИЗО лицами, которые обратились к правозащитникам с жалобами на отношение к ним во время их нахождения в МВД и УФСКН по КБР. При этом во время проверки поступали жалобы и на действия в отношении содержащихся в СИЗО лиц, со стороны прежнего начальника.
В свою очередь представитель МВД по КБР, признал наличие выявленных недоработок и нарушений, отметил необходимость, а главное готовность их устранения.
В своем выступлении представитель республиканской прокуратуры рассказал о совместной деятельности его ведомства с Уполномоченным по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике, совершение совместных проверок, выявлении нарушений в функционировании мест принудительного содержания на территории республики и применение в отношении ответственных лиц мер прокурорского реагирования.
Ужасающим фактом было названо содержание в СИЗО 52 человек, на протяжении почти 9 лет, что является прямым нарушением уголовно-процессуального законодательства. Приговор суда в отношении этих лиц не вынесен, но люди фактически отбыли уже огромные сроки, при этом не факт, что суд признает их виновными в инкриминируемых им преступлениях. Подобный случай в практике российского правосудия последних лет является единичным и вряд ли где в других регионах можно найти аналогичный ему.
фото Михаила Менглибаева: Заседание Круглого стола
С интересом участники Круглого стола, из числа членов ОНК республики и правозащитников, отнеслись к озвученной Андреем Бабушкиным идеи принятия в Чечне и Ингушетии республиканского закона «О содействии деятельности Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания».
фото: Председатель ОНК КБР Магазалий Эндреев
Участники Круглого стола обсудили проблемы общественного контроля в Кабардино-Балкарии, отношения внутри Общественной наблюдательной комиссии, а так же с силовыми и надзорными ведомствами. Не остались без внимания и проблемы жителей Кабардино-Балкарии, отбывающих наказание за пределами республики, на нарушение их прав, притеснение в исправительных колониях.
Несмотря на все критические высказывания участников заседания, правозащитники и представители силовых ведомств выразили удовлетворение результатами проведенного Круглого стола и отметили необходимость взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти, в части обеспечения соблюдения прав человека в местах принудительного содержания, а так же снижения напряженности в отношениях общества и пенитенциарной системы.
Утром следующего дня, Комиссии предстояло продолжить работу в Карачаево-Черкессии, где их уже ждали местные коллеги.