Амазасп Бабаджанян и Гарегин Нжде
В Ереване на днях открыли сразу два памятника - маршалу бронетанковых войск СССР Амазаспу Бабаджаняну и военному и государственному деятелю, военачальнику и философу, известному деятелю армянского национально-освободительного движения начала XX века Гарегину Нжде. Оба памятника вызвали жесткую критику в адрес как авторов, так и исполнителей и тех, кто дал на это разрешение.
Причем, критика касалась, как вида памятников, так и их политико-исторического содержания.В частности, памятник Бабаджаняну был подвергнут критике не только из-за своего вида, но и из-за того, что Бабаджанян участвовал в подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии в 1956-ом году – когда советские танки и войска под его командованием вошли в Будапешт и силой подавили восстание, во время которого погибли более 3000 граждан Венгрии и еще около 20000 получили ранения. Виноват ли в этом был Бабаджанян?
Так, газета "Аравот" приводит сравнение Бабаджаняна с генералом Матвеем Шапошниковым, который отказался выполнить такого рода приказ в советском городе Новочеркасск.
"Аравот" пишет: "Это произошло в июне 1962 года, когда городские рабочие вышли на массовую демонстрацию против резко ухудшившихся условий жизни. Заместитель командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, генерал-лейтенант Шапошников получил приказ вывести танки против бастующих рабочих, но генерал отказался выполнить приказ, сказав: «Не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками». Более того, во избежание случайных инцидентов генерал приказал разрядить автоматы и сдать боеприпасы. Благодаря невмешательству армии в Новочеркасске погибли всего 26 человек. А если бы Шапошников выполнил приказ, жертвы исчислялись бы тысячами. Осенью 1956 года в Венгрии во время операции «Вихрь», в которой участвовала возглавляемая Бабаджаняном 8-ая механизированная армия, погибло более 3 тысяч человек. Позже Бабаджанян стал маршалом бронетанковых войск. А Шапошников был исключен из партии, уволен из вооруженных сил, против него даже возбудили уголовное дело, по статье «антисоветская пропаганда», так как он пытался писать письма на различные адреса по событиям в Новочеркасске".
В сети даже была высказана мысль, что памятник Бабаджаняну - "месть" Венгрии за то, что она отдала Азербайджану Сафарова. Чушь, конечно.
Другой вопрос, за что ему поставили памятник? Только за то, что он известный армянин? А что этот армянин сделал конкретно для Армении? Да ничего.
Критика в адрес памятника Гарегину Нжде, в основном, касалась того, что он очень уж напоминает памятник Петру Первому. При этом, комментируя этот факт, министр градостроительства Нарек Саргсян сказал, что "по всей видимости это от того, что скульптор учился в Санкт-Петербурге". Ну что тут скажешь? Слава Богу, не в Ташкенте, а то на Тамерлана был бы похож... :-))))
Более серьезная критика, вернее, возмущение, вызвал сам факт установления памятника Нжде. Но не у нас, а в России. Я бы сказал, даже не возмущение, а истерику. Так в беседе с "Вестником Кавказа" директор Института политических исследований Сергей Марков, кандидат исторических наук, политический аналитик Олег Кузнецов и президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов заявили, что "открытие в Ереване памятника Гарегину Нжде, военному преступнику, руководившему Армянским легионом СС в годы Великой Отечественной войны, должно потребовать незамедлительной реакции Москвы по дипломатическим каналам".
Почему СС? Вермахт - да, но не СС. Впрочем, оставим это на совести Маркова и его коллег. А с самой биографией Нжде можно ознакомиться здесь. Рекомендую - прелюбопытнейшая биография. И не случайно установление ему памятника вызвало истерику и в Азербайджане...
P.S. Кстати, в Вермахте был также и Азербайджанский легион.