До выборов меньше недели - что потом?
Итак, еще 6 дней - и вся эта комедь завершится. Конечно, за 6 дней можно еще попытаться кого-нить из кандидатов мочкануть, и тогда этот балаган растянется черт знает на сколько. Но, думается, такого уже не будет. Хорошего понемногу. Правда, неясность есть пока и со здоровьем голодающего кандидата, но, скорее всего, и тут все обойдется.
В исходе выборов сомнений не было и нет. Серж Саргсян изберется на второй срок. Еще 5 лет во внешней и внутренней политике страны не изменится ничего - Армения продолжит балансировать (насколько будет возможно) между Евразэс и ЕС, монополии будут продолжать развиваться и подминать под себя средний и мелкий бизнес, цены будут расти, люди будут уезжать. Остается открытым вопрос передачи власти в 2018 году. С тем, чтобы никто из ныне властвующих, и, в первую очередь, Серж Саргсян, не пострадал.
Какие есть к тому варианты?
1. Вернуть кресло тому, кто ему его дал, т.е. Кочаряну. Последний недвусмысленно в своем интервью намекнул, что "борьба между двумя карабахцами неприемлема". Ну и прецедент тому есть - в виде России.
Этот наиболее простой вариант, т.к. Кочарян обладает и своими более чем достаточными финансами, и своей политической силой, в лице "Процветающей Армении".
Схема такой передачи рисуется мне следующим образом.
В мае состоятся выборы в Совет старейшин Еревана. По имеющейся информации, ППА готовится к ним наисерьезнейшим образом. Если до этого договоренность о передаче президентского кресла будет достигнута (если она уже не достигнута!), то ППА получает большинство в Совете старейшин и назначает своего мэра. Мэра Еревана, где сосредоточена чуть ли не половина населения Армении. Т.е., это станет стартом плавной передачи власти. Дальнейший ход событий может быть двояким:
а)в парламентских выборах 2016 года ППА побеждает, набрав большинство голосов, затем назначается новый премьер в лице Р. Кочаряна, который в 2018-м баллотируется и, естественно, получает кресло.
б) то же самое, но наоборот. Где-то через год-полтора Серж назначает Кочаряна премьером, затем ППА получает большинство.
По сути, а) и б) особо друг от друга не отличаются, но б) легче, поскольку при премьере Кочаряне главные действующие лица РПА перебегут в ППА, а оттуда опять попадут в парламент. Т.е., драчки не будет никакой. В первом же случае, если интрига сохранится, возможны серьезные трения между РПА и ППА.
На этом фоне, неправдоподобно выглядят слухи о том, что после выборов Серж намерен Гранта Багратяна назначить премьером или министром экономики, а Раффи - министром ИД.
2. "Удержать" кресло за собой, т.е., передать его члену своей семьи. Это гораздо труднее будет сделать, потому как придется взращивать нового лидера. Тут есть опять же два варианта: зять и жена.
Зять, Микаел Минасян, советник Сержа, одно из влиятельнейших лиц на сегодня в Армении, но он не является политическим деятелем. Т.е., его надо будет уже сегодня начинать "взращивать". Насколько это удастся, насколько он станет приемлем в таком качестве в политическом бомонде республики - сказать трудно. Не следует забывать, что в РПА есть люди с огромным политическим опытом, финансами и с ставшими уже привычными всем амбициями. Например, Овик Абрамян. Вряд ли ему понравится перспектива работать на мальчишку.
Жена, Рита Саргсян. Шаги по ее раскрутке уже делаются. Во-первых, она отдельным разделом идет на предвыборном сайте Сержа. Такого ни у одного из кандидатов в президенты никогда не было. Во-вторых, широко освещается ее деятельность в области культуры и медицины. Чего стоила одна лишь постановка ее "Посвящения танго" на главной концертной сцене Армении. В третьих - предвыборный фильм "Замужем за президентом", снятый т/к Россия 24. Является все это раскруткой или нет - покажет время. Но и этот путь не из легких: женщина-президент - явление незнакомое для нас и вряд ли будет воспринято всерьез.
По моему мнению, наиболее вероятным все же является вариант возвращения Кочаряна. Не надо забывать, что он этого хочет, и если Серж пойдет "семейным путем", то на этот раз Роберт забудет о том, что "они оба карабахцы"...