Умерьте свою патриотичность, господа...
Я помню, как в 88-м году, после первых же столкновений на границе Армении и Азербайджана, начали формироваться отряды добровольцев. Это были как местные отряды приграничных жителей, отряды, формировавшиеся в различных городах республики, так и разного рода "партийные" отряды - аодовские, дашнакские, "Армянская национальная армия". Из каких-то закромов вытаскивались дедовские берданки, позднее оружие "уводилось" из частей советской армии, милиции и пр. Но все это было в условиях отсутствия регулярной армии...
Сегодня мы имеем регулярную армию. Даже две. Со своими проблемами, но хорошо подготовленные. И вот, неожиданно для меня, наталкиваюсь на информацию следующего рода: добровольческий отряд "Тигран Великий", который был сформирован в начале 90-х, принимал участие в боях вплоть до заключения перемирия, а затем, как и остальные, расформирован, сегодня сообщает о наборе добровольцев. Согласно сообщению командира бывшего отряда Смбата Айвазяна, набор предполагает прохождение 3-месячных подготовительных курсов, после чего добровольцы будут готовы к отправке на передовую.
Айвазян обратился с открытым письмом к министру обороны Армении, с просьбой предоставить на границе соответствующие участки для дислокации добровольцев, а также отдать приказ близрасположенным воинским подразделениям сотрудничать с "Тиграном Великим".
Вот так вот. Я затрудняюсь дать оценку этому событию. Что подвигло Смбата на такой шаг? Последние инциденты на границе? Вроде бы они с разной частотой происходили и прежде, но тогда такой инициативы не было. Видение реальной угрозы войны, о возможности которой на днях высказалась и Сабина Фрейзер, оговорившись, правда, что, по крайней мере, до выборов в Армении и Азербайджане (2013) ничего подобного быть не может?
Во всех случаях, сегодня я такой шаг не одобряю, поскольку, при кажущейся его патриотичности, он может способствовать подрыву доверия к боеспособности армии. Минобороны предпринимает все необходимые шаги и по формированию армии, и по ее вооружению, и по ее подготовке. И если этот шаг Смбата Айвазяна вызван не столько обеспокоенностью, сколько желанием выдвинуться на внутриполитической арене, то ему стоит призадуматься о возможных его последствиях.