Командира Карабахской войны лишили пенсии по инвалидности
Просто невозможно нерастиражировать такую информацию. Хотя бы в целях оказания помощи человеку....
Участник Карабахской войны, один из командиров отряда «Арамо» Араик Мелкумян в ходе войны получил контузию. После войны, лишь куря сигареты, он немного отдыхает от бессонницы, головной боли и постоянно крутящихся в голове кадров войны. Сейчас даже курение вызывает у него чувство неловкости, потому что сигареты ему покупают две дочери.
Раньше он покупал себе сигареты на пенсию по инвалидности в размере 40 тысяч драмов, но в этом году Агентство по медико-социальной экспертизе РА не признала участника Карабахской войны инвалидом, сказав: «Шел бы и лечился, почему не лечился?». С ноября 2011г. он не получает пенсию по инвалидности.
В 1989г. Мелкумян добровольно отправился на поле боя, оставив работу и семью. В 1992г. записался в отряд «Арамо». После ранения командира отряда он принял на себя обязанности командира.
В 1992г., в ходе боя за село Гочаз (Кашатагский район, ранее – Лачинский район), в результате взрыва мины Мелкумян получил осколочное ранение в левую ногу, сотрясение мозга, травмы шеи. После лечения вновь отправился на фронт.
Решением правительства РА №276-Ն от 02.03.06г., группа инвалидности предоставляется, если имеется стабильное нарушение функций организма, вызванное болезнью, травмой или увечьем, которое приводит к ограничению какой-либо формы жизнедеятельности в какой-либо степени, к социальной необеспеченности и необходимости социальной защиты.
Согласно ст. 62 закона РА «О социальной защите инвалидов», одной из причин инвалидности может быть болезнь, увечье или травма, полученные во время защиты Республики Армения.
Хотя группа инвалидности полагалась Араику Мелкумяну давно, он только в 2008г. обратился в государственные органы и получил третью группу инвалидности. Основанием для предоставления группы инвалидности стали последствия контузии, полученной во время войны.
Ежегодно обследующая его невропатолог Карине Арутюнян в медицинской справке за 2011г. в очередной раз отметила, что болезнь у Мелкумяна имеет стабильные остаточные последствия, однако в этой году Комиссия по медико-социальной экспертизе не учла этот факт и не признала его инвалидом.
«То есть получается, что либо я за этот год вылечился, либо три года подряд врачи ошибались. Еще мне говорят: «Шел бы, лечился». Вы меня отправляли на лечение, а я не пошел?..» - задает вопрос участник войны.
Мелкумян несколько раз ходил в районную поликлинику, после чего ему дали направление в центральную поликлинику МО, где он ежегодно проходил проверки у окулиста и невропатолога. Ни один врач не отправлял его на прохождение какого-то специального лечения, лишь однажды ему назначили лекарства в местной поликлинике, от которых Мелкумян отравился и оказался в больнице, поскольку у него выявилась лекарственная аллергия.
Невропатолог центральной поликлиники МО К. Арутюнян отметила, что у них лекарств не выдают. Есть лекарства, не вызывающие аллергии, и в местных поликлиниках обязаны их выдавать, но инвалиду их не дали.
«Прежде всего, они должны были дать «Церебролизин», «Пирацетам», «Мексидол», успокоительные средства, «Диазепам», «Персен»», - говорит Карине Арутюнян.
«Мексидол» и «Церебролизин» считаются дорогостоящими лекарствами. К примеру, 5 ампул «Церебролизина» стоят около 20 тысяч драмов. По словам врача, такие больные, как Мелкумян, должны принимать этот препарат хотя бы дважды в год.
Араик Мелкумян – один из тех 1500 инвалидов, которые в этом году не получили группы инвалидности.
Начальник Агентства по медико-социальной экспертизе Армении Михаил Ванян сообщил, что ежегодно поступает 73 тыс. заявлений для получения группы инвалидности, в числе которых – люди, получившие группы инвалидности в течение прошедших лет. В этом году из 16 тысяч граждан, обратившихся впервые, 1500 не были признаны инвалидами. Из инвалидов прошлых лет еще 1500 человек не получили группы инвалидности, а 4500 гражданам была снижена группа инвалидности.
«Смысл установления группы инвалидности на определенный срок заключается в том, что есть надежда на выздоровление больного к моменту проведения следующей экспертизы. Если, согласно стандартам, у него нет признаков болезни, то в этом году группу не выдают, но может произойти и обратное, и группа может быть изменена», - поясняет М. Ванян.
Он также отметил, что они признают инвалидность не по документам. Инвалидность признается, если их эксперты выясняют, что проблема со здоровьем привела к ограничению передвижения или контроля над собственным поведением.
«Правительство дало нам четкие критерии: контузия должна привести к психическому отклонению, чтобы человек был признан инвалидом, он должен лечиться в психиатрической лечебнице», - говорит Ванян.
На вопрос о том, какая мера ответственности предусматривается, если инвалиду не назначают никакого лечения и не выдают никакого направления для прохождения лечения в психиатрической лечебнице, Ванян отметил, что они не несут ответственности за недобросовестность врачей.
Согласно решению об утверждении порядка проведения медико-социальной экспертизы, человек с целью защиты своих прав вправе опротестовать заключение экспертизы, действие или бездействие правомочного государственного органа в сфере медико-социальной экспертизы как в административном, так и в судебном порядке.
На днях Мелкумяна приняли в министерстве обороны Армении, возможно, будет проведена еще одна экспертиза, результаты которой покажут, обращаться в суд или нет.
«Я не милостыню прошу, пусть скажут, что я здоров, и что мне группа не полагается, хотя я очень хорошо знаю, что мое состояние с течением времени становится все хуже, иногда я даже не могу вспомнить людей, которых знал много лет», - говорит Мелкумян.
Отчаяние и невнимание государства к солдату, победившему в войне, дают о себе знать: в последнее время Араик Мелкумян подумывает о том, чтобы уехать из Армении.
Карине Ионесян, «Права человека в Армении» Институт гражданского общества