Фото
17:10, 15 июня 2015

"То ли люди, то ли звери пострадали больше".


В Тбилиси случилось ужасное – трагедия и вызов для этой прекрасной страны, для всего Кавказа. Спасая людей от разбушевавшейся стихии, где-то дали приказ отстреливать беззащитных напуганных животных из зоопарка. Утром мне пришло смс - "жуткая история в Тбилиси, то ли люди, то ли звери пострадали больше...".

Некоторых животных в Тбилиси удалось спасти..

Скажу сразу, я не люблю зоопарки, в этом мне видится какое-то фантомное воспоминание о спеси египетских фараонов и месопотамских царей, которые ради собственных амбиций и утех, для демонстрации собственной власти и могущества загоняли в клетки и в неволю жирафов, антилоп, гепардов, слонов и медведей, привезенных из разных стран. Были еще и римские кровавые зрелища, где голодных зверей выпускали на арену, натравливая их на пленных или инакомыслящих.

Хотя времена Древнего Рима прошли, и мы знаем прекрасный опыт Даррелла, спасшего ни один вид животных на своем острове, зоопарки производят на меня удручающее впечатление. И в ухоженном природном парке Сиднея, и в не столь ухоженном зоопарке в Москве (я была только в двух зоопарках)  – везде в клетках и вольерах звери томятся с потухшим взглядом, им не хватает свободы, пространства, родного ландшафта, они почему-то должны забавлять публику, которая норовит их то покормить, то разбудить, то сфотографироваться рядом, то чем-то ткнуть…  

А если с ними случится непредсказуемая беда, то только единицы готовы быть в ответе за тех, кого приручили, а для многих отстрел разбежавшихся зверей - самый правильный выход из положения.  

В этом посте о том, существовали ли на Кавказе табу на истребление диких и домашних животных, как традиция регламентировала поведение охотников, и как общество наказывало тех, кто преступил предел на охоте…  

Мировосприятие всех народов Кавказа исходило из целостности живой и неживой природы, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Для гармонии во вселенной флора и фауна, мир живых существ и неживых объектов  есть то, с чем нельзя не считаться. Люди стремились выстроить порядок не только в своих взаимоотношениях с другими людьми, но и с природой. Пожалуй, гуманистический рационализм можно считать ведущим принципом ментальности горцев Кавказа во взаимоотношениях с природой. И раз охота и жертвенные животные (петухи, коровы, быки, овцы) были неизбежны, то традиция выработала жесткие правила, сдерживающие человека.

Так спасали животных в Тбилиси: медвежата, притаившиеся в одном из домов..

У черкесов, выходя на охоту, человек имел право подстрелить только одного бегущего по земле, одного летающего по воздуху и одного плавающего по воде животного. Поэтому черкес брал с собой на охоту только три стрелы. На охоте запрещалось убивать самок, детенышей и особо красивых, крупных животных. Для диких животных и птиц при сборе фруктов и ягод на деревьях, кустарниках оставляли их долю, третью часть.

В чеченской народной этике были вырабо­таны определенные нормы отношения к диким и домашним животным, птицам, земле, лесам, воде и т. д. О домашних животных заботились, не оставляли их голодными, оберегали от диких зверей, держали в тепле и ухаживали. Чеченцы считали, что Всевышний  спросит че­ловека о его домашней живности так же, как о нем самом и о его семье.

"Как можно бить бессловесное животное?" - обычно упрекают чеченцы того, кто ударами прогоняет со своего двора случайно забредшую корову. Должный уход за домашними животными, которые зависят от человека, слабы и немощны,  не менее важен,  чем  внима­ние к гостям. В чеченском фольклоре есть немало сюжетов, когда люди демонстрируют, что не стыдятся ухаживать за своим скотом.

Знаменитый шейх Кун­та-хаджи распространял благоговение на природу в целом. Он считал  грехом бить животных, даже если скотина забредала в неположенное ей место.  На охоте чеченцы следовали правилам -  запрещалось охотиться на животных, у которых ожидается  потомство, или когда их детены­ши совсем маленькие, запрещалось убивать пасущееся животное. Нельзя было истребить  вид какого-либо животного; нельзя было убивать животных больше необходимого для пропитания и категорически зап­рещалось делать это ради удовольствия.  Нельзя было также убивать животных, обладающих каки­ми-то особенностями - например, необычными метками на шкуре. Чеченцы верили, что животное, чем-то отличающееся от  других, имеет  особое предназначение. В чеченских адатах существовал  один интересный обычай - охот­ник, убивший 300 диких зверей, обязан был сжечь при­клад своего ружья. Это означало, что больше он не является охот­ником. Народные предания утверждают, что охотник, не сде­лавший этого, погибал от мести  Хозяи­на Животных.

Чрезмерность на охоте осуждалась и у осетин. Осетины, уходя на охоту, брали с собой три  пирога с сыром. В определенном месте они возносили молитвы богу Афсати, покровителю охоты,  и просили его дать из своего стада хотя бы невзрачного оленя, козу или другое животное. Каждый убитый зверь воспринимался как дар покровителя охоты. Его не уставали благодарить в своих молитвах. Тема принципа разумности и достаточности присутствует в том, что в мифологии осетин без разрешения Афсати охотник не может убить ни одного зверя. Охотник убивает только того зверя, которого сам Афсати уже зарезал и съел, а затем воскресил.

Балкарцы и карачаевцы также считали, что нельзя охотиться бессмысленно и уничтожать диких зверей. Убивать белого тура или оленя строго запрещалось. А кто убьет их, тот непременно ослепнет,  - говорили старики-охотники.  Охотник, убивший пятнистого оленя, будет парализован.  

Об охотничьей культуре балкарцев и карачаевцев  Н. П. Тульчинский писал: “Горские охотники  никогда не стреляли в зверя во время его бега, а всегда в то время, когда зверь стоит или лежит”.  Если одному охотнику удавалось подстрелить девяносто девять диких животных, то сотое убивать запрещалось. Если охотник нарушит этот запрет, то он непременно погибнет в пути,- говорили старые охотники. По одной из легенд, известный охотник Болжат убил сотого дикого животного и после этого погиб в Суканоком ущелье. В случае убийства тура или оленя с детенышем охотник мог получить травму на всю жизнь..

Балкарцы и карачаевцы не убивали рысь и чернобурку. Первая  вызывала у них cтpax, так как считалось,  что грозное божество смерти, забирающее у людей души (Жан Алыучу), имеет облик рыси (сюлесин). Человек, который убил рысь, должен всю жизнь носить с собой ее коготь, потому что будет сильно мучиться перед смертью, и, для того, чтобы прекратить его мучения, надо показать ему этот коготь. Поэтому существует выражениё “Сюлесин сойгьан сюелмез” – «Кого задрала рысь, тот не поправится».
     Что касается чернобурки, она обеспечивает изобилие. Убивать чернобурку считали грехом, но если уж такое случалось, брали себе по пучку ее шерсти, веря, что это предохранит дом от всего плохого. До середины ХХ-го века почти в каждом балкарском доме можно было найти кусочек шкуры или пучок шерсти чернобурки.

Охотника, убившего слишком много дичи, наказывали: отбирали оружие, лишали почетного звания лучшего охотника и выгоняли из родного аула. 

фото из ленты Yerevan Zoo и Анастасия Снежко на ФБ.

Абхазия: как Бжания объясняет свои попытки удержать власть Абхазия: как Бжания объясняет свои попытки удержать власть НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ "Точка невозврата еще не пройдена", — заявил президент Абхазии, не уточнив, что он имеет в виду. При этом Аслан Бжания согласился подать в отставку при условии, что участники протестной акции разойдутся, в противном случае он отзовет заявление, следует из текста соглашения с оппозицией. Подробнее читайте на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/category/abkhazia_crisis 19 ноября 2024, 01:20 Тбилиси: наблюдатели требуют повторных выборов Тбилиси: наблюдатели требуют повторных выборов НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Наблюдатели, проводившие мониторинг выборов в парламент Грузии, организовали акцию протеста в Тбилиси. Их протест поддержали оппозиционные партии, которые провели шествие в центре города. Протестующие собрались перед зданием парламента и потребовали провести повторные выборы. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405691 18 ноября 2024, 00:36 Ереван: Тунберг протестует против COP29 Ереван: Тунберг протестует против COP29 НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Перед зданием офиса ООН в Ереване прошла протестная акция "Stop Greenwashing Genocide!" Экоактивисты организовали акцию в ответ на решение ООН провести климатическую конференцию COP29 в Баку. В акции протеста в Ереване приняла участие Грета Тунберг, ранее присоединившаяся к протестующим в Тбилиси, но отказавшаяся ехать на COP29 в Баку. Между тем конференция в Азербайджане стала одним из самых глобальных саммитов на постсоветском пространстве. В Баку прибыли свыше 50 глав государств и правительств, 80 тысяч участников саммита. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405639 15 ноября 2024, 23:49 Протестующие взяли в осаду парламент Абхазии Протестующие взяли в осаду парламент Абхазии НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Участники протестов против инвестиционного соглашения с Россией прорвались во двор парламента Абхазии. Силовики вытеснили толпу за ограду и перекрыли брешь машиной спецтехники. Протестующие продолжили сносить забор, в ответ силовики начали забрасывать их дымовыми шашками. Позже к участникам протеста вышел глава СГБ и министр МВД. После переговоров силовики отправились передавать требования протестующих президенту. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405616 15 ноября 2024, 15:10 Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Жесткое задержание противников инвестиционного соглашения с Россией спровоцировало массовые беспорядки в Абхазии. Силовики в Сухуме 11 ноября задержали пять человек, участвовавших в собрании общественности Гудаутского района. С требованием освободить задержанных возмущенная толпа попыталась штурмовать здание Службы госбезопасности. Протестующие перекрыли мосты на въездах в Сухум. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405502 12 ноября 2024, 13:49 Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54