Как отсчитывали время на Северном Кавказе
Вот и закончился марафон зимних каникул... Мы въехали по накатанным рельсам в новый год, уже понеслись, закрутились в воронке часы, дни и недели, а рабочий ритм и авралы снова взяли нас в оборот..
Так что почему бы не рассказать о том, как же в традиции Северного Кавказа люди воспринимали год как определенный временной промежуток? На какие периоды его делили? Как называли? Какие части года были насыщенны хозяйственными занятиями, а какие — ритуальными практиками? Ведь и до религиозных календарей, более -менее унифицировавших нашу временную жизнь, люди умели управляться со временем, считаться с ним и разумно его организовывать, насыщать символами и чувствами...
Дали С. Постоянство памяти. 1931.
Питерский кавказовед, доктор исторических наук, этнограф и историк В.А. Дмитриев посвятил этой теме свою докторскую «Пространственно-временное поведение
в традиционной культуре народов Северного Кавказа». Это, пожалуй, первое обращение к подобной проблеме именно в таком ракурсе в кавказоведении.
Самый большой отрезок традиционного времени — это хозяйственный год. Хозяйственный год охватывал время с весны до осени, условно начинался с дней весеннего равноденствия и длился до наступления поздней осени.
В конце ноября в горах жизнь затихала, замирала, становилась более спокойной - перевалы и горные дороги становились непроходимыми, жизнь в аулах все больше замыкалась в рамки села, родовых домов и усадеб, люди прекращали выезжать на большие (по традиционным меркам) расстояния, а пространство семьи становилось основным центром, где была сосредоточена общественная жизнь. С наступлением зимы, не менее насыщенной хозяйственными проблемами и заботами, чем весна, лето и осень, акцент все же смещался в сторону ритуалов.
«По данным календаря осетин и вайнахских народов, - пишет В. А. Дмитриев, - период от поздней осени до начала хозяйственного года был заполнен ритуальной деятельностью».
Год у народов Северного Кавказа делился на части — как правило, на половины, на четыре сезона и четыре времени года... Более дробные промежутки — это недели, календарные месяцы, промежутки длиной в 40 дней.
Так, вайнахи делили год на две части - аьхкенан зама (летнее время) и 1аьнан зама (зимнее время). Важными точками считалось летнее солнцестояние, когда солнце якобы «гостило дома» 2-3 недели, и зимнее — когда солнце было в гостях 3 дня и 3 ночи. С делением года на два периода было связано и представление о двух мирах: «маьлхидуьне» - солнечный мир, в котором светит солнце и «бухара дуьне» - мир мертвых. Летом Солнце светит для живых, а зимой — для мертвых. Вайнахи считали, что когда в мире живых лето, в мире мертвых зима и наоборот.
Адыги делили год на четыре части и определяли наступление очередного времени года по положению созвездия Вагъуэбэ .
Осетины делили год на две половины: теплое время —сæрд и холодное время —зымæг. Академик В.Ф. Миллер, чьи работы по этнографии и истории осетин стали академической классикой, в 80-ее 19 в. писал: «Осетины различают времена года следующим образом:
1.3ымæг — зима;
2. Рагуалдзæг— ранняя весна;
3.Уалдзæг— весна, первая половина лета, приблизительно май и июнь;
4.Фæззæг— лето, начиная с покоса и до листопада;
5.Æрæгфæззæг — позднее лето, то есть осень, с появления инея и с листопада до снега».
Продолжительность месяцев тоже варьировалась, а их названия соотносились с хозяйственными и религиозными практиками.
Миллер писал об осетинах: «Названия месяцев не одни и те же по всей Осетии и притом месяцы не совпадают с нашими. У дигорцев употребительны следующие названия:
1.Басилти мæйæ — месяц Василия, соответствующий концу декабря и половине января. Название его объясняется влиянием христианства.
2. Комахсæн— заговение — приблизительно соответствует второй половине января.
3. Комдарæни мæйæ — месяц поста — соответствует приблизительно нашему февралю.
4. Марти мæйæ — март.
5. Никкола — месяц Николая, соответствует второй половине апреля и первой мая; название объясняется праздником св. Николая Чудотворца.
6. Фæлвæра— месяц Фалвары (патрона домашнего скота), соответствует приблизительно второй половине мая и первой — июня.
7. Амистол— приблизительно половина июня и июля, происхождение названия неизвестно.
8. Сосæни мæйæ— месяц мотания головой (у лошадей).
9. Рухæн — август. Месяц гона у оленя; рухæн — называется звук, издавемый оленем в этот период.
10. Кæфти мæйæ — рыбный месяц, приблизительно конец сентября и начало октября. Название объясняется тем, что с наступлением холодов рыба из Терека идет в притоки и тогда бывает хороший улов.
11. Цæппорсе — приблизительно соответствует концу ноября и половине декабря; происхождение названия Цæппорсе, иронское «Цпур» — неизвестно».
Время могли определять и по явлениям в растительном и животном мире и, особенно, по наблюдению за Солнцем и другими небесными светилами. Наблюдения за Полярной звездой, Большой Медведицей, Поясом Ориона, Млечным Путем, появление созвездия Плеяды были частью народной астрономии Северного Кавказа.
Календарь, созданный на основании наблюдений за объектами на небе, существовал в двух видах. В первом варианте время года определялось в зависимости от положения Солнца и звезд; во втором - в зависимости от смены месяцев и фаз Луны. Лунные фазы - новолуние, первая четверть, полнолуние и последняя четверть — использовались как ориентиры текущего времени, ими можно было пользоваться, практически не умея считать.
Вообще, народная астрономия сохранила больше мифов именно о Луне, а не о Солнце. С Луной обычно связывались представления о плодородии, о судьбе, о динамике. Этот факт нашел свое косвенное отражение во многих языках, например, в осетинском. Слово мæй/мæйæ означает такие парные понятия, как луна/месяц и календарный месяц.
Адыги, как я писала выше, определяли наступление очередного времени года по положению созвездия Вагъуэбэ . «Выход Вагъуэбэ из земли» соответствовал весеннему равноденствию. В этот период, 20-22 марта, наступал новый сельскохозяйственный год. Адыги считали, что именно в это время солнечные лучи интенсивно проникают в землю, насыщая ее живительными соками, обогревая и напитывая своей энергией. Вагъуэбэ "смотрело на урожай" в дни летнего солнцестояния. Этот момент определяли по народной примете: в обеденное время "собаке не хватает тени от задка арбы", то есть в полдень - самая короткая тень.
В дни осеннего равноденствия Вагъуэбэ «заходило» в кроны деревьев, что означало, что с каждым днем тепла будет все меньше и меньше. Вагъуэбэ "входило" в землю, то есть достигало своего нижнего рубежа в дни зимнего солнцестояния.
В.А. Дмитриев пишет о наличии своеобразных «обсерваторий», позволявших наблюдать за солнцем: «Они состояли из окружавших селение горных пиков и скал или расщелин между ними. Появление Солнца над известной точкой местности засекалось в определенное время. К нему могли быть приурочены и моления». Например, чеченцы определяли время суток по вершинам гор (гора 1уьйре-Дукъ в обществе Терлой), по солнечным часам (селение Химой), по специально установленным каменным стелам.
«Обсерваториями» у адыгских и вайнахских народов, а также у осетин, служили сами дома. «Для установления даты, - пишет Дмитриев, - использовались оконные проемы и конструкции для выхода дыма через кровлю над очагом, а также отверстия в дверях и стенах. Проходя через них, солнечный свет в определенное время года в полдень или на закате попадал на одно и то же место на стене, пороге, полу или на балке для подвешивания очажной цепи».
У народов Северного Кавказа календарь существовал в виде солнечного христианского и лунно-солнечного мусульманского. Вместе с последним на восточном Кавказе распространилась развитая арабская терминология. «Для ликвидации несоответствия лунного и солнечного года, - указывает Дмитриев, - были придуманы собственные методы согласования. Так, в календаре карачаевцев продолжительность года из 354 дней рассчитывалась по лунным циклам, поэтому год состоял из 12 месяцев по 29 дней. Кабардинцы доводили месяц до 30 суток. В осетинском календаре изменялась длительность месяца, существовали вставные дни и подобие високосного года».