"Мекка выглядит потрясающе". Паломники прошлого и настоящего о главном городе ислама и о расходах на хадж
Абдул-Азиз Давлетшин, хаджи 1898 года:
Улицы в Мекке не отличаются ни прямизной, ни правильностью планировки; главные улицы в общем достаточно широки, 6–8 саж. в среднем, но дома то выступают, то отступают от общей линии, потому одна и та же улица имеет в разных местах разную ширину.
Кроме того, улицы застроены прислоненными к зданиям деревянными будками, обращающимися во время хаджа в лавки, бывают заставлены бесчисленными шуртуфами прибывающих кафеля, обставляются столиками торговцев и потому кажется еще более узкими; при отсутствии же дворов весь сор и отбросы из домов выбрасываются прямо на улицу; по той же причине здесь содержится весь домашний скот, здесь же доят коров, коз.
Принадлежностью улиц, так же как и в Константинополе, являются целые стаи бездомных собак; мощеных улиц в Мекке нет, поливка нигде не производится, для освещения же сами жители вывешивают кое-где фонари с керосиновыми лампами. (...)
Кааба. Изображение на изразце. Египет. Источник Representations of the Ka`aba in the art of Iran, Turkey, Kuwait, Egypt, Tunisia and Saudi. http://artekaaba.blogspot.ru/2007/11/blog-post.html
Минимум суммы, необходимой для совершения только хаджа, то есть без посещения Медины, считается в годы, когда нет карантинов, в 300 руб.; при желании же поклониться и гробнице пророка требуется около 500 руб., в общем же наши паломники средней состоятельности берут в дорогу сумму около 1000 руб.; если предположить, что столько же нужно оставить для обеспечения до возвращения своей семьи, то обряд хаджа является обязательным с точки зрения шариата для всех наших мусульман, располагающих свободной суммой в 2000 руб. Совершить бедэль (бадль) (хадж, совершаемый за другого человека - НН) обыкновенно берутся за плату от 500 до 1000 руб.
Все паломники вообще, в особенности едущие из России, берут с собою большое количество всякого багажа, пользуясь отчасти бесплатной перевозкой его на пароходах и по египетским железным дорогам; необходимыми предметами для этого путешествия являются прежде всего самовар, чайная и кухонная посуда, русский чай, который трудно достать за границей, разная провизия, в том числе несколько мешков с ржаными сухарями, особенно ценимыми нашими паломниками в Хиджазе, сушеная черная смородина, пастила и т. п.; но более всех берут с собой провизии наши киргизы, запасаясь в дорогу соленой кониной, жирными колбасами, сухим сухосоленым овечьим сыром (крут) и пр.
Лариса Дорогова, Кабардино-Балкария, хаджи 2002 года:
Самое большое впечатление произвела сама мечеть и Кааба: абсолютная чистота, величие, современные эскалаторы на верхний этаж, люди со всего мира. Я впервые увидела так много африканцев чернокожих, среди них милые женщины в белых одеяниях улыбались нам и, поскольку мы не знали язык друг друга, то гладили нас по плечам и рукам, и мы понимали друг друга, что в эти моменты мы искренни и благожелательны. На этаж ниже располагается место источника Зам-зам, где очень было чисто и удобно попить воды. В город мы практически не выходили, так как жили неблизко от мечети, нас везли на автобусе; помню, что удивлял абсолютно ровный асфальт, который не плавился от жары и стольких колес от неимоверно большой вереницы автобусов с паломниками.
1960s India Vintage Muslim Religious Print. Источник http://www.ebay.ca
В 2002 году обходился 1000-1100 долларов, намного дешевле, чем сейчас. Видимо, тогда было больше возможностей прибегнуть к помощи благотворительных фондов, т.к. у нас люди не так богаты.
Руслан Камбиев, Карачаево-Черкесия, хаджи 2009 года:
Мекка производит незабываемое впечатление. Чувствуется энергетика миллионов паломников. Город с одной стороны очень современный, присутствуют большие торговые центры с представленными там мировыми брендами, в тот же момент, много исторических мест не только для Ислама, но и захватывающих более ранний период, ведь Мекка была священным городом задолго до возникновения Ислама. Вокруг главной мечети Масджид Аль- харам( что означает «запретная мечеть») стоят современные небоскребы, весь центр города выложен великолепным мрамором и повсюду проложены современные коммуникации.
Стоимость Хаджа в Мекку от 90 до 150 тысяч рублей. В стоимость входит перелет, трансфер, проживание. Питание осуществляется либо самостоятельно, либо регулярно кормят многочисленные благотворительные организации. Зачастую, разница в стоимости определяется расстоянием от Мечети Масджид Аль-харам и комфортом проживания в гостинице.
Вид с воздуха на долину Мина около священного города Мекка в Саудовской Аравии. 7 ноября 2011. Источник http://loveopium.ru/prazdniki/xadzh-2011.html
Ахмет Ибрагимов, Чечня, живет в Каире, хаджи 2010 года:
Мекка выглядит потрясающе, самое большое, что впечатляет, это когда первый раз видишь Каабу, (куб, построенный первый раз пророком Ибрагим и его сыном Исмаил, мир им). И, конечно, не обошлось и без новых построек, там днем и ночью строят гостиницы. Местность там горная, одни горы и тоннели, роскошь, в основном там автомобили американского производства. Обшественный транспорт тоже есть, но из-за большого потока людей всем не хватает.
Во сколько обходится хадж сейчас, не могу сказать, тогда когда я совершал, то есть два года назад, мне обошлось 120000 рублей. В Чечне, например, почти все паломники совершают хадж за счет главы нашей республики. А в других местах не знаю, какие там благотворительные фонды.
Маэстро (это ник), Чечня, хаджи 2010 года:
Мекка очень современный город. Очень много новых построек и коммуникаций, везде бесплатный вай фай. Но, к сожалению, не весь город чистый и опрятный, окраины города в плачевном состоянии. Но сейчас идет грандиозная стройка центра города вокруг Мечети. Плюс ко всему проблема мусора очень актуальна для города во время Хаджа, так как город практически в это время не чистят, что было очень обидно для меня.
Хадж для российский мусульман обходится от 70 - 120 тыс в среднем, это без учета на карманные расходы и подарки для друзей и родственников. Но многие совершают Хадж на машине что значительно уменьшает сумму. В России есть несколько благотворительных фондов или частных лиц, которые оплачивают Хадж малоимущим или студентам. Я сам совершил Хадж за счет Регионального Общественного Фонда А.Кадырова. Знаю, что Сулейман Керимов также оплачивает путевки в хадж.
P.S. Лариса Дорогова, Руслан Камбиев, Ахмет Ибрагимов любезно согласились ответить на мои вопросы о хадже в фейсбуке.
О наших соотечественниках, живущих в Мекке, о мотивациях современных хаджи, о значении хаджа - в следующих постах...