Старикам здесь место
Несколько дней назад я вместе с моими коллегами работала в поселке Энем в Адыгее. Здесь нас встречал Мурат, 26-летний младший брат моего давнего друга Азамата: Мурат перехватил нашу машину на трассе Майкоп-Краснодар, проводил в райцентр, помогал состыковывать наши встречи, следил, чтобы наше пребывание было комфортным, был предельно тактичен и предупредителен. Все это время его присутствие почти не замечалось, он был сдержан и немногословен, и вообще его поведение и в пути, и за столом напомнило мне классические времена отношения младших к старшим, описанные в известных европейских источниках.
Вообще отношения между младшими и старшими подчинялись строгому этикету – на Кавказе говорили, что «старшему первый привет, лучше кусок и мягче постель».
Жесткие табу в поведении младших по отношению к старшим действовали вплоть до 1980-х гг. и только в 1990-е годы система взаимоотношений «старший-младший» стала рушиться на глазах. При старших не садились, разве только после их настоятельного приглашения. В их присутствии многое было нельзя: нельзя стоять, не соблюдая определенной дистанции, нельзя стоять облокотясь или держать руки в карманах, нельзя разговаривать с кем-то, повернувшись к старшему спиной. В присутствии старших нельзя чесаться, курить, вести разговоры на фривольные темы. Нельзя заговаривать со старшим первыми, перебивать их, нельзя обгонять, пресечь дорогу старшему, тем более - нельзя старшего окликнуть.
Дистанция между младшими и старшими на Кавказе была, с одной стороны, реальной, физической, что выражалось в нахождении младших на определенном «почтительном» расстоянии от старших в пространстве их взаимодействия. С другой стороны, дистанция была словесной, вербальной - в ней доминируют краткость, сдержанность в общении со стороны младших и широкие возможности для наставления и поучения со стороны старших. В пути младший находился слева от старшего. Если старший и младший встречались на дороге, то первый должен был повернуть коня и провожать старшего, пока тот не разрешал ему вернуться.
Перед такими стариками невольно вытягивались по стойке смирно...
На фото Тугужоко Куй-Хаджи. 1880- е гг. Из личного архива Самира Хотко
Предельного совершенства и разветвленности этикетные нормы по отношению к старшим достигли в феодальной Кабарде, где они испытывали на себе влияние сословно-классовой структуры общества. С одной стороны, сохранялась народная традиция почтения к старшим, независимо от их социального положения. Старого крестьянина молодой князь мог приветствовать вставанием и садился только с разрешения старика. С другой стороны, описаны случаи, когда целый обоз крестьянских телег уступал место младшему по возрасту князю или дворянину.
С этой темой связана и проблематика долголетия на Северном Кавказе. Еще лет 10-15 назад в регионе можно было встретить 90-100 летних стариков, запросто справляющихся «на хозяйстве», а некоторые из них были не прочь «зажечь» на свадьбах или родовых сходах.
Долголетие на Кавказе стало объектом исследования западных ученых где-то в 1970-е. На Кавказ, в те места, где отмечались «сгустки долгожительства», особенно в Абхазию, отправлялись академические экспедиции в поисках «философского камня» долголетия.
Ученые высказывали несколько версий. Например, сторонники экологической версии говорили о благоприятном горном климате. Некоторые ученые обращали внимание на режим и качество питания, трудовую активность пожилых людей. В конце концов, пришли к выводу, что в ряду многих факторов благоприятный психологический климат по отношению к старикам в семье и обществе, в том числе и создание атмосферы их нужности и востребованности, дает старикам комфортное состояние духа.
Еще в 1860-е гг. появились первые звоночки того, что система будет изменяться – в местных аульских административных органах и судах стало появляться все больше людей молодого и среднего возраста, выдвинувшихся благодаря своей лояльности к новой власти, материальному состоянию и личным качествам. Молодежь уже не всегда была послушной воле старших.
Самыми разрушительными для системы «старший-младший» оказались 1920-е гг. В это время даже появляется термин «стариковство» - советские пропагандисты не жалели красок, чтобы доказать, что старики, говоря современным языком, устаревший девайс, тормоз на пути развития нового общества. К этому рефрену добавлялась тема классовой ненависти - кулаку якобы было легче эксплуатировать бедняка, потому что он не просто кулак, а почетный старик. «Уважают не стариков вообще, а богатых и знатных стариков. Об уважении и внимании к старикам – батракам, беднякам и середнякам не может быть и речи», - типичная фраза из газетных публикаций 1920-х гг.
Более жесткие меры по искоренению «стариковства» применялись в 1930-1940-е – в сталинские лагеря отправляли умирать целые эшелоны стариков, чтобы они не мешали строить новую жизнь.
О современных старших и младших – в следующем посте…