Репортаж из зала Верховного суда (Беслан) - 3
репортаж с сегодняшнего заседания суда, из которого читатель узнает как одной из подсудимых снизили сумму штрафа вдвое, а также, почему это не устроило ни одну из активисток "Голоса Беслана".
Активистки "Голоса Беслана" сочли предвзятой позицию суда по их делу
Верховный суд Северной Осетии смягчил наказание участнице акции в Беслане Жанне Цириховой, снизив сумму штрафа. Несмотря на смягчение наказания, суд не принимает во внимание доводы стороны защиты, считают активистки "Голоса Беслана".
Как писал "Кавказский узел", 1 сентября в Беслане активистки "Голоса Беслана" провели протестную акцию, на которую пришли в футболках с обвинениями в адрес Путина. Участниц акции задержали, суд приговорил их к общественным работам и штрафам, но активистки обжаловали это решение. 24 октября Верховный суд Северной Осетии оправдал одну из осужденных, Земфиру Цирихову.
Созданная выжившими жертвами теракта общественная организация "Голос Беслана" выступает за проведение независимого расследования событий 1-3 сентября 2004 года в Беслане. По версии "Голоса Беслана", власти могли избежать массовой гибели заложников при операции по их освобождению.
"Видеозапись могла бы дать ответ на ключевой вопрос"
Очередное заседание Верховного суда Северной Осетии по жалобе активисток "Голоса Беслана" началось сегодня с рассмотрения ходатайств, поданных накануне, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Суд отказался удовлетворить ходатайство Жанны Цириховой о том, чтобы исключить из материалов дела рапорт полицейского Алана Плиева. Сам Плиев не пришел на заседание.
Затем в ходе заседания суд допросил старшего инспектора отдела исполнения наказаний Правобережного РОВД Казбека Гиоева. Гиоев составил протокол об административном правонарушении Жанны Цириховой 1 сентября.
Суд поинтересовался у полицейского, где находятся видеосъемки, которые вели сотрудники РОВД. "Вроде как все говорят, да, снимали, многие снимали, но самой кассеты мы получить не можем. Полиция нам отвечает, что не может понять, куда делись эти кассеты", - возмутилась судья Назират Кокаева.
В свою очередь Гиоев Казбек сообщил, что "видеоматериалы были предоставлены в суд Правобережного". Однако адвокат Игорь Бегиев заметил, что стороне защиты ранее заявляли о том, что "кассета находится в отделе криминалистики".
По мнению потерпевших, видеозапись могла бы ответить на вопрос, выкрикивали ли участницы акции в адрес сотрудников полиции фразу: "Вы – убийцы".
Активистки "Голоса Беслана" поинтересовались у Гиоева, почему оба понятых по делу, Алена Кцоева и Чермен Гусалов, являются сотрудниками РОВД. На это Гиоев заявил активисткам, что Кцоева и Гусалов "являются неаттестованными сотрудниками".
Элла Кесаева спросила у полицейского, почему показания понятых "были сделаны будто под копирку". "Ну, они (Кцоева и Гусалов) стояли рядом", - заявил полицейский.
До перерыва Элла Кесаева, которая вместе с адвокатом Игорем Бегиевым представляет интересы остальных активисток "Голоса Беслана", заявила еще одно ходатайство о признании незаконным протокола об административном правонарушении Жанны Цириховой.
В частности, по словам Кесаевой, Цириховой "не были разъяснены ее права, и в соответствующей графе нет ее подписи об этом". Судья посчитала эту аргументацию недостаточной и отклонила ходатайство.
В перерыве, который длился около двух часов, активистки "Голоса Беслана" достали скромную провизию и стали угощать приставов. "А вы знаете почему отец Бэкки Тетчер был уважаемым человеком?" – вдруг спросил у присутствующих адвокат Игорь Бегиев, напомнив об одном из главных персонажей романа Марка Твена "Приключения Тома Сойера", однокласснице и подружке Тома Сойера. "Потому что он был выборным судьей и ему было плевать даже на президента Америки. Его выбрал народ, и ответ он держал перед народом. А у нас все наоборот", - заявил адвокат.
"Цирихова участвовала в пикетировании, а не в мирном собрании"
После перерыва судья Назира Кокаева огласила решение по делу Жанны Цириховой. Суд согласился переквалифицировать дело с части 2 статьи 20.2 КоАП (организация несогласованной акции) на часть 5 той же статьи (нарушение установленного порядка проведения акции), так как Цирихова была лишь участницей акции, а не ее организатором.
Суд принял во внимание, что Цирихова была лишь участницей акции, а не ее организатором. Кроме того, суд учел, что Жанна Цирихова является инвалидом второй группы и имеет ребенка на иждивении.
В то же время судья посчитала, что Цирихова "принимала участие в пикетировании, а не в мирном собрании". "Цирихова приняла участие в составе группы граждан в несанскционированном мероприятии, надев белую футболку с надписью: "Путин – палач Беслана", привлекая внимание СМИ, выкрикивая в адрес сотрудников полиции фразу: "Вы - убийцы", вела себя агрессивно...", - зачитала свое решение судья Назира Кокаева.
По решению суда сумма штрафа Жанне Цириховой была снижена с 20 тысяч рублей до 10 тысяч рублей.
"Решение суда свидетельствует о его предвзятом отношении"
Сразу после оглашения этого решения судья объявила заседание закрытым. Элла Кесаева обратилась к судье с просьбой разрешить направить еще одно ходатайство, но та ее остановила словами: "Кесаева, не затягивайте процесс!". "Ну давайте, убедите меня, что здесь что-то можно изменить", - с отчаянием сказала Кесаева.
В свою очередь Жанна Цирихова в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заявила о своем несогласии с решением суда. По ее мнению, суд "не учел все ее доводы, что говорит "о предвзятом отношении суда".
"Фразу: "Вы-убийцы" я не кричала. Если бы я это хотела сказать, то я бы это написала на спине своей белой майки", - сказала Жанна Цирихова.
Это уже четвертое решение суда по делу "Голоса Беслана". Лишь в одном случае судья сняла все обвинения, другие три закончились переквалификацией одной части статьи на другую и сменой наказания. Всего по этому делу обвиняются шесть женщин, каждая из которых обвиняется по двум статьям КоАП РФ. На сегодня рассмотрены дела четырех активисток по одному протоколу, отмечает корреспондент "Кавказского узла".
В числе тех, кто провел акцию протеста, были Элла Кесаева, дочь которой оказалась в заложниках, но выжила, Эмма Бетрозова, у которой в теракте погибли муж и два сына, Жанна Цирихова, которая сама была заложницей вместе с двумя дочерьми, одна из которых погибла, Светлана Маргиева, которая также была заложницей вместе с дочерью, погибшей у нее на руках, и Эмилия Бзарова, у которой в ходе теракта погиб сын. В защиту участниц акции выступили правозащитные организации Freedom House и Amnesty International.
Автор: Алан Цхурбаев; источник: корреспондент "Кавказского узла"