14 июня 2006, 09:10

В Краснодарском крае не прекращается дискриминация нацменьшинств

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Целые этнические группы, проживающие в Краснодарском крае, до сих пор не признаны гражданами Российской Федерации. В их число входят и проживающие в крае с 1991 года - они должны были бы быть признаны гражданами по п. 1 ст. 13 закона о гражданстве РФ от 1991 года, заявила на состоявшейся 12 июня в помещении Общества "Мемориал" встрече представителей российских неправительственных организаций (НПО) со спецдокладчиком ООН по расизму и ксенофобии Дуду Дьеном юрист Новороссийского комитета по правам человека Марина Дубровина.

"Турки-месхетинцы 15 лет жили в Краснодарском крае, не имея элементарных прав. Теперь они почти все уехали, но у нас остались другие этнические группы, такие как курды-езиды, хемшилы, курманч (батумские курды), приехавшие чуть позже месхетинских турок, но, тем не менее, проживающие по 10-12 лет в Краснодарском крае. Они не имеют гражданства, регистрации по месту пребывания. Это влечет за собой отсутствие доступа к трудоустройству, образованию, медицинской помощи, социальному обеспечению и т. п.", - рассказывает корреспонденту "Кавказского узла" Марина Дубровина.

"В Ниберджае я зашла в дом к одной семье - человек лежит и умирает. Он не может обратиться в больницу, т. к. у него нет медицинского полиса из-за отсутствия регистрации по месту жительства и нет денег, чтобы заплатить за лечение. Семья - около 10 человек, очень маленький дом. Вся семья живет на 100 рублей в день, и больной говорит, что не может оторвать от нее деньги на лечение", - приводит пример правозащитница.

По словам М. Дубровиной, до вступления в силу законов о гражданстве и правовом положении иностранных граждан в 2002 году и туркам-месхетинцам, и другим представителям национальных меньшинств, власти предоставляли временную регистрацию по месту пребывания, и они могли более или менее сносно существовать: работали, арендовали землю и т. п. Но затем регистрировать по месту жительства их перестали. "Сотрудники милиции знают, например, что в каком-то селе 15 лет живут люди, но приходят и штрафуют их за отсутствие регистрации каждые два-три месяца. Штраф - тысяча рублей. Но их не депортируют из страны", - говорит Дубровина.

Но есть и случаи депортации. Рассказывает Марина Дубровина: "В Белореченском районе Краснодарского края проживает семья, приехавшая в край в 2001 году: Бакир Гуржи-оглы - гражданин Киргизии, курманч по национальности, его жена и двое детей, граждане РФ. По этому делу нами готовится жалоба для направления в Европейский суд по правам человека. Бакира встретили на улице, проверили отсутствие регистрации, сразу отвели в суд, он ничего в свою защиту сказать не смог, у него не было доступа к юридической защите и суд 13 мая 2004 года вынес решение о его депортации из России в Кригизию. Оно не было исполнено, т. к. он обратился в нашу организацию за помощью, и мы обжаловали это решение неоднократно, в прокуратуру писали, чтобы она принесла протест на вступившее в силу решение суда - отовсюду поступили отказы. В апреле прошлого года его снова привлекли к административной ответственности за отсутствие регистрации по месту жительства, но уже без выдворения за пределы страны. В мае 2005 года истек год с момента решения суда. Согласно КоАП, если в течение года не исполнено постановление суда, то решение теряет силу. В сентябре 2005 к Бакиру Гуржи-оглы приехали сотрудники иммиграционной службы и препроводили его сначала в СИЗО на одну ночь, затем в депортационный центр, где он просидел до декабря. На нашу жалобу прокуратура ответила, что Гуржи-оглы сидит по решению суда, хотя срок его исполнения давно истек. 10 декабря его выдворили из России. Причем, билет Булату купили до Казахстана, откуда до Киргизии еще две с половиной тысячи километров. У него забрали паспорт, ни продуктов, ни денег на них не выдали. Это нарушение норм Европейской конвенции по правам человека и есть на эту тему прецедент в Европейском суде".

В Краснодарском крае сложилась практика отказов паспортно-визовой службой (ПВС) в выдаче разрешений на временное проживание. "Вне зависимости от того, какие человек собрал документы, какие доказательства он привел своей принадлежности к гражданству, в подтверждение своих заявлений - ПВС отказывает ему по национальному признаку. Если обратившийся обладает неславянской фамилией, ему отказывают в выдаче разрешения на жительство. Обжалование в суде, как правило, по словам М. Дубровиной, заканчивается еще до начала рассмотрения по существу, оставляют иски без движения".

Происходят в Краснодарском крае и избиения и убийства представителей этнических меньшинств на почве национальной неприязни. В 2005 году было два убийства. Они, говорит юрист Новороссийского комитета по правам человека, не должным образом расследуются, а следствием не рассматривается мотив этнической ненависти в действиях преступников. Отношение со стороны судей и сотрудников правоохранительных органов к представителям нацменьшиств часто неприязненное. "Я сама слышала заявление одного судьи: "вы - турки, сидите молчите". Сотрудники судов и правоохранительной системы позволяют себе ксенофобные высказывания", - отмечает Марина Дубровина.

Автор: Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

16 мая 2024, 04:09

16 мая 2024, 03:10

  • Обвинение потребовало девять лет для Михаила Балабанова

    В ходе прений в Южном окружном военном суде прокурор потребовала приговорить 21-летнего Михаила Балабанова к девяти годам заключения по обвинению в подготовке к поджогу военкомата в Невинномысске. Вина Балабанова доказана не была, в деле есть признаки фальсификации, указала защита, попросив оправдать подсудимого.

16 мая 2024, 02:11

16 мая 2024, 01:25

  • Правозащитники назвали дело Мовсара Умарова типичным для Чечни

    Решение грозненского суда предоставить Эсет Умаровой материалы дела об исчезновении ее сына Мовсара дает некоторую надежду его семье, однако следствие вряд ли охотно исполнит его. Судьба жителей Чечни, исчезнувших подобно Умарову, зачастую остается неизвестной, констатировали правозащитники.

16 мая 2024, 00:26

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей