16 февраля 2005, 21:15

Пепел Хайбаха

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Передо мной лежит схематическая карта горной территории Чечено-Ингушской АССР, на которой обозначены населенные пункты по состоянию на 1.01 1941 года. На этой карте остались названия населенных пунктов, но самих сел уже нет. Они перестали быть в коротком промежутке времени между 23 и 28 февраля 1944 года. Галанчож, Ами, Тийста, Кирбит, Хайбах, Нашхой, Моцарой, Чармахой, Ялхорой, Хилахой, Пешхой, Зумсой... В этом ряду более 150 населенных пунктов. Теперь это - мертвые села.

В одном из этих сел - Хайбахе - произошла величайшая трагедия, когда более 700 человек в одночасье были заживо сожжены в сельской конюшне, "ввиду нетранспортабельности и в целях неукоснительного выполнения в срок операции "Горы", как написал Наркому внутренних дел СССР Лаврентию Берия полковник Гвешиани, руководивший этой операцией. Если бы в течение многих лет не замалчивалась бы правда об этой трагедии, название села Хайбах звучало бы в одном ряду со словами Хатынь, Куропаты, Лидице, Сонгми...

Замалчивание подобных событий - не самый лучший выход. Это много раз доказывала сама истории. Через сорок лет нашлись люди, которые во весь голос заговорили об этом чудовищном акте геноцида по отношению к доверчивым, беззащитным людям, безропотно отправившимся внутрь конюшни, где к тому времени солдаты постелили солому, чтобы, как они говорили, "людям было удобнее дожидаться самолета, который должен был прилететь за ними с равнины". Среди отправившихся в конюшню были немощные старики, молодые матери с грудными младенцами, и, как потом выяснилось, подростки, которым хотелось "полететь на самолете".

Попытаемся воссоздать эту картину по рассказам остававшихся в живых свидетелей трагедии (к счастью, они сохранились в аудиозаписях). Чтобы соблюсти географию, возьмем по одному очевидцу из каждого села.

Ахмед Мударов, село Тийста: "Я услышал приказ: "расстрелять". На меня была наставлена винтовка. Раздался выстрел. Меня отбросило в сторону. Я упал. Пуля пробила челюсть. Потом рядом стоявший нажал на курок и выпустил в меня почти весь диск автомата.

После этого я ещё видел и слышал. Потом ко мне подошёл другой военный. Он сзади штыком проткнул мне спину, и, не вынимая штыка, потащил меня к обрыву и сбросил вниз. Спереди, через рёбра, вышел кончик штыка. Я видел этот заострённый кусок металла, торчащий из моей груди. Когда штык входил в моё тело, было очень больно. Было больно и тогда, когда обладатель штыка вынимал его. Эту острую пронизывающую боль я ощущаю и сейчас.

На дне обрыва я потерял сознание. Меня тащили штыком, как калошу палкой. В тот день расстреляли и всех остальных членов моей семьи: мать Ракку, сестру Зарият, брата Умара, сыновей Ахъяда - 8 лет, Шаъмана - 6 лет и Увайса - 5 лет, восьмилетнюю племянницу Ашхо. Из них сразу после расстрела умерли 6 человек. Военные почему-то в остальных двух членов моей семьи произвели только по одному выстрелу. То ли экономили пули, то ли оставили для того, чтобы дольше мучились".

Саламбек Закриев, село Нашха: "Это было в конце февраля 1944 года. Я увидел стоящего на склоне горы Ерды-Корт своего односельчанина Писара Гамаргаева. Оттуда все населённые пункты Галанчожского района были видны, как на ладони. Гамаргаев позвал меня. Мы разговорились. Он сообщил мне, что в село Хайбах свезли всех жителей Галанчожа. Он также отметил, что второй день наблюдает за движением людей. В Хайбахе выселяемые переночевали. Наутро многих по льду озера Галанчож отправили на равнину, а часть жителей завели в колхозную конюшню. Потом через некоторое время колхозная конюшня начала гореть, над крышей поднялся чёрный дым. Позже Гамаргаев с другими оставшимися в живых и избежавшими высылки сельчанами пошли в Хайбах и начали хоронить останки сожжённых. Было опасно. Они поставили дозорных, чтобы сообщить о появлении солдат, так как в случае встречи с солдатами они расстреляли бы чеченцев, ни о чём не спрашивая. Так, на протяжении трёх суток они хоронили останки сожжённых и расстрелянных жителей села Хайбах".

Ахмед Гамаргаев, село Хайбах: "Когда началось выселение, я был в урочище, где содержался наш скот. В село возвращаться не стал - было опасно. Когда через несколько дней вернулся домой, там уже никого не было. Всё в доме было разбросано. Вещи и продукты валялись во дворе. Солдаты унесли вяленое мясо, сыр, муку, а оставшиеся продукты облили керосином. Мы, вместе с другими оставшимися в горах чеченцами ушли в горы, так как в селе оставаться было нельзя. Солдаты в упор расстреливали любого попавшегося им чеченца. Стреляли не только в людей, но и в животных. Раздавались крики, плач, стоны, зовы о помощи, слышались автоматные очереди..."

Абухажи Батукаев, село Нашха: "Перед выселением я работал председателем Нашхоевского сельского Совета. В то время у меня жил военный инженер, лезгин, по имени Магомед Махмадмили. Он прожил у меня 9 суток. Однажды этот офицер попросил меня принести Коран. Я ответил, что у меня в доме нет Корана. Он тогда достал свой Коран и позвал меня в мечеть. Он попросил меня, чтобы я поклялся на Коране, что не разглашу то, что он мне сейчас сообщит. Я сначала не решался дать клятву, но потом согласился. После этого он сообщил мне, что у всех чеченцев заберут скот, и предупредил меня, чтобы я частично продал свой скот. Но его тогда мало кто покупал, да и не поверил я этому лезгину.

На вторые сутки Махмад сказал, что не всё рассказал мне, что всех чеченцев и ингушей скоро выселят, ориентировочно к 1 марта 1944 года. Он сам помогал мне зашивать деньги в детскую одежду, предварительно смазав их маслом, чтобы не хрустели. Мы начали готовиться в дорогу. У меня было четверо детей - сын и трое дочерей. Сыну было 9 лет, самой младшей дочери был всего один день, т. е. она родилась в день выселения и погибла в этот же день. Меня вскоре вызвали в с. Ялхорой - центр Галанчожского района. Вернуться домой не смог - не пустили. В тот же день у меня в Хайбахе погибла мать, жена и четверо детей, кроме того, у моего дяди, Ибрагима Бабаева, погибло семеро детей, сестра, дочь с тремя детьми, жена, всего - 19 человек. Боль этой утраты не даёт нам покоя и сегодня".

Салман Джалаев, село Галанчож: "В период депортации мой отец работал пастухом, а я ему помогал. Старший брат Салам находился на фронте. После выселения мы остались на ферме, продолжая работать. О трагедии, случившейся в Хайбахе, узнали на второй день. Об этом рассказывали сами очевидцы, которые захоронили трупы несчастных. Восемь месяцев мы скрывались от работников НКВД, так как любому из нас в случае встречи с ними грозила смерть. Таились мы потому, что знали знакомых, которых убили солдаты. Военные постоянно прочёсывали горы.

Я знаю о том, что в тот период убили Абуязида Комуркаева, Сациту Закриеву, Банажу Гаеву, Рукмана Эльгакаева, Тимирсолта Закриева, Саламбека Алихаджиева, Иби Довтаева и многих других. При этом применялись самые изощрённые методы уничтожения людей, такие, как отравление продуктами. Солдаты минировали участки, отрубали головы трупов и увозили их с собой. Уничтожали невинных людей под видом борьбы с бандитами и врагами народа, увозили скот и имущество".

Айбика Тутаева, село Хайбах: "До выселения я жила в бывшем селе Хайбах Галанчожского района. В день выселения жителей со всех окрестных сёл и хуторов свезли в наше село. Во все селениях было много вооруженных солдат. Я хорошо помню, как безжалостно обращались с населением. Уничтожались продукты, отбирался скот, солдаты ломали и портили имущество, которое веками было нажито людьми, также разрушались исторические строения. После скорых сборов в пешем порядке нас в сопровождении солдат отправили в ст. Сунженская. Это расстояние примерно в 80-100 километров. Накануне целые сутки с. Хайбах нас держали на снегу. Я помню, как родила ребёнка прямо на снегу женщина по имени Батукаева Пайлах.

В Хайбахе остались те, кто в силу своей болезни, старости или по другим причинам не могли самостоятельно передвигаться. Среди них были люди совершенно здоровые - они ухаживали за своими больными родственниками. Им было обещано, что за ними прилетит самолёт и их всех заберут. Среди оставшихся в Хайбахе были многие мои родственники: Гаев Тута, Гаев Хату, Гаева Сари, Гаева Марем, Гаева Хаса с новорожденными близнецами по имени Хасан и Хусейн, Гаев Хасамбек и многие другие. Все они были сожжены".

Зайнди Зулаев, село Нашха: "В то время мне было десять лет. Мне отец рассказывал об одном эпизоде, свидетелем которого он стал во время депортации чеченцев. Когда их вели колонной, у одной беременной женщины начались схватки. Её, чтобы пристрелить, отвели в сторону. И тут женщина рожает ребёнка. Все боялись подойти к ней, так как того, кто посмел бы это сделать, могли пристрелить на месте. Мой отец, Чергизов Зула, увидев её, резко бросился к ней и схватил новорожденного, затем помог женщине встать и посадил её на телегу. Фамилия той женщины - Амагова. Она всю жизнь благодарила отца за тот поступок. Умерла она в Казахстане.

 За этот поступок отца могли застрелить, но так как колонну вёл капитан, который жил у нас накануне выселения, этого не случилось. Видимо, у него рука дрогнула, и он не смог поднять руку на знакомого. Может быть, чисто по-человечески его пожалел".

Эльберт Хамзатов, село Галанчож: "Никакой причины для того, чтобы выслать целый народ, не было. У нас трудолюбивый и очень доверчивый народ. Кто был призван в ряды Советской Армии, все отважно воевали. Среди нас не было ни дезертиров, ни предателей. Никто не уклонялся от службы в рядах Советской Армии. Поэтому я утверждаю, что не было никаких причин для выселения нашего народа.

В результате этого неописуемого глумления умерло огромное количество людей. Те, кто оставался в горах после выселения, в основном были уничтожены. В результате депортации мы потеряли примерно половину населения. Более того, были разорены все села, конфисковано огромное количество скота".

Вот такие остались воспоминания у людей, ставших свидетелями той трагедии. У них нет злости, они никому не хотят мстить. Но при этом часто в разговорах задают один и то же вопрос: "За что?" Недоумевают, откуда в людях столько злости. Этим же вопросом некогда устами своего героя задавался и великий русский писатель Лев Толстой в знаменитом "Хаджи-Мурате". И тоже не находил ответа.

Позволю себе привести здесь отрывок из неопубликованных воспоминаний Василия Федоровича Русина, который, по его признанию, провел в этих краях свои лучшие годы. Он приехал сюда в начале тридцатых годов в качестве молодого специалиста-зоотехника и навсегда породнился с чеченцами. Работал министром сельского хозяйства, первым секретарем в Урус-Мартановском и Ачхой-Мартановском районов, а в период возвращения чеченцев и ингушей на родину, был членом Оргкомитета по восстановлению ЧИАССР. Трагедию чеченцев перенес, как собственную. "Я много раз и довольно часто бывал в Галанчоже, сидел у развалин нашего дома в старом Галанчоже, - пишет Василий Федорович в своих воспоминаниях. - С непередаваемым душевным трепетом притрагивался к высеченной мной надписи в день моего приезда в эти места - "15 марта 1936г.". Людей здесь давно нет, и дома этого уже почти нет, одни развалины, а надпись осталась.

В минуты такого уединения я вспоминаю картинки прошлых лет, которые неотступно следуют за мной на протяжении почти семидесяти лет. Вспоминаю чистые горные сакли с устланными коврами нарами, на них - пуховые подушки, небольшая кирпичная или железная печь, в которой прямо на углях печется румяный чурек. В котлах варится мясо - свежее обязательно варилось отдельно от сушеного. А какой здесь был воздух! И какая вкусная родниковая вода! И главное - какие люди!

Больно было видеть эти развалины там, где было множество сел и хуторов, где по-своему счастливо жили замечательные люди с чистыми помыслами. Они жили своим нелегким трудом, жили непросто, не имея никаких претензий ни к власти, ни к тем, кто эту власть представлял и был обязан делать их жизнь легче".

Тамара Чагаева

Опубликовано 15 февраля 2005 года

источник: Газета "Чеченское общество"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

20 июля 2024, 04:33

  • Адвокаты прокомментировали новое обвинение Мелиховой в дискредитации армии

    В стихотворении кубанской активистки Марины Мелиховой, на которое обратили внимание силовики, нет ничего дискредитирующего российскую армию, заявила адвокат Мария Спасибухова. По ее мнению, уголовная судимость по статье о дискредитации не отразится на новой административной статье. Для обвинения в дискредитации нужно доказать, что стихотворение было распространено самой Мелиховой или с ее согласия, отметила адвокат Ирина Желтухина.

20 июля 2024, 04:00

20 июля 2024, 03:01

  • Экономисты призвали освободить из-под стражи Назима Бейдемирли

    Группа экономистов обратилась к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву с просьбой оказать содействие в освобождении из-под стражи бывшего депутата и предпринимателя Назима Бейдемирли. Они обратили внимание на его заслуги как парламентария и общественного деятеля, а также на его возраст и состояние здоровья.

20 июля 2024, 02:02

20 июля 2024, 01:03

  • Власти Гудауты подтвердили проблемную ситуацию со стоками из отеля

    Жители Гудауты заблокировали канализационные стоки из отеля "Россия", которые сливались прямо в море. Септик в отеле не рассчитан на такое количество отдыхающих, владельцы пообещали решить проблему, но пока не решили, заявил и. о. главы Гудаутского района Валерий Авидзба. Проект отеля не прошел экологическую экспертизу, руководство обещало поставить обеззараживающую установку, сообщил председатель госкомитета Абхазии по экологии Савелий Читанава.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей