29 декабря 2004, 10:49

"Басаев спросил, как мои сестры попали на Норд-Ост"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вчера в Верховном суде Северной Осетии продолжилось слушание дела о теракте в автобусе, перевозившем персонал военного аэродрома Моздока. Показания давал последний из четырех подсудимых - Рустам Ганиев, отвечавший в отряде Шамиля Басаева за подготовку шахидок. Две сестры подсудимого Ганиева участвовали в захвате театрального центра на Дубровке.

Ранее суд уже допросил подсудимых Магомеда Кодзоева, Иссу Илиева и Аркадия Арахова. Ни один из них не признал своей вины. Вчера начался допрос Рустама Ганиева.

Подсудимый Ганиев рассказал, что до второй чеченской войны вместе с братом работал в Грозном охранником склада.

- Моя сестра тоже жила тогда в Грозном,- вспоминал он.- Когда началась война, она погибла при бомбежке. Хозяин склада, где мы работали, Ислам Курбаев, сказал, что мы можем выбирать: или уходить домой, или оставаться, чтобы воевать. Я решил уйти, а мой брат остался, чтобы забрать заработанные нами деньги. Но через день он был ранен осколками снаряда и умер. Тогда я решил остаться. Ислам выдал мне автомат и "разгрузку".

Отряд Ислама Курбаева вскоре ушел из Грозного в горы, а Рустам Ганиев примкнул к небольшой группе боевиков.

- Когда федералы взяли город в кольцо, всех боевиков, кто был в городе, собрали на территории завода и сказали, что надо прорывать окружение. Мы хотели добраться до Шатойского района. Были там только через месяц.

В Шатое Рустам Ганиев попал в отряд, которым командовал араб Зейд. Его боевики напали на станицу Ассиновская, захватили главу администрации и начальника милиции, но убивать их не стали. "Поговорили с ними и отпустили",- утверждает подсудимый.

Поскольку он уже находился в розыске, знакомые сделали ему новый паспорт на имя Курейша Яхьяева. С ним Рустам Ганиев и вернулся в свое родное село Ассиновская. Через некоторое время он поехал навестить родственников и узнал, что село окружили федеральные войска.

- Точно могу сказать, что 1700 человек молодежи забрали и держали в поле где-то неделю,- сказал Рустам Ганиев.

- Просто держали? - поинтересовался его адвокат.

- Нет. Били, издевались,- ответил подсудимый.- Кто деньги давал, тех отпускали. Но только женщин и девушек. Парней не отпускали.

После этого Рустам Ганиев присоединился к "Халифату" - ингушской группе боевиков, подчиненной Руслану Гелаеву. Но воевать не стал.

- Магомед Хашиев, по-моему, заместитель командира "Халифата", сказал, что знает чеченскую группу "Муслим", и предложил поговорить с ее руководством, чтобы они взяли меня к себе. Он отвел меня в лес, к Шамилю Басаеву. Басаев спросил, как мои сестры попали на "Норд-Ост" (две сестры Ганиева погибли во время штурма здания.-Ъ). Я сказал, что сам бы хотел об этом узнать, потому что о том, что они погибли, моей матери сказали люди из Москвы, которые приезжали и показывали фотографии. А потом я вспомнил, что сестры общались с беженкой из Грозного - Зурой, которая жила в нашем селе. Они и пропали вместе. Басаев просил описать ее, я сделал это как мог.

Через месяц после этой встречи к Рустаму Ганиеву пришел Магомед Кодзоев и попросил найти Зарему Мужихоеву, которая была его односельчанкой.

- Я спросил у своей сестры Раи, знает ли она такую,- продолжил Рустам Ганиев.- Она сказала, что знает, и я через нее передал Зареме записку. Она прочитала ее и сказала, что давно этого ждала. Я понял, что речь идет о том, чтобы она взорвалась. Я сказал тогда: "Лучше не делай этого", а она сказала, что это не мое дело.

Рустам Ганиев снял для Заремы Мужихоевой квартиру в Моздоке, передал ей сотовый телефон и деньги. Потом ее отвезли в город и показали место будущего теракта. В снятой же им квартире подельники оставили пакеты с поясами смертников: "Сказали, что лучше их не трогать, потому что все готово и надо только нажать кнопку. Я и не трогал".

Зарема Мужихоева заболела, и теракт в Моздоке в итоге совершила другая смертница - Лидия Хальдыхароева. А Зарему Мужихоеву в прошлом году приговорили к 20-летнему заключению за теракт, совершенный в Москве: она так и не привела в действие взрывное устройство, но при его разминировании погиб сотрудник ФСБ.

Допрос подсудимого Ганиева продолжится сегодня.

Заур Фарниев

Опубликовано 29 декабря 2004 года

источник: ИД "Коммерсантъ"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

20 июля 2024, 01:03

  • Власти Гудауты подтвердили проблемную ситуацию со стоками из отеля

    Жители Гудауты заблокировали канализационные стоки из отеля "Россия", которые сливались прямо в море. Септик в отеле не рассчитан на такое количество отдыхающих, владельцы пообещали решить проблему, но пока не решили, заявил и. о. главы Гудаутского района Валерий Авидзба. Проект отеля не прошел экологическую экспертизу, руководство обещало поставить обеззараживающую установку, сообщил председатель госкомитета Абхазии по экологии Савелий Читанава.

20 июля 2024, 00:04

19 июля 2024, 23:10

19 июля 2024, 22:11

19 июля 2024, 21:13

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей